Член ЦИК Майя Гришина: Общество должно осудить чёрный пиар

Кандидаты во власть всех уровней начали предвыборную агитацию в СМИ перед единым днём голосования

В стране стартовал очень важный этап избирательной кампании по выборам в единый день голосования в субъектах Российской Федерации 13 сентября 2015 года. Кандидаты во власть всех уровней начали предвыборную агитацию в средствах массовой информации. В соответствии с законодательством, этот период начинается за 28 дней до дня голосования.

Предстоящие выборы — самые масштабные по количеству распределяемых мандатов. А эксперты уверены, что голосование по избранию губернаторов, депутатов региональных законодательных собраний и местных представительных органов, а также выборных лиц органов местного самоуправления различного уровня станут генеральной репетицией по выборам в Государственную Думу в 2016 году.

Начало этапа предвыборной агитации комментирует член Центральной избирательной комиссии России Майя Гришина:

- С 15 августа политические партии и кандидаты получили возможность представить свои агитационные материалы и выступления широкой аудитории избирателей на каналах телерадиовещания, в периодических печатных и сетевых изданиях. Однако должно быть общее понимание того, что агитационные материалы за плату могут быть размещены только в тех средствах массовой информации, которые в соответствии с законодательством опубликовали сведения  об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, а также уведомили организующую выборы избирательную комиссию.

Агитация в СМИ за плату проводится за счет средств избирательных фондов кандидатов и политических партий.

В то же время, наше законодательство предусматривает выделение кандидатам и политическим партиям бесплатной печатной площади и эфирного времени в государственных и муниципальных СМИ в зависимости от уровня выборов.

В этом году проведение бесплатной агитации началось с 17 августа — согласно результатам жеребьевки, проведенной  организующими выборы избиркомами. Материалы, размещаемые на безвозмездной основе, выходят в эфир по рабочим дням.  

Агитационные период завершиться за сутки до дня голосования, то есть, 11 сентября. За предстоящие 28 дней редакции государственных и муниципальных СМИ, а также любые негосударственные  организации телерадиовещания обязаны обеспечить кандидатам и избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, равные условия проведения предвыборной агитации.

- Как быть с восстановленными на выборах кандидатами и партиями, которые не приняли участие в жеребьевках? Понятно, что с печатными СМИ проще — место на газетной полосе всегда найдется, а составление сетки вещания теле- или радиоканала вещь куда более сложная. Например, ситуация с партией «ПАРНАС» в Костромской области.

- В каждом конкретном случае всегда находится решение, позволяющее обеспечить кандидатам и партиям равные условия  получения бесплатного эфирного времен  и печатной площади. Что касается партии «ПАРНАС» в Костромской области, то в размещенных на сайте облизбиркома графиках распределения бесплатных эфирного  времени и печатной площади есть сведения о предоставлении ей доступа к бесплатным ресурсам СМИ в тех же объемах, что и другим партиям, зарегистрировавших списки кандидатов.

- В нынешнем году Центризбирком впервые выпустил справочно-методические рекомендации для региональных избиркомов по разрешению споров, связанных с агитацией в Интернете. Чем это было вызвано?

- Прежде всего, тем, что российское законодательство об Интернете развивается. Новые законодательные нормы, в частности, указывают, что понятие «блогер» не тождественно понятию «средство массовой информации», при этом блогеру необходимо проверять достоверность размещаемой информации и незамедлительно удалять недостоверную, а также соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

Разработанные Центризбиркомом рекомендации помогут региональным и местным избирательным комиссиям в разрешении возникающих споров и конфликтных ситуаций, связанных с распространением информации в Интернете. Если участники избирательного процесса ознакомятся с нашей позицией, то увидят, что правила распространения информации в сети Интернет весьма либеральны, имеют массу норм защиты. Может быть, и не будут они тогда жаловаться в связи с мнимыми нарушениями.

- Если мы коснулись этой темы — на сегодняшний день жалоб много?

- Последние два года наметилась тенденция уменьшения количества информационных споров, их стало меньше, чем жалоб по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, подсчета голосов избирателей. Как правило, одна-две за всю кампанию — из тех, которые требуют коллегиального решения ЦИК России. Партии стали реже жаловаться друг на друга. Б{(Oacute)}льшая часть  жалоб разрешается в регионах. Там без «компромата», который иначе, чем «черный пиар» не назовешь, дело не обходится, что совершенно недопустимо и должно осуждаться обществом в ходе избирательных кампаний.

Беседовал Николай Калинин

Просмотров 754

20.08.2015 19:37