Бизнес получит кредиты и госгарантии

Новая структура банковского сообщества поддержит региональные бюджеты

Бизнес получит кредиты и госгарантии Фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы

Освободить небольшие банки от излишнего надзора и отчётности, а также переориентировать их на работу с малым и средним бизнесом призван проект нового закона, который посвящён организационной реформе в финансово-кредитной сфере России.

Переориентировать банки, прежде всего региональные, на работу с малым и средним предпринимательством (МСП) и призван новый законопроект с рабочим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания многоуровневой банковской системы).

Этот документ, разработанный осенью в Комитете Госдумы по финансовому рынку, уже прошёл первое чтение. В рамках подготовки ко второму чтению, намеченному на конец апреля, комитет провёл парламентские слушания на тему «Законодательный аспект создания многоуровневой банковской системы».

В регионах денег меньше, а запросов больше

Давно возникла необходимость реформировать банковскую сферу с тем, чтобы придать ей системность, отражающую многоукладность российской экономики и учитывающую интересы разнообразных экономико-организационных структур — от индивидуальных предпринимателей до мощных компаний, объединённых в группы.

Не секрет, что мелкому предпринимателю практически невозможно взять кредит в банке из первой рейтинговой двадцатки, неинтересно им заниматься с мелкими по их  масштабам миллионами заёмных рублей. К примеру, по данным рейтингового агентства АКРА, Сбербанку России невыгодно заниматься кредитованием малого и среднего бизнеса, прибыльности нет.

Суть реформы — создание двухуровневой системы классификации банков. Банки первого уровня с капиталом не менее 300 миллионов рублей получат базовую лицензию. Банки второго уровня, имеющие не меньше миллиарда собственных средств, станут обладателями универсальной лицензии. В особую группу будут выделены системообразующие банки первой двадцатки, которые будут находиться под особым надзором Центробанка.

Что это даст экономике и зачем затевать перестановки в весьма чувствительном финансовом секторе?  Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов законопроекта, сформулировал цели нововведения так: малый и средний бизнес получит адекватную систему кредитования для своих нужд, а региональные власти — финансовую основу для того, чтобы максимально активизировать предпринимательство, расширив налогооблагаемую базу и нарастив местный экономический потенциал.

Банки с базовой лицензией смогут оперативно кредитовать государственные и муниципальные предприятия, покупать ценные бумаги, извлекая дополнительную прибыль. Для того чтобы базовые банки получили мощный импульс для развития кредитования, Аксаков предложил распространить на депозиты малого бизнеса в этих банках государственные страховые гарантии.

Заместитель председателя Банка России Василий Поздышев. Фото: Марат Абулхатин/Фотослужба Государственной Думы

Эти предложения практически полностью поддерживает и Центробанк. Заместитель председателя ЦБ России Василий Поздышев отметил востребованность малых и средних банков, которые закроют нишу рынка кредитования, куда громадные столичные преимущественно банки в силу организационно-финансовых особенностей не заходят и вряд ли зайдут.

Заслон финансовой контрабанде

Но для такого рода местных кредитных операций нет необходимости соблюдать сложные контрольно-отчётные процедуры в соответствии с международными критериями Базель-3, которые отечественная кредитно-финансовая система обязана соблюдать. Потому Центробанк будет применять упрощённые процедуры по отношению к базовым банкам, освободив их от необходимости соблюдать пять базельских нормативов. Соответственно, упростится и отчетность.

Но выход из-под требований Базеля означает и существенные ограничения возможностей работы на международном уровне, где эти требования обязательны: базовая лицензия предполагает, что банки не смогут кредитовать нерезидентов, сохраняя все остальные функции и виды операций.

В реальной практике такое ограничение означает, что вывести средства законно или полузаконно из региональных банков в офшоры станет невозможно. Тема весьма актуальная, если вспомнить информацию Росфинмониторинга о том, что в прошлом году было обнаружено 12 площадок, объединяющих как раз небольшие банки, через которые выводили десятки миллиардов теневых рублей за рубеж.

«Недобанков» не будет

Очевидно, такие перспективы и ограничения не всех устраивают, потому Василий Поздышев удивился тому, что будущие банки с базовой лицензией называют банками «второго сорта» и «недобанками». И делают это публично, как подчеркнул банкир,  сами представители банковского сообщества, имея в виду Ассоциацию российских банков, на чьей недавней конференции звучали подобные выводы.

По словам Игоря Дивинского, первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку, базовые банки обладают неоспоримыми конкретными преимуществами сравнительно с банками универсальными: они более мобильны, меньше затрачивают средств на обслуживание кредитов, лучше знают конъюнктуру региональных рынков и качество заемщиков. Эти особенности крайне важны, чтобы  не только придать устойчивость местным бюджетам, но и развивать государственную политику импортозамещения, поддержав отечественных производителей.

Разумеется, новые масштабные изменения в банковском законодательстве требуют выверенных формулировок. Об этом говорили юристы, присутствующие на слушаниях. В частности, Людмила Ефимова, доктор юридических наук, заведующая кафедрой банковского права МГЮА, подчеркнула необходимость корректных формулировок  в определении клиентской базы, чтобы избежать обвинений в дискриминации по имущественному признаку, когда законоположения могут трактоваться так, что мелкий предприниматель не имеет права кредитоваться в универсальном банке и, напротив, крупная компания получит отказ в обслуживании в банке с базовой лицензией.

Но в целом, как сказал исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, такой закон крайне нужен и остро востребован предпринимательским сектором. Экономический эффект он принесёт  ощутимый. Критические замечания и пожелания, прозвучавшие в ходе парламентских слушаний, будут учтены в тексте законопроекта ко второму чтению.



Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Анатолий Аксаков

Просмотров 844

03.04.2017

Популярно в соцсетях