Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Региональные депутаты первыми дадут оценку инициативам Правительства

Они, наряду с представителями ведомств, войдут в состав рабочих группп по законотворчеству в качестве экспертов

08.12.2016 18:32

Автор: Никита Вятчанин

Региональные депутаты первыми дадут оценку инициативам Правительства
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Парламентарии России намерены установить жёсткий запрет на участие офшорных компаний в госзакупках и не поддержат предложение Правительства о переносе сроков реализации закона об отходах на 2019 год. Об этом 8 декабря шла речь на заседании президиума Совета законодателей под председательством Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина.

Совет законодателей должен быть основной площадкой для реализации Послания Президента России законодательными органами власти. Этими словами Валентина Матвиенко задала тон предстоящему обсуждению. Она также отметила, что совместную работу палат Федерального Собрания в будущем году во многом будет определять проведение 137-й ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге.

Сопредседатель президиума Совета законодателей, спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил вводить региональных законодателей в качестве экспертов в состав рабочих групп с участием представителей федеральных ведомств. Это, по его мнению, позволит оценивать федеральные инициативы, что называется, «от земли» и добиваться больше конкретных результатов в законотворчестве.  

Мусор не спешит в утилизацию

По его мнению, работа в таком формате позволит уже на нулевой стадии проработки законопроекта учитывать мнение регионов. «Чтобы потом регионы не испытывали на себе те или иные издержки в правоприменительной практике, мы могли бы все проблемы учесть в рамках нашего взаимодействия и вырабатывать качественные законопроекты», – сказал Вячеслав Володин.

Дёшево не означает хорошо

Касаясь повестки дня заседания президиума Совета законодателей, Валентина Матвиенко сказала о том, что несовершенство закона о государственных закупках проявилось достаточно очевидно. В сфере госзакупок сегодня обращается более шести триллионов рублей – это почти треть федерального бюджета. Пирог немалый и заманчивый, учитывая неоднозначность тех или иных законодательных норм. Среди них стандартная ситуация, когда победителем в аукционе становится тот, кто предложил меньшую цену. Однако, как отметила спикер Совета Федерации, «дёшево вовсе не означает хорошо».

В результате не только приходится платить дважды, но страдают и даже гибнут люди. Горький тому пример – потрясшая всю страну трагедия на Сямозере в Карелии. Валентина Матвиенко напомнила, что по следам тех событий было принято решение отказаться от электронных аукционов при закупке услуг по организации детского отдыха. Есть и другие решения, принять которые вынудила гибель наших детей. Но верные решения не должны доставаться нам такой ценой. «Для этого следует поставить вопрос об ужесточении персональной ответственности лиц, участвующих в госзакупках. Составы таких преступлений до сих пор отсутствуют в Уголовном кодексе. Этот законодательный пробел необходимо ликвидировать», – считает спикер Совета Федерации.

Среди региональных инициатив в этой сфере она выделила предложение поступившее от заксобраний сразу трёх регионов (Ставропольский край, Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ) – ввести дополнительную дифференциацию санкций за нарушения. А законодатели из Пермского края предложили увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.

«Безусловно, эти предложения требуют самого внимательного изучения. Кроме того, надо изучить опыт национальных контрактных систем других стран. В частности, опыт Федеральной контрактной системы США, где оценка предложений при закупке осуществляется исходя из ряда квалификационных требований. Одним из них является хорошая репутация, в том числе в отношении соблюдения деловой этики», – резюмировала Валентина Матвиенко.

Госзакупки – не место для офшорных лазеек

Анализ поступивших из регионов предложений по улучшению сферы госзакупок позволил выделить суть проблем. Как отметил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Неёлов, решить их можно, установив в законе обязанность заключения госконтрактов в электронной форме (в том числе – с единым поставщиком) и с использованием единой информационной системы. Кроме того, по его словам, следует дополнить закон нормами, по которым и жалобы на нарушения должны подаваться в электронной форме – это позволит отслеживать их прохождение, и остановит практику затягивания конкурсных процедур. Депутат Сергей Жигарев обратил внимание на необходимость того, чтобы жалоба подавалась только тогда, когда претензия не была удовлетворена в установленном порядке.  

Коррупцию выдавят из сферы госзакупок к 2018 году

Отдельно была отмечена проблема участия в госзакупках компаний из офшоров. Законопроект о запрете такого участия был внесён восемь месяцев назад, а поправки не рассмотрены даже в первом чтении. Как отметил аудитор Счётной палаты РФ Максим Рохмистров, сегодня такого ограничения для офшорных компаний нет, хотя «мы об этих рисках не раз предупреждали». «Здесь необходим жёсткий запрет на участие офшорных компаний в госзакупках. Эта норма должна стать императивом – пора навести порядок», – подчеркнула Валентина Матвиенко.

В свою очередь председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что в Госдуме создана мониторинговая группа во главе с вице-спикером Ириной Яровой. Её задача – проанализировать законопроекты, которые лежат «в столе», несмотря на свою актуальность. «Мы должны выявить причины, почему они не рассмотрены. Давайте ваши предложения: на какие вопросы нам следует обратить внимание», – отметил он.

Совет законодателей готовит обращение в Правительство

Не менее острым остаётся вопрос обращения с отходами. По данным Росприроднадзора, количество не утилизированного мусора в нашей стране вырастает на пять миллионов тонн ежегодно. Два года назад были внесены концептуальные изменения в Закон «Об отходах». Валентина Матвиенко напомнила, что этот документ появился «несмотря на мощное сопротивление со стороны тех, кто видел в нём угрозу для своего сверхдоходного и зачастую криминального бизнеса». Однако подготовка подзаконных актов по сложившейся традиции велась в профильных министерствах очень долго. Сроки неоднократно переносились, а под конец года появляется информация о том, что переходный период по этому закону продлевается до 1 января 2019 года.

Постоянный срыв сроков уже похож на саботаж, умышленное бездействие профильных министерств и ведомств.

В Совете Федерации ситуацию считают вопиющей. Говоря об этом, Валентина Матвиенко не стала сглаживать углы: «Постоянный срыв сроков уже похож на саботаж, умышленное бездействие профильных министерств и ведомств. И я готова, если коллеги меня поддержат, инициировать обращение в Правительство России о привлечении виновных лиц к ответственности».

Такой же настрой поддерживают и в Госдуме – в частности, об этом заявила глава профильного комитета нижней палаты Ольга Тимофеева. Один из острых вопросов к профильным ведомствам – почему при том, что 63 региона готовы выполнять нормы закона об утилизации отходов (он также подразумевает появление новой строчки расходов в коммунальных платежах – на вывоз отходов) сроки опять переносятся, а субъекты РФ до сих пор не обеспечены практическими рекомендациями?

Отговорки представителей Минприроды и Минстроя, что в регионах количество мусора не учитывается, а без такого учёта реализовать закон нет возможности, парламентариев не удовлетворили. Валентина Матвиенко пообещала, что Совет Федерации не поддержит предложение Правительства перенести сроки исполнения федерального закона. «Нельзя срывать сроки исполнения уже принятых федеральных законов. Парламент – это не проходной двор, и его решения требуют чёткого исполнения в установленные сроки», – считает она.

Сегодня в 63 регионах территориальные схемы обращения с отходами уже утверждены. То есть большинство территорий готовы исполнять принятый два года назад закон. Как отметил сенатор Олег Цеков, сдвигать по времени действие закона можно только в контексте установления предельных сроков перехода на новую систему обращения с отходами. Надо подтягивать отстающих, а не идти у них на поводу – таков основной призыв сенаторов к исполнительной власти.

Межрегиональные соглашения нуждаются в конкретике

На Совете законодателей России, состоявшемся спустя час после заседания президиума, зашёл разговор о роли внешнеэкономических связей регионов. Такие контакты, по мнению собравшихся, не позволяют допустить изоляции России. И тому есть конкретные примеры. Самые богатые, промышленно развитые итальянские провинции севера страны выступили за отмену антироссийских санкций. Такие же сигналы поступают из ряда земель Германии, из регионов других европейских стран. «Работает простое правило – чем шире круг надёжных торговых партнёров, тем сильнее экономика, тем она устойчивее к внешним вызовам. Эта аксиома действует и на региональном уровне», – отметила Валентина Матвиенко. Вместе с тем она призвала провести инвентаризацию межрегиональных соглашений – зачастую в таких документах мало конкретики.

А в Госдуме, похоже, наконец-то готовятся рассмотреть законопроект о приграничном сотрудничестве – об этом с «большой долей оптимизма» сообщил глава международного Комитета Госдумы Леонид Слуцкий. Стоит напомнить, что рассмотрение закона, который призван помочь реализовать очевидные преимущества России как единственного в мире государства, граничащего сразу с 18 (!) странами, откладывалось трижды за последние десять лет. Между тем глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев убеждён: регионы нуждаются в дополнительных разъяснениях и рекомендациях со стороны МИД. Чтобы не возникало ситуаций, когда соглашение заключено, но из-за каких-то нестыковок его отказывается регистрировать Минюст.

В целом роль региональных парламентариев в работе над федеральными законами будет повышаться. Спикер Госдумы Вячеслав Володин повторил высказанное им на президиуме предложение – привлекать законодателей с мест в работу над ключевыми законопроектами, не дожидаясь отзывов из Правительства. «Мы могли бы вместе участвовать  в реализации функции  парламентского контроля. В этой связи мы планируем больше внимания уделять мониторингу решений Совета законодателей на федеральном  уровне», – отметил он.

Отдельно он высказался о необходимости ввести отдельный мониторинг прохождения инициатив из регионов в Госдуме. «Они, к стыду нашему, лежат годами, всё это и завершается отказом от инициатив. Было бы правильно наладить более эффективное взаимодействие между профильными комитетами Госдумы и региональными заксобраниями – сегодня нельзя сказать, что оно носит системный характер», – подчеркнул спикер Госдумы.