Что День единства нам готовит?
4 ноября — День народного единства. В этом году празднику «исполнилось» 11 лет — некруглая, но значимая дата, так как этот праздник отмечается в России уже целым поколением.
Правда, в отличие от других официальных дат, как доставшихся нам от СССР, так и вошедших в обиход уже в постсоветской России, вопрос о смысловом наполнении Дня народного единства по-прежнему открыт. Единство — это хорошо, но вопрос: кого, на каких основаниях и, возможно, против кого?
Об этом размышляет директор Центра политологических исследование Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин
НЕПРАЗДНИЧНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
Исторически-конъюнктурная канва появления этого праздника хорошо просматривается — речь идет не об исторических перипетиях осени 1612 года, а о реалиях середины «нулевых». Стране, едва успевшей консолидироваться после хаоса «лихих 90-х», едва не приведших к гражданской войне, вновь угрожал раскол по двум причинам. Первая — внешняя. В конце 2004 года на Украине, где ситуация обоснованно воспринималась российской элитой как модельная, произошла первая «оранжевая», «цветная революция». Для России, которая до этого не сталкивалась напрямую с целенаправленным применением технологий softpower, это стало серьезным шоком и впервые заставило российские власти серьезно задуматься о соответствии реальной политики западных партнеров декларируемым намерениям.
К внешней угрозе добавилась внутренняя «трещина», появлению которой поспособствовала сама власть, а ее углублению и расширению — левая оппозиция. Речь идет о реакции общества на пресловутую монетизацию льгот, которая привела к массовым акциям протеста и стала активно эксплуатироваться прежде всего коммунистами. В 2005 году существовала серьезная опасность, что левые силы попытаются использовать празднование 7 ноября, которое всегда было «приватизированной» ими датой, для попытки инициировать общероссийскую акцию протеста.
В этих условиях форсированно был введен новый праздник 4 Ноября, который на тот момент купировал две угрозы. Первую, символическую с Запада, — путем противопоставления внешних захватчиков и пятой колонны внутри страны, поддержавшей лжедмитриев, во многом стихийному процессу консолидации элит и населения вокруг идеи сопротивления внешнему врагу. Вторую, внутреннюю — путем переноса праздничной даты с 7 на 4 ноября, что дезориентировало как сторонников левых, так и самих организаторов планирующихся событий и в итоге сорвало их замысел.
В 2015 году, по данным ВЦИОМ, более половины россиян считали, что в стране есть национальное единство»
Однако инициаторы появления нового праздника не позаботились о его фундаментальном смысловом наполнении, что было обусловлено цейтнотом, в котором они действовали. В итоге это привело к тому, что образовавшийся вакуум попытались заполнить националисты, что им частично удалось. В ноябре 2005 года на шествие вышли правые всех мастей — от нацистов до имперцев, последние позднее были интегрированы в державный проект конца «нулевых» — первой половины «десятых» годов. В 2006 году существовали серьезные опасения «националистического бунта» в центре Москвы, что подогревалось августовскими погромами в карельской Кондопоге, чего не произошло. Однако 4 ноября на улицах крупных городов так и осталось за националистами в качестве единственного в году дня «общероссийского смотра» их рядов.Поскольку после 2006 года опасность массовых беспорядков на националистической почве практически отсутствовала (за исключением 2011 года, после событий декабря 2010 года на Манежной площади), то серьезных усилий по «отъему» этой даты у националистов так и не производилось, к тому же ставка была сделана на дробление националистического движения. Это привело к тому, что уже много лет подряд в Москве и других крупных городах 4 ноября проходит сразу несколько «русских маршей».
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Эрнст Лиснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»
|
Между тем время сделало работу за авторов праздника — его «узнавание» и признание в обществе растет. По данным Фонда Общественное Мнение, число россиян, признающих нужность такого праздника, как День народного единства, неуклонно растет, а число противников такой точки зрения снижается.
Такая динамика и результаты вполне закономерны для социального конструирования. Как праздник 7 ноября тоже внедрялся советскими властями не за несколько лет, а десятилетиями и стал действительно общенациональным лишь к 1950-м годам, будучи еще освящен победой в Великой Отечественной войне. Однако немалую роль в его признании и, самое главное, осознании населением сыграло его завершенное идеологическое наполнение. 7 ноября позиционировалось как день победы новой, молодой и более эффективной власти над одряхлевшим и исчерпавшим себя царским режимом. Заложенный в концепцию праздника смысл должен был быть подтвержден на практике, что и произошло по итогам Великой Отечественной — советский строй сумел победить немецкую военную машину, в то время как царский строй (по крайней мере, так отложилось в исторической памяти населения) это соревнование проиграл.
После верификации на практике заложенного в праздник базового смысла он был окончательно принят и «пропущен через себя» подавляющим большинством населения. Это обусловило не только его высокую популярность в СССР, но и живучесть в постсоветской России — для его окончательного вытеснения необходимо было принимать специальный закон, и то лишь через 15 лет после распада СССР. Более того, даже в 2013 году, по данным ФОМ, большая часть населения считала неправильной замену 7 Ноября на 4 Ноября, причем против выступали даже самые молодые из опрошенных.
Чем же объясняется такая устойчивость и инертность общественных предпочтений по отношению к празднику, который являлся самой важной составляющей политической мифологии ушедшей эпохи? Представляется, что причиной является комплексное смысловое наполнение этого праздника. Он имел четко зафиксированную дату (взятие Зимнего дворца), был подтвержден историческим опытом (победа над нацистской Германией СССР и проигрыш немцам царской Россией) и текущим социальным опытом населения — соответствовал его самоощущению. Не зря в советской пропаганде красной нитью проходила идея о том, что советский человек живет лучше, чем подданный Российской империи в пресловутом 1913 году.
К настоящему моменту созрела и даже несколько перезрела необходимость конструирования полноценной и всесторонней новой мифологии современной России (эксперты-политологи вкладывают в термин «мифология» нейтральнопозитивный, чисто инструментальный смысл). Социально-политическая мифология является внешним оформлением социального контракта между властью и населением и позволяет гарантировать устойчивость общества в критические моменты, такие как усиление внешнего давления или смена поколений политической элиты. Неотъемлемым элементом такой мифологии является система государственных праздников с общественно-политическим наполнением (в отличие от семейно-бытовых вроде Нового года), главным из которых по определению и названию должен стать День народного единства (конечно же, наряду с Днем Победы и Днем независимости).
ЕДИНСТВО — ДИНАМИЧНОЕ И НЕУСТОЙЧИВОЕ
Каким же представляют себе этот день россияне? Данные соцопросов свидетельствуют, что, несмотря на более чем 10-летнюю историю, для большинства жителей страны это по-прежнему всего лишь выходной день. Хотя растет число респондентов, которые правильно указывают его историческую привязку — освобождение Москвы от польских интервентов, характер празднования больше характерен для семейных событий — походы в гости или домашнее застолье и тому подобное. В то же время контекст устоявшихся общественно-политических праздников во всем мире предполагает участие в общественных мероприятиях, необязательно демонстрациях, как 7 Ноября в СССР или 9 Мая в современной России.
Основным смысловым наполнением 4 Ноября является народное единство, то есть объединение населения вокруг каких-либо общих ценностей. На первый взгляд с этим в современной России все вроде бы благополучно. По данным ВЦИОМ, более половины россиян считают, что в стране существует национальное единство (в 2012 году число респондентов с таким мнением составляло 23 процента, в 2014-м — 44 процента).
Такая большая с учетом маленьких временных промежутков динамика показателей этой точки зрения жителей нашей страны демонстрирует, что народное единство в России — понятие крайне динамичное и неустойчивое. Понятно, что в 2012 году опрошенные находились под впечатлением «белоленточных» протестов, которые вновь поставили страну если не на грань гражданской войны, то тотального гражданского раскола.
В 2014 году начал формироваться пресловутый «крымский консенсус», что и обусловило рост показателей почти в два раза, но уже годом позднее этот рост составил всего десять процентов и был близок к исчерпанию.
Таким образом, текущий общественный консенсус является сильным, но, как представляется, краткосрочным и неустойчивым. Причина в том, что он строится исключительно вокруг внешнеполитических побед, которые чреваты «ловушкой эскалации» — «пережив» очередную победу, население ожидает новых, причем более впечатляющих. Однако, условно говоря, триумфально присоединять по Крыму хотя бы каждые два года невозможно, что оставляет вопрос о способности постоянной демонстрации внешнеполитических побед открытым. Это чревато массовым разочарованием и возможным сползанием к новым разногласиям в обществе.
Устойчивость любого социального контракта, внешним выражением которого является активное участие граждан в праздновании общественно-политических дат, прямо связана с наличием согласия по позитивной повестке дня, ориентированной внутрь страны, направленной на каждого жителя. На языке социологов и политологов это называется консенсус по поводу базовых ценностей. Консенсус этот должен быть обращен к каждому человеку, то есть каждый гражданин должен принять на себя ответственность, «подписав» этот самый контракт, в том числе и путем активного участия в различного рода праздничных мероприятиях.
ЗАПРОС НА КОНСЕРВАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ
4 ноября 2015. Участники праздничного шествия в честь Дня народного единства на Тверской улице / Фото Сергея Бобылева/ТАСС
|
В настоящее время в российском обществе созрел запрос на консервативные ценности. При этом речь идет именно о консерватизме как о способе развития, который основан на иных ценностях и темпах развития, чем либерализм. При этом консерватизм не стоит путать с охранительством, которое не формирует для населения позитивной перспективы и просто заключается в мантре «не надо ничего менять, иначе будет еще хуже». Больше века назад апологет охранительства Константин Леонтьев уже заявил: «Россию нужно подморозить, чтобы она не гнила». К чему это привело, мы все помним. В краткосрочной перспективе — выигрыш для узкого правящего слоя, в средне- и долгосрочной — катастрофа для всей страны.
Консерватизм как способ развития предлагает альтернативу людям, которым не по душе либеральные эксперименты, к настоящему моменту все более вступающие в противоречие не только с базовыми ценностями человека, но и со здравым смыслом. Нынешний миграционный кризис в Европе является прямым следствием слепого воплощения либеральных доктрин вопреки элементарному здравому смыслу и чувству самосохранения.
В президентском Послании 2013 года Владимир Путин позиционировал себя как одного из лидеров мирового консервативного течения, заявив, что «в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира».
Таким образом, основой нового социального контракта, который станет гораздо более устойчивым и долговечным, чем основанный исключительно на внешних победах, станет социальный контракт, обращенный прежде всего к каждому человеку и его семье, а не к абстрактным понятиям вроде политкорректности или государства (хотя существование того и другого в рамках общественного контракта не просто возможно, но и необходимо). Для устойчивости такого контракта необходимо предложить населению позитивный образ будущего, развития страны не только и не столько через внешнеполитические победы, сколько через развитие каждого гражданина в отдельности и успех его семьи. Именно уверенность в своем позитивном будущем, а не чувство безысходности и заявления, что нужно все заморозить, а иначе будет еще хуже, позволяет каждой сформировавшейся политической нации пережить трудные моменты и консолидироваться, в том числе и перед лицом внешнего давления.
Более того, Россия, которая явно претендует на большее, чем «просто быть нормальной страной», добившись успеха в построении обращенного к нуждам простого человека и его семьи общества и социального государства, сможет, основываясь на собственном позитивном и очевидном для всех опыте, предложить такую объединяющую идею и миру, прежде всего европейским соседям, явно испытывающим кризис общественного консенсуса и идентичности. В таком случае День народного единства может приобрести и более широкий смысл — как день единства всех народов европейской цивилизации, основанной на гуманистических ценностях традиционных для России и Европы религий.