Что могут президенты

На начало этого года в мире насчитывалось 195 независимых государств (члены ООН и Ватикан), из которых около 150 имеют президентскую форму правления

Что могут президенты

Президент  ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер  представляет страну в международно-правовых отношениях, всем остальным занимается федеральный канцлер / Фото REUTERS

Сегодня институт президентства — неотъемлемый элемент политических систем многих стран, хотя функции и роль фактического (или формального) главы государства везде различны. В мире существует множество исторически сложившихся форм государственного управления. Но все они подразделяются на две принципиальные модели: парламентарную (глава государства — номинальный, не имеющий реальной исполнительной власти, которая предоставлена правительству, подконтрольному парламенту) и президентскую (глава государства обладает полномочиями, равными или большими, чем у других институтов госуправления).

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путем — посредством косвенных (США) или прямых (Россия) выборов и обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. В парламентарных он избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции почти всех парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром…

ШТАТНАЯ СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Несмотря на то, что впервые должность президента появилась в Великобритании, первой полноценной моделью института президентства является американская, сложившаяся за 200 лет истории США, предоставляющая главе государства значительные полномочия, поскольку он в одном лице совмещает еще и обязанности руководителя правительства (впрочем, эта значительность проявляется лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти). При этом существующая в Штатах система разделения властей с большим числом так называемых сдержек и противовесов не позволяет ни одной из властных ветвей захватить полное управление государством в свои руки.

Так, президент независим от конгресса США, не может его распустить, но и конгресс не может отправить в отставку правительство. Зато конгрессмены имеют право через процедуру импичмента отрешить президента и других должностных лиц (в том числе федеральных судей) от должности. Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента, но верхняя палата конгресса (сенат) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру. Помимо этого, президент не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.

Конгресс обладает всей полнотой законодательной власти (принимая законы, обязательные к исполнению всеми должностными лицами, в том числе президентом), которая, однако, ограничивается президентским правом вето, преодолеваемым 2/3 голосов конгресса, а также правом верховного суда США признать неконституционным любой закон. В свою очередь, у конгресса нет полномочий признавать неконституционными указы президента, связанные с осуществлением полномочий федеральными органами исполнительной власти, хотя такое право есть у верховного суда. Президент США является верховным главнокомандующим вооруженными силами, но их финансовое обеспечение, а также вопросы объявления войны и заключения мира находятся в ведении конгресса, с разрешения которого в стране также может вводиться чрезвычайное положение. А подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению сенатом.

В результате ни один американский президент за всю историю США не смог существенно влиять на вопросы внутренней или внешней политики, не заручившись поддержкой парламентского большинства. Что особо наглядно подтверждает пример Дональда Трампа.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСТВО

Специфичная модель президентства сформировалась в Европе, где системы правления являются полупрезидентскими или парламентскими. В первом варианте наиболее характерным примером является Франция, где президент, являющийся главой государства, не осуществляет руководство правительством (главу которого утверждает парламент), хотя и обладает рядом возможностей по влиянию на его политику, утверждая или нет правительственные правовые акты и обладая правом вето на законы. Также он может ввести чрезвычайное положение в стране, распустить парламент и назначить референдум. Кроме того, как верховный главнокомандующий осуществляет определение и проведение внешней политики.

При парламентской модели у президента практически отсутствуют полномочия в области исполнительной власти. Хотя президенту могут предоставляться права назначать главу правительства, распускать парламент, назначать парламентские выборы, представлять страну на международной арене, все они возможны лишь по согласованию с руководителем правительства, который, в свою очередь, подотчетен парламенту, имеющему право отправить его и правительство в отставку. Здесь, по сути, президент лишен реальных властных полномочий (как монарх при конституционной монархии), выполняя представительские функции. Например, конституция ФРГ так определяет статус президента: «Федеральный президент представляет федерацию в международно-правовых отношениях». А основным действующим лицом в стране является федеральный канцлер как глава исполнительной власти.

Однако в современных условиях западных демократий даже в таком статусе всенародно избранный глава государства имеет политические влияние и авторитет, позволяющие так или иначе влиять на формирование внутренней и внешней политики (Чехия).

Во многих государствах президент выполняет роль своего рода посредника, арбитра между различными политическими силами и ветвями власти. Согласно конституции Франции, «президент… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства». По конституции Румынии, «президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом»…

Статус президента имеет свои отличия и в исламских государствах. Так, в Иране верховная власть принадлежит не президенту, а рахбару, Верховному руководителю страны (с персидского эта «должность» дословно переводится как «защитник-богослов», «владыка-богослов»), который является высшим религиозным иерархом.

Кроме функций высшего арбитра, он — верховный главнокомандующий Вооруженными силами, имеет право назначать руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радиоканалов, председателей судов, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей Конституции, влиятельнейшего контрольного органа, который может блокировать решение любой из трех ветвей власти. Рахбар избирается Советом экспертов, состоящим из 86 муджтахидов (авторитетных мусульманских законоведов), избираемых населением на восьмилетний срок. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему. С июня 1989 года и поныне Верховным руководителем является Али Хосейни Хаменеи.

Президентский пост в Иране был введен после того, как страна стала республикой в результате свержения монархии в 1979 году. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырехлетний срок (не более двух раз подряд) и является вторым по значимости должностным лицом в Иране. Он — гарант Конституции и глава исполнительной власти, имеющий право назначать членов Совета министров и координировать работу правительства (при этом вице-президентов и 21 министра правительства утверждает парламент). С августа 2013 года президентом является Хасан Рухани.

Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии.

Избранный на прямых всенародных выборах президент Ирана Хасан Рухани (на фото справа) является лишь вторым лицом в государстве и подчинен высшему религиозному иерарху – Верховному руководителю страны Али Хосейни Хаменеи (слева) / Фото SalamPix/ABACA/TASS

РОССИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ЕДИНИЧНАЯ

Современную форму правления в России одни эксперты определяют как смешанную, предлагая считать ее индивидуальной (единичной), а другие — одной из разновидностей президентской, характеризующейся сильной президентской властью.

Полномочия Президента России четко прописаны в Основном законе страны. В частности, глава государства имеет право назначать председателя Правительства РФ (с согласия Госдумы) и отправлять в отставку кабинет министров; предлагать Госдуме кандидатуру на пост главы Центробанка РФ или освобождать его от этой должности; по предложению председателя Правительства назначать или освобождать его заместителей и федеральных министров; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ, Генпрокурора РФ и его заместителей (и об их увольнении), назначать судей других федеральных судов и прокуроров субъектов РФ; назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации; формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Также президент страны осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает референдумы и выборы Государственной Думы или распускает палату в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и утверждает военную доктрину РФ. В случае внешней агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент России вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию. Или — чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом.

Помимо этого, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции страны, федеральным законам или международным обязательствам.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 953

10.03.2018 13:36

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...