Брежневская Конституция: декларация свобод или мина замедленного действия

Многие заложенные в последнем Основном законе СССР гарантии оказались номинальными

07.10.2022 12:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Брежневская Конституция: декларация свобод или мина замедленного действия
Андрей Клишас © пресс-служба Совета Федерации

45 лет назад, 7 октября 1977 года, была принята последняя советская Конституция. Заложенное в ней право союзных республик выходить из состава СССР сильно упростило распад страны, но не стало самой его причиной. Действующий сегодня в России Основной закон во многом учел опыт брежневской Конституции, но стал принципиально новым документом, гарантирующим единство многонационального народа страны. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

— Андрей Александрович, почему возникла необходимость в принятии новой Конституции 1977 года? Каковы были основные предпосылки конституционной реформы?

— Необходимость принятия новой Конституции была продиктована в первую очередь тем обстоятельством, что с момента появления на свет предыдущей, 1936 года, прошло более сорока лет. За этот период Советский Союз пережил Великую Отечественную войну и культ личности, общество стало более зрелым, изменились многие сферы общественной жизни. Изменения претерпела социальная структура общества, которое в отсутствие классового противостояния приобрело однородность и характеризовалось возросшим уровнем культуры и научных знаний. Это, в свою очередь, привело к появлению социалистической интеллигенции, удельный вес которой все увеличивался.

Экономическая основа СССР, заложенная в Конституции 1936 года, базировалась на производном характере социалистической системы хозяйства и социалистической собственности, выраженном в ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмене частной собственности, тогда как к 1977 году экономическая система приобретает самостоятельные черты.

На президиуме Верховного Совета СССР 1958 года первый зампред Совета министров Кирилл Мазуров отмечал: «Время прошло большое, много изменений произошло в жизни нашего общества, в развитии советской демократии». Схожего мнения придерживался и секретарь президиума Верховного Совета Михаил Георгадзе: «Безусловно, Конституцию в свете событий, которые произошли за последние годы, надо менять. Но в этом году мы не успеем всю эту работу провести». Подытожил слова выступавших Клим Ворошилов: «Надо пересмотреть Конституцию, ибо она устарела, для данного периода не подходит и тормозит работу».

Согласно набравшему популярность в то время мнению, старая Конституция была призвана заложить основы социализма, а теперь требуется новая, отвечающая периоду уже зрелого социализма. Общество отошло от классовой борьбы, ее попросту больше не было, поскольку не было буржуазии. Возникла необходимость отхода от устаревших догм и адаптации советской идеологии к новой концепции общества. На замену старым элементам идеологии пришли новые, что означало необходимость изменения не только отдельных положений, но и общей юридической конструкции Конституции.

— Какие внесенные в Основной закон изменения вы считаете основными, самыми важными?

— В Конституции 1977 года был совершен переход власти от трудящихся города и деревни к народу, что означает становление СССР как общенародного государства. Большое внимание уделено равноправию народов: союзные республики получили право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР. За каждой союзной республикой было сохранено право свободного выхода из СССР. Организация работы органов власти также претерпела ряд изменений: в Конституции был закреплен принцип законности, означающий, что государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и другие законы. Кроме того, новая Конституция декларировала обязанность уважения личности, а также охрану прав и свобод граждан со стороны государства.

— Основной закон 1977 года ввел в обиход два формата прямой демократии — всенародное обсуждение и референдум. Можно ли говорить, что они стали реально работающими, и насколько они оказались полезными?

— Реализация данной нормы была затруднена, поскольку фактически ни порядок проведения референдума, ни механизм определения его результатов в законодательстве закреплен не был. Закон СССР № 1869-I «О всенародном голосовании (референдуме) СССР», предусматривающий право граждан на принятие решений всенародным голосованием по наиболее важным вопросам государственной жизни, был подписан только 27 декабря 1990 года. И единственным за всю историю существования СССР стал референдум, проведенный 17 марта 1991 года, на который был вынесен вопрос о необходимости сохранения СССР.

© Хухлаев Валентин/Фотохроника ТАСС

— В Конституции декларировались новые гражданские права: свобода слова и печати, право на обжалование действий должностных лиц, на критику действий государственных и общественных организаций. Насколько эти права оказались номинальными или реально работающими?

— Ни для кого не секрет, какую роль играла советская идеология во всех сферах жизни общества. Право также было подчинено определенной системе социалистических ценностей, сквозь призму которых толковалось и содержание ряда субъективных прав и свобод. Наиболее заметными для граждан стали права, относящиеся к социальной сфере: советские образование и здравоохранение находились на достаточно высоком уровне.

— Конституция закрепила за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, что, по мнению некоторых исследователей, сыграло в дальнейшем свою роль в распаде советского государства. Каков ваш взгляд на это?

— Трудно сказать, какую именно роль сыграло право союзных республик на выход из состава СССР в распаде Советского Союза. На мой взгляд, данная возможность сильно упростила процесс распада Союза, но было бы ошибкой полагать, что наличие права сецессии само по себе стало причиной начала данного процесса. Здесь необходимо комплексно оценивать сложившуюся в стране обстановку и принимать во внимание большое количество ошибок, допущенных ранее руководством страны.

Читайте также:

• Почему Сталин не захотел стать первым Президентом Советского Союза • Четырежды герой страны, которой нет

— Можно ли говорить, что при разработке Конституции РФ 1993 года авторы опирались на советский опыт, в том числе брежневскую Конституцию?

— К моменту написания Конституции 1993 года наша страна находилась в тяжелом кризисном состоянии: в упадке были промышленность, система органов государственной власти нуждалась в существенной модернизации, а народу, опьяненному от резко обрушившейся на него свободы, нужны были условия для того, чтобы этой свободой можно было безвредно пользоваться. Российское общество стояло на перепутье эпох в ожидании чего-то нового, качественно отличавшегося от того, что было в Советском Союзе. Поэтому перед разработчиками нового конституционного текста стояла непростая задача — исходя из царивших в обществе настроений определить вектор его дальнейшего развития, а также оживить Конституцию, придав ее тексту определенную гибкость, чтобы впоследствии дать возможность законодателю детализировать ее положения в федеральных законах, не сковывая себя громоздкими конституционными конструкциями.

Безусловно, некоторые положения, например, касающиеся закрепления фундаментальных прав человека, отраженных в советских конституциях, перекочевали в Конституцию 1993 года. Но это не означает, что они были взяты за основу. Да, советский опыт учитывался, но российская Конституция должна была стать качественно новым продуктом, способным подстроиться под веяние нового времени, что и было сделано.

— Какие положения Конституции РФ являются наиболее значимыми для обеспечения единства и целостности государства, гарантируют от распада?

— В основе единства нашего многонационального народа лежит многовековая история, богатая культура, общие ценности, которые так или иначе находят отражение в тексте Конституции. Так, идеологическая основа российского конституционализма содержится в преамбуле: «Многонациональный народ Российской Федерации, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и необходимости чтить память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России».

Говоря о культуре как важнейшем объединяющем факторе, нельзя не упомянуть конституционное закрепление правового режима русского языка. Единство информационного пространства, обеспечиваемое государственным языком, во многом является залогом территориальной целостности нашей страны. Особое конституционно-правовое положение русского языка обуславливает его обязательность и особую защиту со стороны государства.

Конституция РФ также закрепляет основы для формирования единых правового и экономического пространств, что играет важнейшую роль в обеспечении государственной целостности. Основополагающие конституционные принципы — еще один залог единства государства. Так, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, равенства, верховенства Конституции РФ лежат в основе формирования всех важнейших элементов российской государственности.

Охрана и укрепление суверенитета являются гарантом целостности любого государства. Положения Конституции РФ в полной мере обеспечивают независимость государственной власти как от внешних, так и от внутренних посягательств. Речь идет о так называемых основах публичного порядка РФ, а также об определенных конституционных обязанностях граждан, таких как воинская обязанность, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, обязанность сохранять целостность государства, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.