Должна ли Россия выполнять постановления ЕСПЧ после выхода из Совета Европы?

14.12.2022 12:13

Выход из Совета Европы стал закономерной ответной реакцией на усиление политического давления на Россию, которое в феврале-марте 2022 года достигло своего пика. Недружественные России страны Европейского союза и НАТО, злоупотребляя имеющимся у них абсолютным большинством в Комитете министров Совета Европы, долгое время своими действиями планомерно разрушали систему Совета Европы и общего европейского правового пространства. Не желая участвовать в продолжении оголтелой русофобии, Россия воспользовалась опцией, предусмотренной статьей 7 Устава Совета Европы, предусматривающей возможность выхода из его состава любому члену Совета Европы при наличии официального уведомления. Отсутствие такой реакции российской стороны при складывающихся обстоятельствах было бы неприемлемым с точки зрения необходимости обеспечения Россией собственного суверенитета, равно как и недопущения массовых нарушений прав и свобод россиян, обусловленных пренебрежительным отношением некогда важнейшей международной площадки к нашей стране и ее гражданам.

Целенаправленно проигнорировав уведомление МИД РФ о выходе России из Совета Европы, Комитет министров Совета Европы принял в одностороннем формально принудительном порядке решение о прекращении членства России, руководствуясь статьей 8 Устава Совета Европы, взяв на себя роль вершителя ее судьбы как члена Совета Европы.

Прекратив свое членство в Совете Европы, Россия перестала являться государством-участником ЕКПЧ. В то же время, согласно позиции ЕСПЧ, прекращение участия России в ЕКПЧ, датируется 16 сентября, вследствие чего Страсбургский Суд оставался компетентным рассматривать жалобы против Российской Федерации в связи с ее действиями (бездействием) в период до 16 сентября, что гипотетически не запрещает обращаться с соответствующей жалобой и сейчас. Однако точка в вопросе исполнения постановлений ЕСПЧ была поставлена еще в июне 2022 года — с момента принятия соответствующего национального регулирования.

На данную выходку Комитета министров Совета Европы, окончательно оголившую русофобский настрой этой наднациональной организации, последовала закономерная реакция России в виде нормативного оформления новой модели отношений национального правопорядка со Страсбургским Судом. В этой связи был принят ряд федеральных законов (федеральные законы от 11 июня 2022 года № 180-ФЗ, от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ), установивших запрет на исполнение постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу после 15 марта 2022 года (т.е. с даты выхода России из Совета Европы).

Учитывая официальную позицию России, основанную на безусловном выходе из Совета Европы и ЕКПЧ, призыв выполнять постановления ЕСПЧ со стороны Генерального секретаря Совета Европы к нашему государству не имеет под собой никаких правовых оснований и, вероятно, был произнесен с немалой долей иронии. А учитывая принятие по данному вопросу соответствующего нормативного регулирования, ограничивающего юрисдикцию Блог стр. 2 из 2 Страсбургского Суда, Россия однозначно дала понять европейским партнерам, что исполнение постановлений ЕСПЧ, принятых после указанной даты, юридически невозможно и никакие призывы к иному здесь неуместны.

В то же время выход России из-под юрисдикции Страсбургского суда не окажет какого-либо существенного влияния на российскую правовую систему. В.Д. Зорькин, давая оценку подобному процессу и его возможным последствиям на Х Всероссийском съезде судей, выразил уверенность в том, что национальная судебная система продолжит эффективно функционировать и без участия ЕСПЧ, деятельность которого в последние годы приобрела все более политизированный характер. При этом, все вопросы, с которыми россияне обращались в Страсбургский суд, могут быть разрешены на должном уровне посредством обращения к внутригосударственным механизмам правовой защиты.

Следует заметить, что несмотря на пренебрежительное отношение Совета Европы к России, ее правовым особенностям и ценностям, российский правопорядок предпринимал существенные усилия по сопряжению с европейскими стандартами в области прав и свобод человека и имплементации постановлений ЕСПЧ. В.Д. Зорькин в этой связи неоднократно подчеркивал необходимость глубокого и конструктивного диалога со Страсбургским Судом, равно как и принятие российским государством всех необходимых шагов в сторону подобного диалога. Помимо этого, Конституционный Суд обращал внимание на то, что взаимодействие европейского конвенционного и российского национального правопорядков невозможно в условиях субординации, поскольку только диалог между различными правовыми системами является основой их уравновешивания (Постановление Конституционного Суда от 19 апреля 2016 года № 12-П).

К сожалению, по-настоящему равноправный и конструктивный диалог национального и наднационального правопорядков выстроить так и не удалось — риторика Совета Европы не оставила России иного выбора, кроме как покинуть эту международную организацию, тем самым защитив себя от все увеличивавшегося антироссийского давления.

Правда за нами