Москва и Астана разыгрывают евразийские козыри

Российский бизнес укрепит политическую стабильность Казахстана

Москва и Астана разыгрывают евразийские козыри Фото Михаила Метцеля / ТАСС

За дискуссиями на злободневную для России тему – как нам реорганизовать федеральный бюджет, чтобы ничего особенного не менять и при этом избежать новых налогов для населения, – прошло практически незамеченным важное событие в казахстанской Астане.

Логистический стержень для Евразии

А там на 13-м Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и РФ собрались бизнесмены, руководители министерств и ведомств двух стран во главе с лидерами – президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным. Главная тема обсуждения – как создать мультимодальный евразийский трансконтинентальный транспортный коридор, который будет интегрировать все виды транспортного сообщения – авиационное, железнодорожное, морское и автомобильное. Этот коридор намечено проложить по двум маршрутам: из Китая и стран Юго-Восточной Азии через Казахстан, Россию и далее в Европу; и через Казахстан, Каспийское море, российские кавказские территории в Иран и страны Персидского залива с перспективой продолжения в Восточной Африке. 

Помимо ощутимых экономических выгод, транспортировка из Китая и Юго-Восточной Азии товаров и продукции будет сокращена на две-три недели сравнительно с традиционными морскими маршрутами: новый коридор существенно изменит расстановку сил в открытом блоковом противостоянии с США, которые официально провозгласили целью создания новых трансатлантического и тихоокеанского торговых союзов «ограничение экономической экспансии Китая», и, очевидно, его ближайших партнёров по ШОС, коими являются Россия и Казахстан. Для России, да и для других стран, которые попадают или могут попасть в чёрные списки Белого дома, дата, когда новая стратегическая транспортная система начнёт действовать, станет означать, помимо прочего, окончательный крах американской концепции санкций против неугодных государств: евразийская интеграция будет способна предоставить всю гамму товаров и услуг, включая и денежно-кредитные, независимо от позиции США. Но не только: транспортный коридор соединит все страны, которые могут войти в большое Евразийское экономическое пространство, сформировать которое призвал президент Владимир Путин в июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме. Всего за три с небольшим месяца эта идея стала обретать конкретные материальные очертания.

Приватизация – средство против путчей

Но стратегические решения мирового масштаба должны основываться на массе грамотных и последовательных сиюминутных тактических решений – эта истина известна любому крупному политику. И такие решения также были намечены в рамках 13-го форума, в его бизнес-части, когда президенты Назарбаев и Путин встречались с предпринимателями двух стран. Выделю главное – призыв-приглашение Нурсултана Назарбаева, адресованное российским бизнесменам, принять участие в казахстанской приватизации, цель которой – сократить до 15 процентов участие государства в экономике. Всего намечено продать собственности на 10 миллиардов долларов, или 600–700 миллиардов рублей, что, учитывая, десятикратную разницу в ВВП Казахстана и России, можно приравнять к тому, что в России наметили бы продать госсобственности на 6–7 триллионов рублей. Чувствуете масштаб?

Однако есть крайне важная принципиальная позиция, отличающая казахстанский вариант от российского: приватизации подвергают не добывающие сырьевые мощности, не месторождения углеводородов и других полезных ископаемых, а обрабатывающие предприятия. На торги будут выставлены нефтеперерабатывающие заводы, предприятия атомной промышленности, тепловые электростанции, аэропорты, некоторые учебные заведения, санатории. Да и самого слова «приватизация» стараются избегать: процесс назван «передача в конкурентную среду». Надо заметить, что Казахстан – одна из немногих постсоветских стран, с которой у российских предприятий практически не были нарушены традиционные хозяйственно-технологические и кооперационные связи. Потому отечественному бизнесу, очевидно, будут интересны и Казмунайгаз, и Казатомпром, и несколько нефтеперерабатывающих заводов, а также крупнейшая Павлодарская ГРЭС-1, международные аэропорты. 

21 триллион рублей, который по итогам прошлого года скопился на банковских депозитах успешных отечественных предприятий, станет хорошей основой для того, чтобы приобрести очень неплохие казахстанские активы и замкнуть сложившиеся производственные цепочки на единой экономической основе.

И бесспорно, есть и политический контекст российского участия в этой приватизации. Он связан с проблемой сильного лидера, которым, несомненно, является президент Назарбаев. Рано или поздно любой сильный лидер уходит, а образовавшийся вакуум власти, как это неоднократно случалось в новейшей истории, могут попытаться заполнить представители, скажем так, альтернативной точки зрения на процессы евразийского становления, которых можно найти и на североамериканском континенте, и в мечетях Среднего и Ближнего Востока, причём очень вероятно, что это будут одни и те же персонажи. Подтверждение – памятные события в Ираке, Египте, Ливии… Да и сирийские сюжеты тоже актуальны. Казахстанскую государственность также испытывали на прочность совсем недавно, в вооружённых выступлениях под исламистскими лозунгами в Актобе.

А дружественный российский бизнес на ключевых позициях в экономике не только обеспечит приток инвестиций и технологий, создавая новые рабочие места, но и может гарантировать политическую стабильность, естественное развитие и преемственность демократических процессов этой совсем не чужой для России стране.



Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Владимир Путин

Просмотров 1120

05.10.2016

Популярно в соцсетях