Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»

В Госдуме не исключают, что закон о деятельности иностранных лиц в Интернете будет дополнен

27.08.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить»
  © pixabay.com

Так называемый закон о «приземлении» IT-гигантов вступит в силу с 2022 года, однако часть его положений начнёт работать уже этой осенью. Ведь для того, чтобы остаться в России, соцсетям, поисковым системам, видеохостингам и мессенджерам нужно проделать большую подготовительную работу.

Так, подобное «приземление» предполагает открытие мировыми компаниями «живых» офисов в нашей стране, создание личных кабинетов на сайте Роскомнадзора и русскоязычных ящиков для связи с пользователями. Об этом напомнил глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в Общественной палате, где 26 августа обсудили перспективы изменения российского цифрового рынка после подписания Президентом РФ закона «о приземлении».

Агрессия, осознание, принятие

1 июля 2021 года Владимир Путин подписал закон, обязывающий крупные иностранные IT-компании, работающие с российской аудиторией, открывать полноценные представительства в нашей стране. Нововведения касаются иностранных компаний с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей.

По оценкам председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, это более 20 зарубежных информресурсов. В том числе под закон попадают популярные соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинг YouTube, поисковая система Google, мессенджер WhatsApp и другие.

Главная цель «приземления» — выстроить прямой и понятный диалог с IT-гигантами. Речи о предвзятом отношении к определённым ресурсам нет, заявил в Общественной палате Александр Хинштейн. «Тем более закон не направлен на цензуру. Право на получение информации гражданами России прописано в Конституции. Мы его нарушать не собираемся», — подчеркнул он.

Российский закон не носит жёсткого характера, хотя уже столкнулся с некоторым сопротивлением, отметил депутат. И подчеркнул, что подобная реакция была ожидаемой.

Отношения с интернет-компаниями сейчас пытаются выстроить во многих странах. Там принятие аналогичных законов также сопровождалось «определёнными эмоциями», отметил глава Комитета по информполитике.

Например, в Китае с 2003 года действует «Золотой щит», фильтрующий весь приходящий в страну контент. Из-за него в Поднебесной недоступны Google, Facebook, Twitter, YouTube, BBC, Wikipedia и другие ресурсы.

Минюст ФРГ в июне этого года потребовал от Telegram указать контактное лицо для общения с властями и оперативно удалять запрещённый контент. Немецкое законодательство уже требует того также от Facebook, YouTube и Twitter.

Одновременно с Россией свой закон о «приземлении» с куда более жёсткими санкциями приняли и в Индии, напомнил Александр Хинштейн.

Так называемые меры «понуждения» есть и в российском законе. Если зарубежная компания откажется «приземлиться», её сначала предупредят, затем запретят размещать рекламу, ограничат выдачу в поисковиках, заблокируют финансовые переводы и в конце концов могут замедлить или вовсе приостановить работу ресурса.

«Как правило, первая реакция IT-гигантов на любые ограничения — это агрессия, — сказал руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов. — Вторая стадия — осознание, например потерь от рекламного рынка. После этого приходит стадия принятия регулирования рынка. И мы видим это из зарубежного опыта».

Четверть триллиона выручки

Крупным интернет-компаниям действительно есть что терять в России, отметил в Общественной палате исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств Валентин Смоляков.

«Рекламные доходы в сети Интернет даже в 2020-м пандемийном году показали позитивную динамику — плюс четыре процента. Всего рынок рекламы оценивается в 250 миллиардов рублей. Думаю, что мало кто захочет отказываться от таких денег», — заявил эксперт.

Однако, несмотря на то что иностранным IТ-компаниям принадлежит значительная доля рекламного рынка в Сети, они до сих пор всеми силами старались уклониться от исполнения требований законов Российской Федерации. И часто это им удавалось.

Читайте также:

• Права интернет — пользователей предложили защищать в ООН • Соцсети из антирейтинга накажут большим рублём • СМИ: Роскомнадзор добился блокировки хештегов «синего кита»

Например, в отсутствие официального представительства и прямого взаимодействия с Роскомнадзором на иностранных ресурсах очень трудно добиться удаления запрещённого контента — роликов с призывами к суициду, детской порнографией, информацией об изготовлении наркотиков и так далее.

При этом, как показал последний «антирейтинг» социальных сетей, представленный Общественной палатой, лидерами по количеству выявленных запрещённых материалов в России являются именно представители мировых IT-гигантов — Facebook, Google и Twitter.

Вербовка, резидентство, миграция

Ещё одна задача закона о «приземлении» — создание равных условий для работы российских и зарубежных компаний. Причём не только в плане ответственности, но и по фискальной нагрузке, отметил заместитель генерального директора Института развития интернета (ИРИ) Борис Едидин.

«Разрешительный режим должен быть для всех одинаковым. Ведь для того, чтобы начать деятельность в России, надо исполнить требования по серверам, оборудованию — это всё дополнительные расходы со стороны интернет-компаний. И, безусловно, такие требования должны распространяться на всех участников рынка», — сказал эксперт.

Развивая эту тему, надо также говорить и о создании других, прежде всего экономических, условий физического «приземления» компаний в России, считает Борис Единин. «Например, содействовать миграции технологических центров, локализации в России точек разработки IT-продукции, — отметил он. — У нас есть опыт локализации в промышленной сборке автомобилей, телевизоров и так далее. IT-рынок тоже представляется привлекательным в этом плане».

Кроме того, в России необходимо развивать и цифровое резидентство, считает эксперт. Принятый закон направлен на крупные компании с посещаемостью от полумиллиона человек. Но в будущем стоит «вербовать» таким образом в Россию и другие компании-разработчики, имеющие меньшую аудиторию, но предлагающие конкурентоспособную продукцию.

В ближайшее время законодательство в сфере регулирования крупных IT-компаний может быть доработано, сообщил Александр Хинштейн. «Мы не ставим точку в этом вопросе. И готовы обсудить все предложения в Госдуме», — сказал депутат.