Пленарное заседание Совета Федерации

10:56Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП

00:00Генпрокурор России выступит перед сенаторами с ежегодным докладом

Иван Мельников: Правильное решение рано или поздно пробивает себе дорогу

Первый заместитель председателя Государственной Думы рассказал, как боролся за сохранение бесплатного образования

Тема: 30 лет парламенту России

24.03.2023 00:00

Автор: Евгений Круглов

Иван Мельников: Правильное решение рано или поздно пробивает себе дорогу
Иван Мельников. © АГН Москва

В 2023 году современный российский Парламент отмечает юбилей. Первые выборы в Совет Федерации и Государственную Думу прошли 12 декабря 1993 года. С тех пор Федеральным Собранием были приняты сотни законов, существенно изменивших жизнь в нашей стране. Дать оценку работе Парламента мы попросили самих депутатов и сенаторов. Наш собеседник сегодня — доктор педагогических наук, автор учебников математики для педагогов и учащихся старших классов, профессор кафедры математического анализа Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, депутат Госдумы II—VIII созывов, первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.

— Иван Иванович, какой закон, подготовленный вами, считаете самым важным?

— Наверное, тут нет какого-то одного-единственного закона. Это пласт законотворчества, который идет сквозь всю мою парламентскую биографию: образовательный. Все началось, когда в 1996 году, во втором созыве, товарищи и коллеги доверили мне возглавить Комитет по образованию и науке. Это было непростое время, когда дербанились различные отрасли хозяйства. Все, что могло приносить доход, все лакомые куски растаскивали по сторонам. И вот те годы были временем законодательной защиты нашей образовательной системы. Борьба тогда шла и за сохранение бесплатного образования как такового, и за пенсию за выслугу лет для учителей, и за налоговые льготы для образовательных учреждений, и за отсрочку от армии для студентов. Все эти вопросы, такие очевидные сегодня, в те годы были совсем не очевидны. Нужно было закладывать все это в законодательный фундамент уже современной России.

Потом произошла реформа образования, появилась концепция «потребителя образовательных услуг». И уже в 2000-е годы я много лет вместе с моими товарищами, депутатами Олегом Смолиным и Жоресом Алферовым, разрабатывал альтернативную модель, программу законодательных инициатив «Образование для всех». А в 2012 году мы внесли в Парламент результаты этого большого труда: проект закона «О народном образовании», направленного против коммерциализации системы образования, обязательного ЕГЭ, Болонской системы. Тогда наш проект закона не прошел. Но спустя десять лет, начиная с известных событий прошлого года, когда международная обстановка поставила перед Россией задачу суверенизации научно-образовательной системы и возвращения к своим лучшим традициям, очень многие наши предложения стали претворяться в жизнь. В этой работе я тоже принимал и принимаю участие. Это приятное чувство, что многолетние усилия не потрачены напрасно.

— Какое самое яркое событие вспоминается за годы вашей парламентской работы?

— Естественно, на моей памяти ярких событий в парламенте было немало. От ощущения эпицентра политической борьбы в дни запуска процедуры импичмента Борису Ельцину до последних лет, связанных с неординарными условиями работы во время пандемии или необходимостью быстро и консолидированно отвечать на беспрецедентные внешние вызовы, включая военные.

Но тут надо четко провести грань между резонансными или крупными событиями и именно яркими. Эпитет «яркий» больше всего подходит к рассмотрению вопроса о воссоединении России с Крымом и Севастополем. Было ощущение, что тебе выпала честь стать частью необыкновенно важного, очень правильного, очень нужного решения. Внести вклад в созидание исторической важности. Это сложно описать словами. Это были уникальные эмоции.

— Чему вас научила работа в парламенте?

— Думаю, тому, что правильные решения рано или поздно тем или иным путем со временем пробивают себе дорогу. Не всегда. Но нередко. И это значит, что не нужно опускать руки, нужно убеждать, нужно аргументировать, нужно иметь терпение. А также тому, что главный арбитр в любом случае и в конечном итоге — избиратель, народ. Как бы мы ни уходили с головой в документы, позиции и дискуссии, важно чувствовать общественное мнение.

Читайте также:

• Владимир Джабаров: Парламентской работе меня научила Валентина Матвиенко