Россияне проголосуют под зорким наблюдательским оком
Каждая партия и кандидаты-одномандатники могут выделить по два наблюдателя на избирательный участок
По данным Центризбиркома, на выборах 18 сентября наблюдателями могут быть около 4,5 миллиона россиян. Произойдёт это в том случае, если все партии и одномандатники максимально будут использовать своё право по привлечению наблюдателей для контроля за ходом голосования.
«Если каждая партия и одномандатник назначат двух наблюдателей, то на одном участке в зависимости от округа и степени конкуренции могут присутствовать от 19 до 32 наблюдателей», - поясняла глава ЦИК Элла Памфилова. Кандидат, который участвует одновременно на выборах разного уровня, например, в Госдуму и в заксобрание, может делегировать на один участок сразу четырёх наблюдателей — по два для каждой кампании. Всего на избирательных участках (а их в России около 95 тысяч) количество наблюдателей может достигнуть 4,5 миллиона. В Центризбиркоме это только приветствуют — Элла Памфилова уже призвала партии и кандидатов максимально обеспечить участие наблюдателей на выборах.
Наблюдатели получили больше прав
Центризбирком разрешил избиркомам вносить изменения в списки наблюдателей вплоть до дня голосования, а не за три дня до него, как это было раньше. Впервые в истории выборов в федеральном законе закреплено право наблюдателя проводить в помещении для голосования фото- и видеосъёмку. Кроме того, теперь практически запрещено удалять наблюдателя с избирательного участка.
«Удалить его из помещения для голосования теперь можно только по решению суда, а фактически мы объявили мораторий на удаление наблюдателей. Надо научиться с ними работать», — сказала Элла Памфилова. Для наблюдателей также расширили доступ к документам на избирательном участке. Помимо этого, для них на время выборов откроют отдельные телефонные линии.
Главное - честность
Наблюдатели — это «благо для выборов», считает член ЦИК Сергей Сироткин. Само их присутствие на избирательном участке уже дисциплинирует членов избирательной комиссии, уверен он. Поэтому чем больше наблюдателей, тем больше доверия к результатам выборов.
Проблема в том, что не каждая партия способна «закрыть» свои участки наблюдателями. «Некоторые партии были недавно учреждены и не имеют разветвленной сети своих региональных и местных отделений. Это, конечно, вызывает затруднения в подборе наблюдателей», — пояснил Сироткин «Парламентской газете». Но, учитывая, что проходят выборы федерального уровня, в которых участвуют 14 партий, в целом все участки будут под наблюдением, считает член ЦИК.
То, что институт наблюдателей повышает прозрачность выборов, очевидно, согласен с членом ЦИК первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия»). Весь вопрос в том, насколько партия ответственна в подборе наблюдателей, насколько они честны и порядочны. «Справедливая Россия», по его словам, старается привлекать прежде всего членов партии. «Главное — преданность нашей партии», — заключил он.
В ЛДПР делают упор на профессионализм наблюдателей. «Профессионально подготовленного наблюдателя, который имеет юридическое образование и поднаторел в избирательном законодательстве и политических технологиях, сложно обмануть, он может быть «грозой» для местных участковых избиркомов и местной власти», — сказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР). Но в любом случае для проведения честных выборов нужны КОИБы — так называемые электронные урны для голосования, считает депутат. «Тебе дают бюллетень с собственной фамилией и ты можешь увидеть, как ты проголосовал. Вот это кристальная прозрачность. К этому надо идти. Чего бояться? Выборы — это результат работы кандидатов и партий. Кто-то пьёт чай в своём кабинете, а кто-то пашет, лазит в каждой деревне - в этом и есть разница», — уверен он.
И всё-таки для наблюдателя главное не профессионализм и не принадлежность к партии, а честность — таково мнение депутата «Единой России», члена Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерия Трапезникова. «Он должен просто честно наблюдать, чтобы не было вбросов бюллетеней, чтобы при подсчёте голосов всё было честно», — полагает депутат. Хотя его мечта, чтобы вообще не было никаких наблюдателей и всегда были честные выборы. «Но это в идеале, к этому надо ещё долго стремиться», — сетует Трапезников.
Независимость — вот одно из главных условий для наблюдателя, уверен коммунист, первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин. Поэтому наблюдатели не должны работать во властных структурах и в бюджетной сфере, поскольку бюджетники «априори» зависят от правящей партии. И совсем не обязательно, чтобы наблюдатели были членами партии, считают в КПРФ. «Это могут быть юристы, политологи, просто специалисты разного возраста, сторонники партии. Все они должны быть специально обучены в штабах партии и проводить независимую работу, направленную на принуждение чиновников к исполнению закона», — сказал «Парламентской газете» Рашкин.
В партии «Родина» нет таких возможностей, как у парламентских партий, чтобы развернуть такую же масштабную программу наблюдателей на выборах, говорит руководитель пресс-службы «Родины» Софья Черепанова. «У нас нет государственной финансовой поддержки. Но мы стараемся по максимуму направить наблюдателей на избирательные участки», — сказала она. В партии «Родина» решили, что наблюдателями не обязательно должны быть члены партии, это могут быть её сторонники, которые пройдут специальную подготовку.
Справка «ПГ»
Наблюдатели на избирательных участках — это представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчётом голосов, определением результатов выборов.
Что может делать наблюдатель?
Следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.Производить в помещении для голосования фото- и видеосъёмку. Но это не должно нарушать тайну голосования. Недопустимо вести съёмку в местах для заполнения бюллетеней и заполненных бюллетеней до подсчёта голосов.Знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящихся в избирательной комиссииНаходиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования.Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.Наблюдать за подсчётом числа избирателей, внесённых в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.Визуально знакомиться при подсчёте голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования.Обжаловать решения и действия избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии или в суде.Присутствовать при повторном подсчёте голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.Что НЕ может делать наблюдатель?
Выдавать избирателям избирательные бюллетени.Вмешиваться в деятельность членов избиркома, когда они выдают бюллетени, разъяснять порядок голосования, сообщать в вышестоящую избирательную комиссию об открытии избирательного участка, о ходе голосования.Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.Совершать действия, нарушающие тайну голосования.Принимать непосредственное участие в подсчёте избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.