День Победы в Великой Отечественной войне

00:33Матвиенко: Наш общий долг — хранить правду о Великой Отечественной войне

00:18Россия не пригласила на парад Победы недружественные страны

00:00Выплаты ко Дню Победы: на что имеют право ветераны

Дорогостоящие "подарки" для местной власти

«Одаривая» муниципалитеты все новыми обязательствами, нужно обсчитывать, каких затрат они требуют.

К такому выводу пришли участники выездного «круглого стола» редакции нашего журнала, прошедшего в рамках Международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде. Он был посвящен местному самоуправлению как ресурсу развития России

21.09.2014 15:56

Дорогостоящие "подарки" для местной власти
 

В дискуссии о становлении важнейше­го института гражданского общества, власти, максимально приближенного к людям, приняли участие эксперты и практики муниципальной сферы.

— За двадцать лет новой россий­ской государственности местное само­управление последовательно прошло три этапа, — напомнил участникам главный редактор «РФ сегодня» Алек­сандр Шаров. — Бесправия, когда реги­ональные власти активно противились его организации, муниципального про­извола, — яркого примера местной «са­мостийности» — когда Краснопреснен­ский Совет города Москвы объявил собственностью жителей часть реки и воздушное пространство над своей территорией. И, наконец, с середины 90-х годов — создания системы. И этот третий этап продолжается.

За небольшой по историческим меркам отрезок времени в стра­не сформированы правовые, финан­совые и организационные основы де­ятельности местных органов власти.

Современное местное самоуправле­ние началось 15 лет назад с ратифи­кации Европейской хартии, что было одним из условий вступления нашей страны в Совет Европы. За ней по­следовала многолетняя кропотливая работа по адаптации международных правовых норм к условиям нашего многонационального федеративного государства.

Почти сразу же стало понятно, что простых изменений в действующее в то время законодательство недостаточ­но. По поручению Президента Влади­мира Путина была проведена инвента­ризация полномочий всех трех уровней публичной власти и подготовлен базо­вый 131-й Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», давший старт широкомасштаб­ной муниципальной реформе.

Безусловно, все преобразова­ния твердо ориентируются на демо­кратические ценности, определенные Европейской хартией, — принцип му­ниципальной автономии и двухуров­невую систему местной власти. Но при этом российская модель приобрела уникальные черты, важнейшая из кото­рых — целостная система государствен­ной поддержки местного самоуправле­ния. А муниципалитеты все активнее включаются в дела государственные.

В целом законодательная база местного самоуправления сформиро­вана. Его деятельность регулируют порядка 400 законодательных актов.

На муниципальную власть возложены ответственные хозяйственные функ­ции, но проблема заключается в не­достатке финансового обеспечения исполнения полномочий. Денег всегда не хватает — это свойство рыночной экономики, хотя, конечно, этот тезис не успокаивает.

Денег всегда не хватает

Оптимальное распределение налого­вых доходов между уровнями бюджет­ной системы должно основываться на принципе: за местными бюджетами закрепляются те налоги, на развитие и повышение базы которых органы местного самоуправления могут вли­ять. Об этом говорится с первых ша­гов реформы. И вот, наконец, в под­тверждение того, что вода камень то­чит, в бюджетной обеспеченности му­ниципалитетов наметились изменения. Они получили налог в виде стоимости патента, дополнительные отчисления от сельхозналога, штрафы за наруше­ние местных правовых актов, акцизы от ГСМ, дополнительные объекты об­ложения местным и земельным нало­гом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разгра­ничена. До 2016 года это даст 67 мил­лиардов рублей.

Вторым этапом планируется от­мена федеральных льгот по местным налогам, передача «упрощёнки» и транспортного налога с физических лиц. В результате консолидированная муниципальная казна пополнится ещё примерно на 190 миллиардов рублей.

В перспективе надо стремиться к тому, чтобы в местные бюджеты по­ступали налоги, уплачиваемые пред­приятиями и в первую очередь пред­приятиями малого и среднего бизнеса. Это даст органам местного самоуправ­ления стимул развивать экономику на своей территории.

По данным Минфина, за последние пять лет доходы местных бюджетов удвоились. Поступления от основных налоговых источников — подоходного и земельных налогов — выросли со­ответственно в 2-2,7 раза. При этом зависимость муниципалитетов от финансовой помощи извне не сокра­тилась. Более чем в половине муници­пальных образований страны она со­ставляет свыше 70 процентов местных бюджетов.

Несмотря на шаги, предпринимае­мые правительством для улучшения ситуации, там убеждены, о чем не раз говорилось на различных мероприяти­ях, что приведение доходов муници­палитета в соответствие с расходами — идеальная, то есть практически не­достижимая цель. В развитых странах муниципальные образования, как пра­вило, реализуют расходные полномо­чия, превышающие их возможности. Проще говоря, получают из государ­ственного кошелька достаточно денег для выполнения возложенных на них задач. Чего, к сожалению, нельзя ска­зать о нашем неокрепшем местном самоуправлении.

Одно из основополагающих по­ложений Европейской хартии — чет­кое разграничение ответственности между уровнями власти. Но за де­сятилетие реформы решить эту за­дачу не получилось. Заложенный в базовом 131-м законе перечень во­просов местного значения постоянно корректировался и вырос более чем на треть. А финансовая обеспечен­ность муниципалитетов осталась на прежнем уровне. Бюджетная поли­тика в отношении муниципалитетов носит выравнивающий, а не стиму­лирующий характер. Поступления от местных налогов составляют всего несколько процентов их доходов, все остальные формируются за счет по­мощи из региональных бюджетов. Де­нег хватает в лучшем случае на те­кущие расходы, о бюджете развития мэры пока могут только мечтать.

Вопросы местного значения, кроме 131-го, затрагивают еще более 500 фе­деральных законов, в том числе отрас­левых, и большинство из них устанав­ливают дополнительные полномочия и соответственно финансовую нагрузку на местное самоуправление.

«Одаривая» муниципалитеты все новыми обязательствами, нужно чет­ко обсчитывать, каких затрат они требуют. Полномочия местной власти в 131-м законе прописаны с форму­лировками «создавать условия», «обе­спечить», «организовать» и так далее. Не понятно, имеет ли муниципалитет право закладывать в бюджет деньги на исполнение таких мандатов? Нет, так как эти полномочия организационные и не требуют затрат. Но возьмем лю­бое из них — например, «создавать ус­ловия для досуга». На сельские клубы, в содержание которых власть не вкла­дывает ни копейки, без слез смотреть нельзя. Местная власть должна «созда­вать условия» для закрепления меди­цинских кадров — давать жилье, обе­спечивать местами в детсаду, которых и так не хватает. Делать это в обход очередей. А иначе прокурор на пороге.

Расплывчатость правовых формули­ровок ведет к тому, что даже в сосед­них регионах обязательства местного самоуправления трактуют по-своему. То, что эффективно работает в муни­ципалитетах одной области, в другой вызывает протест прокуратуры.

Органы муниципальной власти живут в состоянии противостояния с контрольно-надзорными органами. Бесконечные проверки и следующие за ними санкции накладываются одна на другую, пересекаются, отвлекают от основной работы. Муниципалитеты вынуждены постоянно судиться, дока­зывая свою правоту. Подсчитано, что лишь в одном случае из 16 действи­тельно имеет место правонарушение, и то часто не преднамеренное, а из-за правовой чересполосицы.

Случается, что у местной власти и надзорных органов диаметрально противоположные представления об осуществлении того или иного полно­мочия. Бывает, обязательства не могут быть выполнены из-за элементарного отсутствия необходимых ресурсов.

Много и справедливо говорится о необходимости зарабатывать самим. Предполагается, что для этого нужно привлечь на территорию бизнес. У од­них муниципалитетов получается, у других в силу разных причин нет. Рас­считывать приходится на субвенции и субсидии из вышестоящих бюджетов. Но и в этих поселениях люди хотят иметь весь спектр государственных услуг, такой же, как и в бурно разви­вающихся. И они имеют на это полное право.

Крупные города, экономический, культурный, интеллектуальный и дру­гие потенциалы которых сопоставимы с потенциалами отдельных субъектов Федерации, не имеют полномочий по развитию своей экономики. Это прерогатива регионов. В отсутствие пра­вового регулирования, на свой страх и риск, города занимаются продвижени­ем государственного (в данном случае муниципально-частного) партнерства, создают агломерации. Ищут механиз­мы взаимодействия с горожанами.

Площадки для диалога

Владимир Селиванов

Владимир Селиванов

Юлия Захватова

Юлия Захватова

Валерий Осокин

Валерий Осокин

Анатолий Мигунов

Анатолий Мигунов

Азнаур Аджиев

Азнуар Аджиев

Елизавета Солонченко

Елизавета Солонченко

Исхак Ягудин, депутат ЗСНО

Исхак Ягудин, депутат ЗСНО

Александр Лаврентьев

Александр Лаврентьев

Не исключение и Нижний Новгород, о чем рассказала заместитель главы города Елизавета Солонченко. Напри­мер, здесь с успехом реализуется со­циальный проект «Город, в котором хочется жить». Его цель — поддержка гражданских инициатив, укрепление содружества нижегородцев с местны­ми властями. А шире — воспитание ак­тивной гражданской позиции.

Или, например, проект «Большой муниципалитет», объединивший лю­дей, не равнодушных к настоящему и будущему Нижнего Новгорода. Его участники точно знают, где устано­вить светофоры, лавочки, урны, па­мятники, где посадить деревья, ор­ганизовать детские и спортивные площадки, отремонтировать дороги, какие мероприятия провести, чтобы привлечь больше туристов. За шесть лет нижегородцы подали порядка восьми сотен идей, каждая десятая из которых претворена в жизнь или взя­та на заметку городскими властями.

Разбудить активность горожан, во­влечь их в самоуправление помогают конкурсы. Благодаря, например, кон­курсу «Открытый Нижний» за шесть лет осуществлено около 200 социаль­ных проектов, направленных на раз­витие культуры и искусства, экологии, сохранение национальных традиций, благоустройство, реабилитацию инва­лидов, продвижение здорового образа жизни, патриотическое воспитание и поддержку молодежных инициатив.

Одно из достижений последнего де­сятилетия — укрепление диалога му­ниципального сообщества с федераль­ной властью. Появились такие дей­ственные переговорные площадки, как Советы по местному самоуправлению при Президенте РФ и председателях обеих палат Федерального Собрания. Достижением стало и становление ас­социаций межмуниципального сотруд­ничества. От профильных, таких, на­пример, как Союз наукоградов, ЗАТО, шахтерских городов, городов Заполя­рья и территориальных городов Сиби­ри и Дальнего Востока, Урала, Повол­жья и так далее. До общероссийских — Союза российских городов и Ассо­циации малых и средних городов Рос­сии, Союза представительных органов местного самоуправления РФ. Есть две организации, объединяющие их все,

Общероссийский конгресс муници­пальных образований, прописанный в 131-м законе, и Всероссийский Совет местного самоуправления, стартовав­ший как партийный проект «Единой России», но давно перешагнувший его рамки. Есть у нас и межмуниципаль­ный союз, действующий на евразий­ском пространстве, — Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ). Его вице-президент и генераль­ный директор — Владимир Селиванов рассказал, что Ассамблея объединяет 88 городов, представляющих Россию, 8 стран СНГ, все страны ЕврАзЭс. В них проживает свыше 56 миллионов человек.

Основная деятельность МАГ — раз­витие и углубление связей между сто­личными, региональными центрами и крупными городами СНГ. Важным направлением стало участие городов в формировании Евразийского эконо­мического пространства. Его эффек­тивность во многом будет зависеть от улучшения условий в сфере обмена товарами, услугами, организации рын­ка труда, формирования финансовых рынков. Все эти виды деятельности сосредоточены в городах. И чем круп­нее город, тем ощутимее может быть его вклад.

МАГ стала площадкой для диалога, инструментом «гражданской диплома­тии», развивая горизонтальные связи между городами. Ассамблея помо­гает городским властям продвинуть собственный опыт, ознакомиться с лучшей практикой коллег, ведет науч­но-прикладную работу, готовит пред­ложения по необходимым изменениям в законодательстве.

Города-участники ежегодно встре­чаются в Москве на форуме «Мегапо­лис: XXI век», чтобы обсудить наболев­шее, познакомиться с опытом коллег. Заинтересовавшись, обмениваются делегациями. За последние пять лет МАГ проведено 70 форумов, конференций, «круглых столов» в городах России и стран СНГ.

Кадры решают всё

Распространение удачной муниципаль­ной практики — лучший способ обуче­ния мэров искусству управления. За время реформы местного самоуправле­ния государство уже не раз выделяло средства на обучение муниципальных управленцев. Но проблема нехватки кадров по-прежнему остра. Вузов, го­товых обучать специалистов для мест­ного самоуправления, в стране много. Большинство из них имеют филиалы в регионах. К слову, в Нижегородской области только у Академии народного хозяйства и управления целых два фи­лиала. Но область готова и сама учить управленцев. А их здесь на местном уровне восемь с половиной тысяч плюс четырехтысячный депутатский корпус. От компетентности и профессионализ­ма этих людей зависит качество муни­ципальных услуг и, в конечном счете, эффективность самого близкого к на­селению уровня власти, проинформи­ровал председатель Комитета Нижего­родского Законодательного собрания по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин. Повышение профессиональ­ного уровня муниципальных служа­щих и депутатов должно проходить на плановой и системной основе, считают нижегородцы. Поэтому назрела необхо­димость создания единого обучающего центра, Высшей школы муниципаль­ного управления. Законодательные, ресурсные и педагогические условия для этого есть. Такая инициатива уже реализована и хорошо себя зарекомен­довала у соседей, в Казани.

С концепцией Высшей школы участников «круглого стола» ознако­мил зав.кафедрой государственно-пра­вовых дисциплин Приволжского фили­ала Российской академии правосудия Александр Лаврентьев. В идеале, счи­тает он, кроме управленцев, здесь мог­ли бы проходить курсовое обучение социально активные граждане.

В области сегодня 130 муниципаль­ных образований, — сообщил министр региональной и муниципальной по­литики Нижегородской области Ана­толий Мигунов. На шесть меньше, чем было в начале реформы, и в бли­жайшее время их будет, видимо, еще меньше. Набирает обороты объедине­ние районов в муниципальные округа. Процесс, с точки зрения региональной власти, рациональный, позволяющий собрать в единый кулак финансы и ресурсы, а, следовательно, добиться лучшей управляемости. В 18 районах области менее 20 тысяч населения, в 7 — менее 10. Все они глубоко дота­ционные, везде острая кадровая недо­статочность. Глав, избравшихся впер­вые еще в 90-х, практически невоз­можно заставить учиться. Сидят, по словам министра, «порастая мохом и не принося никому пользы, кроме са­мих себя». В этом случае укрупнение — единственный способ освежить му­ниципальное управление в глубинке.

— У глав муниципальных образо­ваний на все оправдание: «Нет денег!» — поддержал коллегу министр печати и информации Республики Дагестан Азнаур Аджиев. — Но спросите: у кого лучший дом в поселке? И будьте уве­рены, у главы. Значит, на себя деньги сумел найти, а на село — не сумел или не захотел. Углубляется разрыв между властью и населением. Это приводит к недовольству, озлоблению и его край­ним формам — экстремизму и терро­ризму. Проблема эта настолько остра, что в республике разработан онлайн рейтинг глав муниципальных образо­ваний. На основе публикаций в СМИ и упоминаний в Интернете в режиме реального времени составляется та­блица наиболее успешных или, напро­тив, замыкающих список нерадивых управленцев. Делается анализ тональ­ности общественного мнения. И сразу видно отношение населения к работе муниципалитетов.

Проблем у молодого российского самоуправления много. Сегодня оно переживает новый виток модернизации. Концептуальные изменения 131-го закона потребуют слаженной работы на местах, конкретной помощи от региональных властей. Дискуссии, такие, как состоявшаяся в Нижнем Новгороде, помогут осмыслить поставленные перед муниципальным сообществом задачи, найти рациональные пути их решения.

Подготовила Юлия Захватова
Фото Игоря Самохвалова
Читайте нас в Telegram
Просмотров 5958