Дорогостоящие "подарки" для местной власти
«Одаривая» муниципалитеты все новыми обязательствами, нужно обсчитывать, каких затрат они требуют.
К такому выводу пришли участники выездного «круглого стола» редакции нашего журнала, прошедшего в рамках Международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде. Он был посвящен местному самоуправлению как ресурсу развития России
В дискуссии о становлении важнейшего института гражданского общества, власти, максимально приближенного к людям, приняли участие эксперты и практики муниципальной сферы.
— За двадцать лет новой российской государственности местное самоуправление последовательно прошло три этапа, — напомнил участникам главный редактор «РФ сегодня» Александр Шаров. — Бесправия, когда региональные власти активно противились его организации, муниципального произвола, — яркого примера местной «самостийности» — когда Краснопресненский Совет города Москвы объявил собственностью жителей часть реки и воздушное пространство над своей территорией. И, наконец, с середины 90-х годов — создания системы. И этот третий этап продолжается.
За небольшой по историческим меркам отрезок времени в стране сформированы правовые, финансовые и организационные основы деятельности местных органов власти.
Современное местное самоуправление началось 15 лет назад с ратификации Европейской хартии, что было одним из условий вступления нашей страны в Совет Европы. За ней последовала многолетняя кропотливая работа по адаптации международных правовых норм к условиям нашего многонационального федеративного государства.
Почти сразу же стало понятно, что простых изменений в действующее в то время законодательство недостаточно. По поручению Президента Владимира Путина была проведена инвентаризация полномочий всех трех уровней публичной власти и подготовлен базовый 131-й Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», давший старт широкомасштабной муниципальной реформе.
Безусловно, все преобразования твердо ориентируются на демократические ценности, определенные Европейской хартией, — принцип муниципальной автономии и двухуровневую систему местной власти. Но при этом российская модель приобрела уникальные черты, важнейшая из которых — целостная система государственной поддержки местного самоуправления. А муниципалитеты все активнее включаются в дела государственные.
В целом законодательная база местного самоуправления сформирована. Его деятельность регулируют порядка 400 законодательных актов.
На муниципальную власть возложены ответственные хозяйственные функции, но проблема заключается в недостатке финансового обеспечения исполнения полномочий. Денег всегда не хватает — это свойство рыночной экономики, хотя, конечно, этот тезис не успокаивает.
Денег всегда не хватает
Оптимальное распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы должно основываться на принципе: за местными бюджетами закрепляются те налоги, на развитие и повышение базы которых органы местного самоуправления могут влиять. Об этом говорится с первых шагов реформы. И вот, наконец, в подтверждение того, что вода камень точит, в бюджетной обеспеченности муниципалитетов наметились изменения. Они получили налог в виде стоимости патента, дополнительные отчисления от сельхозналога, штрафы за нарушение местных правовых актов, акцизы от ГСМ, дополнительные объекты обложения местным и земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. До 2016 года это даст 67 миллиардов рублей.
Вторым этапом планируется отмена федеральных льгот по местным налогам, передача «упрощёнки» и транспортного налога с физических лиц. В результате консолидированная муниципальная казна пополнится ещё примерно на 190 миллиардов рублей.
В перспективе надо стремиться к тому, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые предприятиями и в первую очередь предприятиями малого и среднего бизнеса. Это даст органам местного самоуправления стимул развивать экономику на своей территории.
По данным Минфина, за последние пять лет доходы местных бюджетов удвоились. Поступления от основных налоговых источников — подоходного и земельных налогов — выросли соответственно в 2-2,7 раза. При этом зависимость муниципалитетов от финансовой помощи извне не сократилась. Более чем в половине муниципальных образований страны она составляет свыше 70 процентов местных бюджетов.
Несмотря на шаги, предпринимаемые правительством для улучшения ситуации, там убеждены, о чем не раз говорилось на различных мероприятиях, что приведение доходов муниципалитета в соответствие с расходами — идеальная, то есть практически недостижимая цель. В развитых странах муниципальные образования, как правило, реализуют расходные полномочия, превышающие их возможности. Проще говоря, получают из государственного кошелька достаточно денег для выполнения возложенных на них задач. Чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем неокрепшем местном самоуправлении.
Одно из основополагающих положений Европейской хартии — четкое разграничение ответственности между уровнями власти. Но за десятилетие реформы решить эту задачу не получилось. Заложенный в базовом 131-м законе перечень вопросов местного значения постоянно корректировался и вырос более чем на треть. А финансовая обеспеченность муниципалитетов осталась на прежнем уровне. Бюджетная политика в отношении муниципалитетов носит выравнивающий, а не стимулирующий характер. Поступления от местных налогов составляют всего несколько процентов их доходов, все остальные формируются за счет помощи из региональных бюджетов. Денег хватает в лучшем случае на текущие расходы, о бюджете развития мэры пока могут только мечтать.
Вопросы местного значения, кроме 131-го, затрагивают еще более 500 федеральных законов, в том числе отраслевых, и большинство из них устанавливают дополнительные полномочия и соответственно финансовую нагрузку на местное самоуправление.
«Одаривая» муниципалитеты все новыми обязательствами, нужно четко обсчитывать, каких затрат они требуют. Полномочия местной власти в 131-м законе прописаны с формулировками «создавать условия», «обеспечить», «организовать» и так далее. Не понятно, имеет ли муниципалитет право закладывать в бюджет деньги на исполнение таких мандатов? Нет, так как эти полномочия организационные и не требуют затрат. Но возьмем любое из них — например, «создавать условия для досуга». На сельские клубы, в содержание которых власть не вкладывает ни копейки, без слез смотреть нельзя. Местная власть должна «создавать условия» для закрепления медицинских кадров — давать жилье, обеспечивать местами в детсаду, которых и так не хватает. Делать это в обход очередей. А иначе прокурор на пороге.
Расплывчатость правовых формулировок ведет к тому, что даже в соседних регионах обязательства местного самоуправления трактуют по-своему. То, что эффективно работает в муниципалитетах одной области, в другой вызывает протест прокуратуры.
Органы муниципальной власти живут в состоянии противостояния с контрольно-надзорными органами. Бесконечные проверки и следующие за ними санкции накладываются одна на другую, пересекаются, отвлекают от основной работы. Муниципалитеты вынуждены постоянно судиться, доказывая свою правоту. Подсчитано, что лишь в одном случае из 16 действительно имеет место правонарушение, и то часто не преднамеренное, а из-за правовой чересполосицы.
Случается, что у местной власти и надзорных органов диаметрально противоположные представления об осуществлении того или иного полномочия. Бывает, обязательства не могут быть выполнены из-за элементарного отсутствия необходимых ресурсов.
Много и справедливо говорится о необходимости зарабатывать самим. Предполагается, что для этого нужно привлечь на территорию бизнес. У одних муниципалитетов получается, у других в силу разных причин нет. Рассчитывать приходится на субвенции и субсидии из вышестоящих бюджетов. Но и в этих поселениях люди хотят иметь весь спектр государственных услуг, такой же, как и в бурно развивающихся. И они имеют на это полное право.
Крупные города, экономический, культурный, интеллектуальный и другие потенциалы которых сопоставимы с потенциалами отдельных субъектов Федерации, не имеют полномочий по развитию своей экономики. Это прерогатива регионов. В отсутствие правового регулирования, на свой страх и риск, города занимаются продвижением государственного (в данном случае муниципально-частного) партнерства, создают агломерации. Ищут механизмы взаимодействия с горожанами.
Площадки для диалога
Владимир Селиванов Юлия Захватова Валерий Осокин Анатолий Мигунов Азнаур Аджиев Елизавета Солонченко Исхак Ягудин, депутат ЗСНО Александр Лаврентьев |
Не исключение и Нижний Новгород, о чем рассказала заместитель главы города Елизавета Солонченко. Например, здесь с успехом реализуется социальный проект «Город, в котором хочется жить». Его цель — поддержка гражданских инициатив, укрепление содружества нижегородцев с местными властями. А шире — воспитание активной гражданской позиции.
Или, например, проект «Большой муниципалитет», объединивший людей, не равнодушных к настоящему и будущему Нижнего Новгорода. Его участники точно знают, где установить светофоры, лавочки, урны, памятники, где посадить деревья, организовать детские и спортивные площадки, отремонтировать дороги, какие мероприятия провести, чтобы привлечь больше туристов. За шесть лет нижегородцы подали порядка восьми сотен идей, каждая десятая из которых претворена в жизнь или взята на заметку городскими властями.
Разбудить активность горожан, вовлечь их в самоуправление помогают конкурсы. Благодаря, например, конкурсу «Открытый Нижний» за шесть лет осуществлено около 200 социальных проектов, направленных на развитие культуры и искусства, экологии, сохранение национальных традиций, благоустройство, реабилитацию инвалидов, продвижение здорового образа жизни, патриотическое воспитание и поддержку молодежных инициатив.
Одно из достижений последнего десятилетия — укрепление диалога муниципального сообщества с федеральной властью. Появились такие действенные переговорные площадки, как Советы по местному самоуправлению при Президенте РФ и председателях обеих палат Федерального Собрания. Достижением стало и становление ассоциаций межмуниципального сотрудничества. От профильных, таких, например, как Союз наукоградов, ЗАТО, шахтерских городов, городов Заполярья и территориальных городов Сибири и Дальнего Востока, Урала, Поволжья и так далее. До общероссийских — Союза российских городов и Ассоциации малых и средних городов России, Союза представительных органов местного самоуправления РФ. Есть две организации, объединяющие их все,
— Общероссийский конгресс муниципальных образований, прописанный в 131-м законе, и Всероссийский Совет местного самоуправления, стартовавший как партийный проект «Единой России», но давно перешагнувший его рамки. Есть у нас и межмуниципальный союз, действующий на евразийском пространстве, — Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ). Его вице-президент и генеральный директор — Владимир Селиванов рассказал, что Ассамблея объединяет 88 городов, представляющих Россию, 8 стран СНГ, все страны ЕврАзЭс. В них проживает свыше 56 миллионов человек.
Основная деятельность МАГ — развитие и углубление связей между столичными, региональными центрами и крупными городами СНГ. Важным направлением стало участие городов в формировании Евразийского экономического пространства. Его эффективность во многом будет зависеть от улучшения условий в сфере обмена товарами, услугами, организации рынка труда, формирования финансовых рынков. Все эти виды деятельности сосредоточены в городах. И чем крупнее город, тем ощутимее может быть его вклад.
МАГ стала площадкой для диалога, инструментом «гражданской дипломатии», развивая горизонтальные связи между городами. Ассамблея помогает городским властям продвинуть собственный опыт, ознакомиться с лучшей практикой коллег, ведет научно-прикладную работу, готовит предложения по необходимым изменениям в законодательстве.
Города-участники ежегодно встречаются в Москве на форуме «Мегаполис: XXI век», чтобы обсудить наболевшее, познакомиться с опытом коллег. Заинтересовавшись, обмениваются делегациями. За последние пять лет МАГ проведено 70 форумов, конференций, «круглых столов» в городах России и стран СНГ.
Кадры решают всё
Распространение удачной муниципальной практики — лучший способ обучения мэров искусству управления. За время реформы местного самоуправления государство уже не раз выделяло средства на обучение муниципальных управленцев. Но проблема нехватки кадров по-прежнему остра. Вузов, готовых обучать специалистов для местного самоуправления, в стране много. Большинство из них имеют филиалы в регионах. К слову, в Нижегородской области только у Академии народного хозяйства и управления целых два филиала. Но область готова и сама учить управленцев. А их здесь на местном уровне восемь с половиной тысяч плюс четырехтысячный депутатский корпус. От компетентности и профессионализма этих людей зависит качество муниципальных услуг и, в конечном счете, эффективность самого близкого к населению уровня власти, проинформировал председатель Комитета Нижегородского Законодательного собрания по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин. Повышение профессионального уровня муниципальных служащих и депутатов должно проходить на плановой и системной основе, считают нижегородцы. Поэтому назрела необходимость создания единого обучающего центра, Высшей школы муниципального управления. Законодательные, ресурсные и педагогические условия для этого есть. Такая инициатива уже реализована и хорошо себя зарекомендовала у соседей, в Казани.
С концепцией Высшей школы участников «круглого стола» ознакомил зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия Александр Лаврентьев. В идеале, считает он, кроме управленцев, здесь могли бы проходить курсовое обучение социально активные граждане.
В области сегодня 130 муниципальных образований, — сообщил министр региональной и муниципальной политики Нижегородской области Анатолий Мигунов. На шесть меньше, чем было в начале реформы, и в ближайшее время их будет, видимо, еще меньше. Набирает обороты объединение районов в муниципальные округа. Процесс, с точки зрения региональной власти, рациональный, позволяющий собрать в единый кулак финансы и ресурсы, а, следовательно, добиться лучшей управляемости. В 18 районах области менее 20 тысяч населения, в 7 — менее 10. Все они глубоко дотационные, везде острая кадровая недостаточность. Глав, избравшихся впервые еще в 90-х, практически невозможно заставить учиться. Сидят, по словам министра, «порастая мохом и не принося никому пользы, кроме самих себя». В этом случае укрупнение — единственный способ освежить муниципальное управление в глубинке.
— У глав муниципальных образований на все оправдание: «Нет денег!» — поддержал коллегу министр печати и информации Республики Дагестан Азнаур Аджиев. — Но спросите: у кого лучший дом в поселке? И будьте уверены, у главы. Значит, на себя деньги сумел найти, а на село — не сумел или не захотел. Углубляется разрыв между властью и населением. Это приводит к недовольству, озлоблению и его крайним формам — экстремизму и терроризму. Проблема эта настолько остра, что в республике разработан онлайн рейтинг глав муниципальных образований. На основе публикаций в СМИ и упоминаний в Интернете в режиме реального времени составляется таблица наиболее успешных или, напротив, замыкающих список нерадивых управленцев. Делается анализ тональности общественного мнения. И сразу видно отношение населения к работе муниципалитетов.
Проблем у молодого российского самоуправления много. Сегодня оно переживает новый виток модернизации. Концептуальные изменения 131-го закона потребуют слаженной работы на местах, конкретной помощи от региональных властей. Дискуссии, такие, как состоявшаяся в Нижнем Новгороде, помогут осмыслить поставленные перед муниципальным сообществом задачи, найти рациональные пути их решения.