Пленарное заседание Государственной Думы

17:14Технологический суверенитет России хотят обеспечить законодательно

16:59За ввоз в Россию опасных вирусов предлагают лишать свободы на срок до 12 лет

15:56Избрание сельских старост намерены упростить

Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»

В Госдуме не исключают, что закон о деятельности иностранных лиц в Интернете будет дополнен

27.08.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»
  © pixabay.com

Так называемый закон о «приземлении» IT-гигантов вступит в силу с 2022 года, однако часть его положений начнёт работать уже этой осенью. Ведь для того, чтобы остаться в России, соцсетям, поисковым системам, видеохостингам и мессенджерам нужно проделать большую подготовительную работу.

Так, подобное «приземление» предполагает открытие мировыми компаниями «живых» офисов в нашей стране, создание личных кабинетов на сайте Роскомнадзора и русскоязычных ящиков для связи с пользователями. Об этом напомнил глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в Общественной палате, где 26 августа обсудили перспективы изменения российского цифрового рынка после подписания Президентом РФ закона «о приземлении».

Агрессия, осознание, принятие

1 июля 2021 года Владимир Путин подписал закон, обязывающий крупные иностранные IT-компании, работающие с российской аудиторией, открывать полноценные представительства в нашей стране. Нововведения касаются иностранных компаний с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей.

По оценкам председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, это более 20 зарубежных информресурсов. В том числе под закон попадают популярные соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинг YouTube, поисковая система Google, мессенджер WhatsApp и другие.

Главная цель «приземления» — выстроить прямой и понятный диалог с IT-гигантами. Речи о предвзятом отношении к определённым ресурсам нет, заявил в Общественной палате Александр Хинштейн. «Тем более закон не направлен на цензуру. Право на получение информации гражданами России прописано в Конституции. Мы его нарушать не собираемся», — подчеркнул он.

Российский закон не носит жёсткого характера, хотя уже столкнулся с некоторым сопротивлением, отметил депутат. И подчеркнул, что подобная реакция была ожидаемой.

Отношения с интернет-компаниями сейчас пытаются выстроить во многих странах. Там принятие аналогичных законов также сопровождалось «определёнными эмоциями», отметил глава Комитета по информполитике.

Технологию TikTok для удаления незаконного контента предложили распространить на Россию

Например, в Китае с 2003 года действует «Золотой щит», фильтрующий весь приходящий в страну контент. Из-за него в Поднебесной недоступны Google, Facebook, Twitter, YouTube, BBC, Wikipedia и другие ресурсы.

Минюст ФРГ в июне этого года потребовал от Telegram указать контактное лицо для общения с властями и оперативно удалять запрещённый контент. Немецкое законодательство уже требует того также от Facebook, YouTube и Twitter.

Одновременно с Россией свой закон о «приземлении» с куда более жёсткими санкциями приняли и в Индии, напомнил Александр Хинштейн.

Так называемые меры «понуждения» есть и в российском законе. Если зарубежная компания откажется «приземлиться», её сначала предупредят, затем запретят размещать рекламу, ограничат выдачу в поисковиках, заблокируют финансовые переводы и в конце концов могут замедлить или вовсе приостановить работу ресурса.

«Как правило, первая реакция IT-гигантов на любые ограничения — это агрессия, — сказал руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов. — Вторая стадия — осознание, например потерь от рекламного рынка. После этого приходит стадия принятия регулирования рынка. И мы видим это из зарубежного опыта».

Четверть триллиона выручки

Крупным интернет-компаниям действительно есть что терять в России, отметил в Общественной палате исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств Валентин Смоляков.

«Рекламные доходы в сети Интернет даже в 2020-м пандемийном году показали позитивную динамику — плюс четыре процента. Всего рынок рекламы оценивается в 250 миллиардов рублей. Думаю, что мало кто захочет отказываться от таких денег», — заявил эксперт.

Однако, несмотря на то что иностранным IТ-компаниям принадлежит значительная доля рекламного рынка в Сети, они до сих пор всеми силами старались уклониться от исполнения требований законов Российской Федерации. И часто это им удавалось.

Читайте также:

• Права интернет — пользователей предложили защищать в ООН • Соцсети из антирейтинга накажут большим рублём • СМИ: Роскомнадзор добился блокировки хештегов «синего кита»

Например, в отсутствие официального представительства и прямого взаимодействия с Роскомнадзором на иностранных ресурсах очень трудно добиться удаления запрещённого контента — роликов с призывами к суициду, детской порнографией, информацией об изготовлении наркотиков и так далее.

При этом, как показал последний «антирейтинг» социальных сетей, представленный Общественной палатой, лидерами по количеству выявленных запрещённых материалов в России являются именно представители мировых IT-гигантов — Facebook, Google и Twitter.

Вербовка, резидентство, миграция

Ещё одна задача закона о «приземлении» — создание равных условий для работы российских и зарубежных компаний. Причём не только в плане ответственности, но и по фискальной нагрузке, отметил заместитель генерального директора Института развития интернета (ИРИ) Борис Едидин.

«Разрешительный режим должен быть для всех одинаковым. Ведь для того, чтобы начать деятельность в России, надо исполнить требования по серверам, оборудованию — это всё дополнительные расходы со стороны интернет-компаний. И, безусловно, такие требования должны распространяться на всех участников рынка», — сказал эксперт.

Развивая эту тему, надо также говорить и о создании других, прежде всего экономических, условий физического «приземления» компаний в России, считает Борис Единин. «Например, содействовать миграции технологических центров, локализации в России точек разработки IT-продукции, — отметил он. — У нас есть опыт локализации в промышленной сборке автомобилей, телевизоров и так далее. IT-рынок тоже представляется привлекательным в этом плане».

Кроме того, в России необходимо развивать и цифровое резидентство, считает эксперт. Принятый закон направлен на крупные компании с посещаемостью от полумиллиона человек. Но в будущем стоит «вербовать» таким образом в Россию и другие компании-разработчики, имеющие меньшую аудиторию, но предлагающие конкурентоспособную продукцию.

Фейсбуку могут и не дать посадку в России

В ближайшее время законодательство в сфере регулирования крупных IT-компаний может быть доработано, сообщил Александр Хинштейн. «Мы не ставим точку в этом вопросе. И готовы обсудить все предложения в Госдуме», — сказал депутат.