Парламентаризм — это не про «говорить», а про «думать и созидать»

В Совете Федерации обсудили, что сделано и как работать дальше

Парламентаризм — это не про «говорить», а про «думать и созидать» Фото пресс-службы Совета Федерации

Что сделал Совет Федерации помимо своей главной задачи — принятия законов? Добился того, что уменьшился дефицит консолидированного бюджета, сократилась долговая нагрузка дотационных регионов, отбил попытки Минфина в обход закона изымать доходы местных бюджетов…

И анализ, и прогноз

Об этом и многом другом шла речь на заседании Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации. Повестка с весьма ответственным названием «Роль и место Совета Федерации в решении современных задач внутренней и внешней политики российского государства» полностью соответствовала статусу и значению «палаты регионов» в политической системе современной России. Рискну предположить, что некоторое количество наших сограждан представляют деятельность верхней палаты исключительно в виде обсуждения законопроектов. Это не так, о чём и говорила, открывая заседание, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации.

Константа его деятельности — гармонизация интересов регионов с общефедеральными задачами. Только на протяжении последнего года были приняты важнейшие решения Совета безопасности России по перспективам развития российской глубинки, а Президент России 17 января 2017 года утвердил «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Совет Федерации отстоял безусловное право региональных бюджетов на дотации из федеральной госказны,  которые Минфин было пытался поставить в зависимость от неких своих критериев, облегчил отчаянную финансовую ситуацию, в которую попали многие субъекты Федерации из-за неудовлетворительного финансирования центральными московскими ведомствами совместных полномочий, отстояв соответствующую статью расходов в федеральном бюджете.

Но не только. Валентина Матвиенко привела вполне конкретный пример, когда действия Совета Федерации, быстрые и оперативные, давали ощутимый экономический эффект: много лет дальневосточные и камчатские власти добивались запрета на варварский дрифтерный лов, которым грешили иностранные суда в нашей промысловой зоне. Безуспешно, видимо, слишком мощные лоббистские структуры были вовлечены в решение вопроса. И лишь после вмешательства сенаторов дрифтерный лов запретили. Итог: количество промысловой рыбы увеличилось в три-четыре раза, соответственно выросли уловы, добавились рабочие места, стали сильнее налоговые поступления в местные бюджеты. Если оценить в деньгах эффект от этих и других действий Совета Федерации, то сумма будет измеряться сотнями миллиардов рублей, что служит прямым подтверждением максимы: «Нет ничего практичнее хорошей теории, в том числе и законодательной».

Лоббизм не пройдёт

О другом важнейшем практическом направлении деятельности Совета Федерации рассказал Александр Некипелов, директор Московской школы экономики МГУ имени Ломоносова: переход к единому «стандарту благополучия» в качестве ключевого социально-экономического показателя. Это сделать не просто, и одно из главных препятствий — разнобой в юридическом статусе предметов совместного ведения: 108 полномочий финансируются по одному федеральному закону,  59 — по другим федеральным законам, 20 — по указам президента, 162 — по постановлениям Правительства!

В таких условиях очень трудно добиваться, чтобы финансирование было стабильно и прозрачно. Зато возникает ситуация, весьма соблазнительная для небескорыстных действий разного рода лоббистов. Вообще, на заседании прямо это понятие практически не упоминали, очевидно, в силу парламентской культуры, что, конечно, не означает, что Совет Федерации не находится под мощным давлением разного рода заинтересованных политико-экономических сил. Красноречивый пример привела в своём выступлении Талия Хабриева, вице-президент РАН, директор Института и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: один из идеологов либерализма Алексей Кудрин, председатель Центра стратегических разработок, рекомендует полностью разрушить систему федеральных межбюджетных отношений, сосредоточив финансовые ресурсы страны в федеральном Центре, подтверждая истину, что потри хорошенько демократа — и обнаружишь самого классического диктатора.

Реакция Валентины Матвиенко была мгновенной — такие рекомендации грозят катастрофой и для финансовой системы России, и для политической — в Конституции РФ чётко определён федеративный принцип устройства государства. Непросто идёт и разработка законопроекта о нормативных актах, который призван регулировать их количество и качество: слишком влиятельные силы и ведомства, как было сказано на заседании, противятся этому акту, который не позволит ведомствам корректировать законы в свою пользу своими ведомственными решениями, как это очень часто происходит сейчас.

Не всегда хватает сенаторам полномочий, чтобы в полной мере реализовать свои функции. Председатель Совета Федерации в связи с этим предложила законодательно повысить статус запроса члена Совета Федерации, который сейчас фактически не отличается от статуса обращения любого гражданина.  Другое возможное новшество — узаконит так называемое «отложенное вето», по которому недостаточно продуманный законопроект или иной юридический документ будет отложен строго до момента, пока не будут устранены критикуемые позиции.  

А главный итог заседания Научно-экспертного совета можно выразить словами одного из его организаторов и участников Виктора Кривова, начальника Аналитического управления Совета Федерации: «Парламентаризм — это не про говорить, а про думать и созидать», что особенно злободневно в преддверии 25-летия со дня создания Совета Федерации.                 

                   

                     

               



Автор: Юрий Урсов

Просмотров 537

20.04.2017

Популярно в соцсетях