Андрей Клишас: Сильная центральная власть в России — гарант поддержания государственной стабильности

Сенатор рассказал, почему в 1991 году в стране была избрана президентская форма правления

Андрей Клишас: Сильная центральная власть в России — гарант поддержания государственной стабильности

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ 

30 лет назад на основании результатов всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года, была учреждена должность президента РСФСР. Зачем России президент и что он может, почему тогда была избрана президентская форма правления и каковы минусы парламентской республики для страны с большой территорией, «Парламентской газете» объяснил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Андрей Клишас
Андрей Клишас Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.C марта 2012 года представляет в Совете Федерации исполнительный орган государственной власти Красноярского края. Родился 9 ноября 1972 года. Образование высшее — Российский университет дружбы народов. Доктор юридических наук, профессор. До наделения полномочиями в 2012 году — президент ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель».
- Андрей Александрович, почему в нашей стране именно главу государства граждане зачастую называют непосредственным представителем своих интересов?

- Конституция Российской Федерации, как главный нормативный правовой акт государства, дает исчерпывающий ответ на вопросы о том, «кто такой Президент России», «что он может» и «зачем он нужен России».

Согласно положениям Основного закона, президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, осуществляет общее руководство исполнительной властью.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает арбитром для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также реализует значительное число иных полномочий, направленных на обеспечение согласованного функционирования всей системы публичного управления.

Однако роль президента в государстве нельзя сводить только к его конституционно-правовому статусу. Важно также учитывать социологический аспект. В России отмечается исторически сложившийся устойчивый запрос на обладающую широким спектром полномочий и дискреции исполнительную власть и, в частности, сильного национального лидера.

В этой связи примечательно, что именно в нашей стране главу государства граждане зачастую называют непосредственным представителем своих интересов в отличие от большинства зарубежных государств, где слово «представитель» ассоциируется прежде всего с членами законодательных органов.

- Могла ли страна в 1991 году прийти к модели парламентской республики?

- Государства с республиканской формой правления условно принято классифицировать на президентские, парламентские и смешанные — по порядку формирования высшего органа исполнительной власти и отдельным аспектам взаимодействия главы государства и парламента.

Характер республики совершенно не предопределяет, у кого именно, президента или парламента, больше или меньше полномочий. В рамках любого из типов респуб-лики в соответствии с принципом разделения властей так или иначе обеспечивается достижение определенного баланса влияния президента и парламента на проводимую государством политику.

В современной практике государственного строительства, как мы можем наблюдать, «чистой» модели не существует. В жизни они имеют несколько иные формы воплощения, порой очень отличающиеся от своего «теоретического идеала». Любое современное государство — это синергия различных конструкций.

Каждая модель обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому выбор той или иной конфигурации публичной власти зависит от множества факторов. Это естественный и, как правило, поступательный исторический процесс.

При этом ошибочно было бы утверждать, что какая-либо из существующих моделей является однозначно лучше другой.

Теорию и практику государственного строительства опасно упрощать до утверждений вроде «примем другую модель, тогда заживем». Это куда более глубокий и последовательный процесс, обусловленный историческими предпосылками и актуальным общественным запросом, являющийся эластичным и способным адекватно подстраиваться под потребности общества.

Избранная конституционным законодателем модель в полной мере отражает историческую преемственность Россией опыта конституционного развития советского периода, в рамках которого представительные институты, советы, занимали особое место в системе публичной власти. Данный опыт, безусловно, был учтен при разработке действующего конституционного регулирования.

Именно связь действующего регулирования с историческим опытом и поддержка людьми избранной модели позволяют говорить о формировании национальной конституционной идентичности. Любые изменения политического устройства должны прежде всего находить поддержку среди граждан.

Точечные корректировки конституционного регулирования, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», снискали всестороннюю поддержку российских граждан.

- Насколько эффективной вы считаете систему разделения властей в России?

- Характеристика республиканской формы правления в качестве «парламентской» или «президентской» является своеобразной правовой формулой участия высших органов власти в публичной политике, что само по себе не предопределяет доминирование конкретного политического института в системе разделения властей.

Безусловно, в рамках отечественной модели государственного устройства президент занимает важное место в системе публичной власти, но и Федеральное Собрание является достаточно «сильным» органом.

Так, Совет Федерации, согласно статье 102 Конституции, по представлению президента назначает на должность и прекращает полномочия судей Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ, назначает их председателей и заместителей председателей, проводит консультации по кандидатурам Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.

Государственная Дума, в свою очередь, утверждает предложенную президентом кандидатуру председателя Правительства, утверждает кандидатуры его заместителей и федеральных министров, за исключением министров «силового блока», заслушивает ежегодные отчеты Правительства, Центрального банка.

Согласно новой статье 103.1 Конституции, Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Читайте также:

• Что могут президенты • Атрибуты президентской власти • Почему Сталин не захотел стать первым Президентом Советского Союза

Данные изменения укрепляют положение Федерального Собрания в системе разделения властей и позволяют государству в целом эффективнее выполнять свои функции.

Президент наделяется полномочиями непосредственно народом на всеобщих выборах, что придает дополнительный политический вес главе государства. При такой системе легитимации полномочий президент несет ответственность перед народом, который его избрал. В связи с этим стабильность политического курса не поставлена в строгую зависимость от расстановки политических сил в парламенте.

- Нет ли у вас ощущения, что действующая модель власти в России нуждается в доработке и изменениях?

- Было бы в корне неверно утверждать, что действующая модель себя исчерпала и дальнейшее развитие без трансформации невозможно. Преимущества нашей системы особенно сейчас отчетливо видны, когда новые вызовы и угрозы возникают с пугающей периодичностью.

Если публично-властные институты в определенной конфигурации доказали свою эффективность в рамках одного общества, то это вовсе не означает, что они могут с той же успешностью быть использованы другим обществом. Даже отдельные институты и отношения необходимо имплементировать с большим вниманием и осторожностью, не говоря уже о фундаментальном переосмыслении системы.

Одним из главных преимуществ президентской формы правления является ее стабильность. Речь здесь идет о способности оперативно принимать решения, координировать всю систему публичной власти без каких-либо промедлений, четко и своевременно реагировать на возникающие вызовы.

Особенно это актуально для такого большого и разнородного государства, как Россия. В таких условиях сильная центральная власть является необходимым условием поддержания государственной стабильности, общественной безопасности и эффективности при принятии важнейших стратегических решений.

Поправки в Конституцию 2020 года адаптируют определенную Конституцией 1993 года модель к современным реалиям. При сохранении главенствующей роли Президента России в системе публичной власти были усилены парламентские институты демократии, введен механизм парламентского контроля, расширены кадровые полномочия парламента.

Данные изменения являются важным этапом развития отечественной правовой системы, поскольку резюмируют более чем 25-летний опыт государственного строительства. Сформированная поправками модель позволит выстроить предельно эффективную структуру публичной власти, деятельность которой направлена на обеспечение прав и свобод наших граждан.

Система публичной власти в России на современном этапе характеризуется высоким уровнем устойчивости и активным взаимодействием исполнительной и законодательной ветвей власти. Поэтому укрепление этого взаимодействия посредством предоставления палатам Федерального Собрания дополнительных полномочий является категорически важным и своевременным шагом.


Справка

Должность Президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания.

Тогда же закон «О Президенте РСФСР» был внесен на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР, который 24 мая 1991 года внес в Конституцию (Основной закон) РСФСР соответствующие поправки. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

После первых выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.

С принятием 25 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР закона о переименовании государства в Российскую Федерацию и внесением Съездом народных депутатов соответствующих изменений в Конституцию РСФСР 21 апреля 1992 года (которые вступили в силу 16 мая 1992 года) было установлено современное наименование должности — Президент Российской Федерации.

Просмотров 12257

23.04.2021 00:00