Российские банки распределят по категориям и создадут Фонд консолидации

Российские банки распределят по категориям и создадут Фонд консолидации

Фото: Игорь Примак / Архив ПГ

В среду, 28 декабря, в Государственную Думу будут внесены два законопроекта, которые предусматривают стратегические изменения в банковском законодательстве и функционировании отечественной кредитно-финансовой системы.

Они разработаны Анатолием Аксаковым, председателем Комитета Госдумы по финансовому рынку, и Николаем Журавлевым, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Первый законопроект предусматривает разделение банков на категории в зависимости от размеров уставного капитала, которые определят перечень допустимых операций. С 1 января 2018 года банки с размером уставного капитала не менее 1 миллиарда рублей получат универсальную лицензию, которая позволит осуществлять все виды банковских операций внутри страны и за рубежом. К таким кредитным учреждениям будут применяться требования для банков в полном объёме. Банки, у которых уставной капитал составляет минимум 300 миллионов рублей, будут наделены базовой лицензией, которая дает право на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во все вклады, а также оказание других банковских услуг, исключая валютные операции и установление корреспондентских отношений с зарубежными банками. Если уставной капитал банка с базовой лицензией достигнет миллиарда рублей, он вправе добровольно ходатайствовать о получении универсальной лицензии. Предельный размер капитала для банка с универсальной лицензией может составлять до 3 миллиардов рублей. Возможен и другой вариант: банк с недостаточными размерами уставного капитала может изменить статус и стать микрофинансовой компанией, при этом вклады физических лиц и индивидуальных предпринимателей по-прежнему должны быть застрахованы в системе обязательного страхования вкладов.

«Эти нововведения сделаны в развитие тезиса из Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию о необходимости совершенствовать работу региональных банков и имеют вполне практическую цель — освободить региональные в основном некрупные банки от многих ограничений, вызванных, в частности, необходимостью следовать рекомендациям третьей части международного Базельского соглашения по банковской деятельности, которая содержит достаточно жесткие требования к функционированию банков, а также ориентирует банки на работу с мелким и средним бизнесом», — заявил корреспонденту «Парламентской газеты» Анатолий Аксаков, — Помимо этих категорий будут выделены в отдельную группу крупнейшие системообразующие банки из первой десятки по размерам капитала».

Второй законопроект нацелен на создание дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Проблема недобросовестной и противозаконной банковской деятельности особенно обострилась в последние годы, а сумма выплаченных Агентством по страхованию вкладов средств клиентам банков достигает почти триллиона рублей. Предотвращать такие случаи должны помочь законодательные положения нового юридического документа. Авторы определили следующие его главные цели: сократить объёмы средств, выделяемый Банком России на финансовое оздоровление проблемных кредитных учреждений; повысить эффективность контроля за использованием этих средств; исключить зависимость финансового оздоровления банков от финансового состояния коммерческой организации-санатора; создать равные конкурентные условия деятельности санируемых банков.

Своевременно обнаруживать и предупреждать угрозу банкротства кредитной организации намечено с помощью вновь создаваемого за счет средств Центробанка Фонда консолидации банковского сектора. По словам Анатолия Аксакова два новых законопроекта связаны между собой и способны принести синергетический эффект, сделав банковскую систему России более надёжной и прозрачной с высокой степенью прибыльности и безопасности.

Просмотров 2357

28.12.2016 12:18