День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Владимир Плигин: Законодатель должен быть милостив. Но — в разумных пределах

29.06.2016 16:08

Диапазон законотворчества депутатов Госдумы VI созыва был чрезвычайно широким: от земельных отношений до штрафов за выгул собак и регулирования интернета. О том, как строилась законодательная работа за минувшие пять лет, чего удалось добиться, а что осталось незавершенным, на встрече в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

Избирательное законодательство - в приоритете

За валом законодательной работы, а она была необычайно напряжённой, задача выделить самое главное в сделанном Думой за созыв, кажется непростой. Ведь только один, возглавляемый Владимиром Плигиным, комитет рассмотрел 1280 законодательных инициатив, из которых 373 стали законами. «Самым существенными из того, что сделали депутаты уходящего созыва, были, конечно, поправки в избирательное законодательство», - замечает Владимир Плигин. Справедливость такого суждения подтверждается не только приближающимися выборами в Госдуму, но и новыми перспективами в формировании политической системы.

По мнению Владимира Плигина, принятые поправки способствовали открытости будущих выборов, обеспечили доверие к ним со стороны граждан. На этом фоне выглядит крайне важным создание конкурентного поля среди участников политического процесса. «78 партий зарегистрированы, многие из них примут участие в предстоящей выборной кампании», - замечает Владимир Плигин. - Эти новые политические силы обязательно проведут в Думу своих одномандатников».

Напомним, в ходе поправок в избирательное законодательство был изменён порядок формирования депутатского корпуса будущей Думы: 225 человек будут избраны по одномандатным округам, а 225 — по партийным спискам. Кстати, само появление в Думе одномандатников и их последующая интеграция в законотворческую деятельность - непростой и интересный процесс. «Одномандатники всегда более тесно связаны с интересами своих избирателей. Однако им предстоит понять, что в парламенте придётся принимать и очень сложные решения», - уверен Владимир Плигин. Другим важным моментом является чистота будущих выборов. Здесь также наметились серьёзные подвижки благодаря принятым нынешней Думой поправкам, позволяющим добиться большей открытости финансирования политических партий.

Новый КОАП примет новая Дума

Благодаря усилиям прессы, освещающей работу депутатов над новым Административным кодексом, теперь даже у далёкого от вопросов права гражданина появилось чёткое понимание, что же такое административная ответственность. Это, конечно, штрафы. Перечень оснований, за что вас могут штрафовать, в последнее время расширился: за неправильную парковку, за нарушения ПДД, за курение в неположенном месте и так далее. Таким образом, шаг за шагом была выстроена целая система новых административных санкций, которые и должны составить основу будущего КОАП. Однако финального аккорда в этой пьесе пока не прозвучало: новая редакция кодекса осталась не принятой. Причина, по мнению Плигина, в том, что депутаты, приступая к такой непростой области права, в своей работе попытались реализовать принцип, о котором говорилось давно - законотворчество должно быть максимально компетентным и максимально открытым. Поэтому к работе над каждой статьёй Административного кодекса были привлечены как экспертные группы, так и общественные организации. «Работа эта вызвала огромный общественный резонанс», - свидетельствует Владимир Плигин. КОАП, по его словам, один из самых востребованных кодексов. Суды рассматривают около шести миллионов административных дел в год. При этом ещё десятки миллионов штрафов назначаются вне суда другими контролирующими органами.

 Всего по новой редакции кодекса было проведено 21 заседание рабочих групп. Были отмечены серьёзные недостатки документа. К одним из таковых Владимир Плигин относит произвольность назначения санкций. «В ряде случаев они слишком высокие», - замечает наш собеседник. Другой задачей нового КОАП было увеличение состязательности сторон при слушании административных дел. Однако эта благая цель, как оказалось, стоит весьма дорого.

Вместе с тем Владимир Плигин не считает, что работа над КОАП зашла в тупик. «С учётом многочисленных замечаний нам удалось окончательно отредактировать общую часть документа, сейчас заканчивается аналогичная работа над процессуальной частью. Так что до конца июня черновой вариант второго чтения кодекса будет готов. И тогда мы передадим его в следующую Думу. Завершат же работу над документом уже депутаты следующего созыва», - рассказал Владимир Плигин.

Несмотря на недостатки в деталях, в документе, по его мнению, есть очень ценное концептуальное новаторство. Там наравне с санкциями предложена и система мер, стимулирующая добросовестное поведение. Например, если, нарушив ПДД, вы оплачиваете штраф в десятидневный срок, его сумма уменьшается вдвое. «И в этом новая идеология административного законодательства», - заключает Владимир Плигин.

Консенсус желателен, хотя достичь его непросто

Подводя итоги деятельности VI созыва Госдумы, мы не могли не коснуться и вопроса, связанного с расхожим мнением в обществе о том, что уходящий состав депутатов запомнится постоянными запретами всего и вся.

«Любой нормативный акт регулирует наше поведение, устанавливая определённые правила. Если они не выполняются - следует государственное принуждение», - рассуждает Владимир Плигин. Поэтому присутствие санкций является философской основой любого права. «Но именно это его свойство даёт ощущение, что что-то постоянно запрещают», - напомнил гость редакции. При этом санкции имеют целью не столько наказать виновника, сколько остановить его, предотвратить более серьёзные последствия. «Жёсткой критике подвергалось введение системы фото- видеофиксации нарушений ПДД. Нам кажется, это недобрая система, но на самом деле она выверенная и предотвращает более жёсткие нарушения. Поэтому работа над законодательством должна быть прозрачной, системной, и ещё желательно получать общественный консенсус», - считает Владимир Плигин.

Поэтому в идеале законодатель при разработке нормы права должен опираться на общественное мнение, чтобы уже на этой стадии работы этот консенсус был. «Работа эта хлопотная, тяжёлая, а результат часто носит отложенный характер», - констатирует наш собеседник. Он добавил, что за время работы созыва многие депутаты научились работать с общественным мнением.

По мнению Владимира Плигина, законодатель должен быть разумно милостив, но при этом не допускать деградации системы права намеренным ослаблением санкций.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1636