Были мэры, да все кончились
После принятия поправок к 131 ФЗ на смену всенародно избранным мэрам придут главы из состава депутатов
Подводя итоги десяти лет крупномасштабной реформы, муниципальное сообщество России пришло к заключению, что базовый 131-й федеральный закон нуждается в существенной корректировке.
В апреле соответствующие изменения были внесены в Госдуму. И они без преувеличения взорвали муниципальное сообщество.
Надо сказать, что как велика и раз-нообразна наша страна, так же неоднородно и наше местное самоуправление. Поэтому и ожидания у городов-милли-онников и малых поселений, в центре России и в отдаленных улусах были разные, порой прямо противоположные. В чем-то предложенные новации учли их пожелания, остальные были восприняты неоднозначно и стали поводом горячей дискуссии. В прессе замелькали заголовки об отказе от выборов мэров и даже о свертывании отечественного местного самоуправления.
Работа над поправками
Чтобы разъяснить свою позицию, разработчики законопроекта провели в Госдуме парламентские слушания. Председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев обосновал необходимость предполагаемых изменений. «Новое — это хорошо забытое старое», — напомнил он. Например, введение еще двух типов муниципальных образований, по сути, деление городских округов на районы, сравнительно недавно существовало повсеместно. Оно позволит приблизить власть к населению, что повысит ее эффективность. Сейчас получается, что в крупном городе один депутат представляет интересы 15 или даже 30 тысяч избирателей. Столько избирателей обычно в целом районе. Но и в районе не один депутат, там полный набор органов на двух уровнях местного самоуправления. В таких городах предлагается вернуться к недавнему опыту и возродить районы.
Решение о делении города на районы будет принимать субъект Федерации с учетом местных особенностей. При этом он должен получить право своими законами наделять город с внутригородскими районами дополнительными полномочиями. Повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления является сквозной идеей законопроекта, признал депутат.
Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления, депутат ГД Вячеслав Тимченко рассказал о работе над поступившими поправками. Их было более 800. Условно предложения можно разделить на три блока: возможности осуществления местного самоуправления, вопросы местного значения и финансовые основы реализации полномочий. Последний — самый болезненный. Надо напомнить, что в СССР было более 40 местных налогов. До последнего времени Минфин не только не расширял налогооблагаемую базу муниципалитетов, но, напротив, забирал все новые имеющиеся финансовые полномочия на региональный уровень. Так, безусловно, легче контролировать расходы на местах, но в таком случае о повышении эффективности местной власти говорить не приходится.
Вячеслав Тимченко предложил вернуться к теме минимальных социальных стандартов. Ввести их обещали в течение всех десяти лет реформы, но дело дальше пожеланий пока не сдвинулось.
Передавать регионам наиболее тяжелые с точки зрения финансового обеспечения полномочия — правильно, заметила статс-секретарь, замминистра регионального развития РФ Светлана Иванова. В первую очередь те, которые не закреплены за органами местной власти 131-м законом. Предстоит уточнить перечень вопросов местного значения и наполнить их определения конкретикой. Есть надежда, что базовый закон, наконец-то, освободится от размытых формулировок типа «создавать условия», «содействовать» и «способствовать». Еще до второго чтения нужно четко определиться с разграничением полномочий между новыми типами муниципальных образований. Законопроектом оно, так же, как и право решать, какие города будут дробиться на районы, а какие — нет, отдано на усмотрение субъектов Федерации. Предполагается ввести деление в городах-миллионни-ках, столицах субъектов. Но в стране немало «локомотивов экономики», финансовых доноров региональных бюджетов с населением в 300-400 тысяч человек. Как быть в таком случае?
«Город должен принимать участие во всех решениях, касающихся организации местного самоуправления», — убежден президент Союза российских городов, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев. Разработчики закона этого не предусматривают.
Серьезная полемика развернулась вокруг порядка выбора главы города с внутригородскими муниципалитетами. Механизм получается трехсту-пенчатым, заметил президент Ассоциации городов Поволжья мэр Самары Дмитрий Азаров. Избираться непосредственно населением будут только депутаты внутригородских районов. Они делегируют своего представителя в общегородской совет, который, в свою очередь, выберет из своего состава главу. Он и будет руководить городом в тандеме с нанятым по конкурсу хозяйственником — сити-менеджером. И это не только не приблизит власть к народу, как было задумано, а отдалит. К тому же неизбежно возрастет консолидированный аппарат муниципальных чиновников.
В обосновании к законопроекту сказано, что предлагаемая реструктуризация не потребует дополнительных финансовых затрат. На практике так не получится. В результате — новые расходные обременения на плечи регионов и муниципалитетов.
Остановиться,оглянуться?
Возможно, законопроект претерпит значительные изменения. Не исключено, что его, прислушавшись к голосу практиков, еще отзовут на доработку. О необходимости сделать это говорили члены Союза представительных органов местного самоуправления РФ, объединяющего председателей дум и советов 75 крупных российских городов.
Надо оговориться, со многими предлагаемыми новациями главы крупных городов согласны. Другие вызывают опасения. Основная угроза видится в распространении двухуровневой модели самоуправления на города. И.о. главы Элисты Вячеслав Намруев признал, что и на Совете муниципальных образований, объединяющем 27 муниципалитетов Республики Калмыкия, и в ее Народном Хурале шли жаркие дискуссии, но на стартовом этапе законопроект было решено поддержать в надежде, что ко второму чтению в нем появятся признаки улучшения финансовых основ местного самоуправления.
Реализация инициатив федеральных законодателей потребует комплексной реформы местной власти, убежден глава Улан-Удэ Александр Голков. Как она будет проходить, непонятно. Законопроект не дает прямых ответов на многие вопросы. Главный —что из себя будет представлять новый первичный уровень городского самоуправления? Как будут разграничены полномочия между советами? Жители обычно обращаются к своим депутатам по вполне конкретным вопросам — отремонтировать дорогу, ликвидировать свалку. Будут ли у районных депутатов достаточные ресурсы для их решения? Как делить и без того скудные бюджеты, во многом состоящие из субвенций и дотаций, и как рационально расходовать средства? Деньги в муниципалитеты идут из регионов с целевым назначением. Теперь их придется распределять по горизонтали и вертикали. Не получится ли, что бюджеты окончательно утратят самостоятельность и превратятся в сметы?
Городам по всей стране придется принимать новые уставы. Это, как и многие другие организационные мероприятия, вытекающие из положений законопроекта, потребует сил и времени. Поэтому необходимо предусмотреть переходной период.
Трижды избранные
«Не получится ли, что грядущая корректировка 131-го закона не только не решит проблемы муниципалитетов, но и усугубит их?» — выразил опасение глава Магадана Андрей Попов. Может, со временем новая модель будет эффективной. Но уже сегодня нанятый по конкурсу сити-менеджер, имея право подписи под финансовыми документами, де-факто обладает большей самостоятельностью, чем избранный глава города. Ожидалось, что роль главы города и распределение полномочий между представительным и управляющим руководителями будут, наконец, прописаны законодательно. Но этого не произошло.
В проекте закона не сказано ни слова о том, как быть в ситуации, когда депутат собрания внутригородской территории избирается и главой городского округа, что станет вполне возможным. Это может привести к тому, что интересы одного района будут ставиться превыше интересов остальных. Не случайно на законодательном уровне существует запрет на совмещение должности губернатора с должностью мэра или муниципального депутата.
Создается впечатление, что этой весной 131-й закон вынужден шагнуть на тонкий лед, отделяющий государственную власть от вмешательства во власть местную. Законопроект предполагает отмену прямых выборов глав городов. Казалось бы, местной демократии ничего не угрожает, ведь выборность представительных органов сохраняется. Но все же это ограничение, так как местное самоуправление — власть, структуру которой должны определять люди. Такое впечатление, что государство не может положиться на своих граждан, доверить им управление и самостоятельность в выборе.
В Магадане, например, сегодня до своего мэра люди могут «дотянуться рукой». Они научились самоорганизации, что и было одной из ключевых задач 131-го закона. В городе с населением в 103 тысячи человек действуют порядка 300 общественных организаций. Перекраивать базовый федеральный закон, призванный обеспечивать народовластие, нужно крайне осторожно. В новом же законопроекте пока больше вопросов, чем ответов.
И на муниципальном съезде в Суздале, и на встрече с Президентом в Кремле практики местного самоуправления говорили о своих проблемах, предлагая пути их решения. О том, что мэры получили на выходе, в то время было не сказано ни слова. Да и само слово «мэр» после принятия нового закона отойдет в историю. На смену всенародно избранным придут главы из состава депутатов. Иначе предполагается формировать и советы.
«Что Югу в радость, на Севере — смерть», — перефразировал известную поговорку глава Якутска Александр Савинов. Учитывая сотни километров, разделяющих улусы, депутатам районных собраний, сформированных из глав поселений, придется, как минимум, раз в месяц летать на заседания. Нужны изменения в налоговом законодательстве, а вместо этого начали с управленческо-административной части. «Вновь телегу поставили впереди лошади», — посетовал председатель Магнитогорского совета депутатов Александр Морозов… Законопроект — непропеченный и требует существенной доработки, сошлись во мнении выступающие.
Реально приблизить власть к населению поможет изучение и распространение лучших муниципальных практик. Ценного опыта за десятилетие реформы накоплено в городах и весях немало, подчеркнул председатель Союза представительных органов местного самоуправления России глава Калуги Александр Иванов. В Калуге в свое время тоже были внутригородские районы. После их упразднения сложилась более действенная модель местной власти. Сегодня в городе действуют 47 территориальных общин — ТОСов. Каждый депутат городской Думы возглавляет одну или две из них. Принцип действия территориального общественного самоуправления использует исторический опыт земского движения и не требует особых финансовых затрат. Его сила — в умении опереться на активность жителей.
Обсуждение внесенного и уже рассмотренного в первом чтении законопроекта прошло в эти дни практически на всех муниципальных дискуссионных площадках. Соглашаясь с необходимостью перемен в целом, мэры призывали не затевать реформ ради реформ. Им не понятны и кажутся шагом назад нововведения, касающиеся организации местного самоуправления в крупных городах и ряд других. Призывая прислушаться к мнению практиков, они обратились к руководству страны с предложением отозвать законопроект на доработку.