Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Сергей Нарышкин: Финансовый контроль в интересах общества

14.01.2015 17:44

О взаимодействии парламента и Счётной палаты и о профессиональной деятельности важнейшей структуры финансового контроля в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

- Почему, на ваш взгляд, Российской Федерации необходимо такое ведомство, как Счётная палата?

- Необходимость подобных органов подтверждена и международным, и российским историческим опытом. Да и здравым смыслом. Если нет контроля, то бессмысленно рассчитывать на эффективное расходование бюджетных средств. Сфера государственного финансового контроля слишком важна (и особенно - в современном мире), чтобы поручать её в качестве «побочной», «дополнительной» нагрузки какому-то ведомству.

Формы финансового контроля, его институты, конечно, развивались веками. И в российской Конституции заложен, считаю, наиболее оптимальный механизм - Счётная палата формируется парламентом. Тем самым органом власти, который представляет интересы общества, избирателей - они же и налогоплательщики - и принимает бюджет. Это отвечает и демократическим ценностям, и управленческой логике.

Тот факт, что Госдума назначает председателя Счётной палаты по представлению президента, подчёркивает общегосударственную значимость её работы. И является одной из дополнительных гарантий её самостоятельности, независимости в своих выводах.

- Насколько важны материалы контро­льных и экспертно-аналитических мероприятий Счётной палаты в работе Государственной Думы?

- Деятельность Счётной палаты нельзя отделить от задач парламентского контроля. Она жизненно важна для российского парламента, и взаимодействие со Счётной палатой - одно из базовых направлений в деятельности депутатов.

При этом Счётная палата самостоятельна в своей деятельности, независима в организационном, функциональном, финансовом плане и защищена от влияния меж­фракционных разногласий. Это условия, чтобы депутаты получали действительно объективную и детальную информацию о финансовых и бюджетных процессах. Материалы Счётной палаты помогают оценивать качество работы министерств и ведомств, формировать будущие бюджеты, а в целом улучшать государственную политику.

У нашего диалога есть, конечно, свои традиции, а его развитию в чём-то помогают и личные контакты. Ведь многие аудиторы ранее избирались депутатами Госдумы. А председатель Счётной палаты ещё на предыдущих должностях была частым гостем в Думе, участником многих дискуссий. Депутаты фракций и комитетов знают её как специалиста, умеющего организовать работу, отстаивать свою позицию и при этом учитывать мнение других.

Добавлю, что Счётная палата относится к нашим поручениям и обращениям не механически, а с высокой ответственностью. И это качество востребовано. В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года глава государства уделил много внимания контро­лю в бюджетно-финансовой сфере. Так что у Счётной палаты работы меньше не станет.

- Почему, на ваш взгляд, в деятельности Счётной палаты необходима гласность и информационная открытость для СМИ и общества в целом?

- Уже потому, что Счётная палата тоже призвана действовать в интересах всего общества, всего государства. Как люди могут оценить её работу, если они о ней не знают?

Счётная палата подотчётна Федеральному Собранию, и у нас есть свой набор инструментов для оценки её деятельности - и отчасти для определения её направлений. Приветствую, что Счётная палата стремится довести свои результаты не только до обеих палат парламента, но и до самого широкого круга граждан России. Не только через выступления на наших заседаниях и направление своих документов, но и через средства массовой информации.

Знаю, что Счётная палата развивает работу своей общественной приёмной, работает с обращениями по электронной почте. Это тоже повышает её открытость и одновременно позволяет держать руку на пульсе общественных настроений.

Могу отметить, что во многом Счётная палата даёт пример самым разным ведомствам и конечно же контро­льно-счётным органам в субъектах Федерации.

Палата бюджет бережёт

Двадцать лет назад, 14 января 1995 года, вступил в силу Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации».

Несмотря на относительную молодость, Счётной палатой уже проделана огромная работа: проведено около 9 тысяч контрольных мероприятий, нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере выявлено на сумму 4,6 триллиона рублей. Направлено почти 9 тысяч представлений и предписаний, содержащих требования устранения выявленных нарушений. По материалам Счётной палаты правоохранительными органами возбуждено более 1700 уголовных дел.

Счётная палата продолжила историю государственного финансового контроля в России, которая берёт своё начало в XVII веке - в царствование государя Алексея Михайловича Романова. В то время был создан Счётный приказ, в чьи задачи среди прочего входила проверка раздачи полкового жалованья солдатам Русской армии во время Русско-польской войны 1654-1667 годов. В XVIII веке уже в годы правления императора Петра I при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, облечённая среди прочего полномочиями по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами доходов и расходов и производившая суд над лицами, изобличёнными в злоупотреблениях. В XX веке при советской власти государственному контролю над бюджетом придавалось чрезвычайное значение: с первых лет после Октябрьской революции существовала Рабоче-крестьянская инспекция, занимавшаяся в том числе финансовыми ревизиями.

Сегодня Счётная палата - полноправный участник бюджетного процесса, обладающий достаточными полномочиями для эффективного контроля за государственными финансами и имуществом. Благодаря принятым в 2013 и 2014 годах изменениям в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» полномочия контро­льного ведомства были существенно расширены, а также заложен значительный потенциал развития на перспективу.

C 2013 года специалисты Счётной палаты проводят аудит государственных программ и независимою оценку показателей социально-экономического развития Российской Федерации. На постоянной основе проводится сравнительный анализ проектов федеральных законов, международных договоров, экспертиза документов стратегического планирования и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также вопросы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса. Счётная палата теперь напрямую обращается к субъектам законодательной инициативы с предложениями о совершенствовании бюджетного законодательства и развитии финансовой системы страны. Правоохранительные органы теперь в обязательном порядке должны информировать Счётную палату о ходе рассмотрения переданных им материалов по итогам проверок.

С прошлого года Счётная палата проводит проверки правильности и эффективности использования негосударственными пенсионными фондами и страховыми медицинскими организациями передаваемых им государственных средств - страховых взносов на обязательное социальное страхование. Сотрудники Счётной палаты готовят экспертные оценки и заключения на законопроекты, принятие которых может привести к изменению доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

За 20 лет работы Счётной палате удалось выстроить действенную систему внешнего государственного финансового аудита, основанную на единых организационных принципах и методологии. Счётная палата РФ занимает лидирующие позиции в мировом аудиторском сообществе, являясь членом международной, европейской и азиатской организаций высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ и АЗОСАИ) и входя в состав их управляющих советов.

На учёте - каждая копейка

Татьяна Голикова

председатель Счётной палаты с 20 сентября 2013 года:

- Счётная палата призвана осуществлять парламентский контроль за государственными финансами. Накопленный профессиональный опыт за 20 лет существования контро­льного органа позволяет нам своевременно выявлять и предотвращать неэффективное и нецелевое использование средств федерального бюджета. Широкие полномочия Счётной палаты и кадровый потенциал позволяют проводить проверки в любой сфере использования федеральных ресурсов. К примеру, согласно плану проверок Счётной палаты на 2015 год, мы намерены проанализировать эффективность мер, принятых Правительством для оптимизации сети бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, социального обслуживания, образования и культуры. Задача, которую мы ставим перед собой, - оценить, насколько правильно и насколько эффективно и качественно была проведена эта работа и не повлияло ли это на доступность и качество различных видов услуг в этих сферах. Также, следуя предложению Государственной Думы, мы проверим объекты незавершённого строительства в государственном секторе на предмет перспектив их достройки. Посмотрим, какие объёмы, какие перспективны с точки зрения последующего завершения и какие средства для этого нужны и что, по нашему мнению, нужно сделать с теми, которые нецелесообразны к продолжению строительства. Кроме этого, мы проверим итоги выполнения распоряжения Правительства по возможности импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, сельском хозяйстве на 2014-2015 годы.

Исходя из нашего конструктивного взаимодействия с обеими палатами Федерального Собрания, полагаю, что для парламентариев материалы Счётной палаты предоставляют необходимое подспорье в нормотворческом процессе. Об этом свидетельствуют наши контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, которые проводятся по инициативе парламентариев. Так, за 20 лет работы Счётной палатой было проведено около 650 таких проверок.

Вполне очевидно, что у российских граждан должна быть возможность свободно получить информацию о том, насколько эффективно и результативно используются средства федерального бюджета. Этим и объясняется принцип общественной открытости в нашей информационной политике. К примеру, мы публикуем отчёты о проверках и другие информационные материалы на своём интернет-сайте, ведём страницу в социальной сети Facebook, поддерживаем канал на видеохостинге YouTube, ежемесячно издаем информационный бюллетень.

Счётная палата сегодня - полноправный участник бюджетного процесса, мы обладаем достаточными полномочиями для эффективного контроля за государственными финансами и имуществом. Во многом такое положение вещей обусловлено именно изменениями Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации», которые были приняты в 2013-2014 годах.

Между Счётной палатой и российским парламентом налажен конструктивный диалог, что доказала совместная работа по доработке федерального бюджета на 2015-2017 годы. Парламентарии внимательно относятся к направляемым нами материалам.

Нас пытались использовать в своих «играх»

Сергей Степашин

возглавлял Счётную палату с 19 апреля 2000 года по 20 сентября 2013 года. Накануне её юбилея он ответил на вопросы «Парламентской газеты».

- Сергей Вадимович, чем в вашу бытность руководителем Счётной палаты вам запомнилось взаимодействие с парламентом?

- Вспомню несколько эпизодов. Первый, как дважды единогласно переизбирался на должность главы Счётной палаты. Столько добрых слов о работе возглавляемого мною ведомства я, наверное, не слышал никогда. Второй эпизод, когда прощался. Тяжело прощаться с коллективом, когда проработаешь столько лет. Но когда даётся высокая оценка твоей работы, в том числе председателем Госдумы, это поднимает настроение. В своё время в адрес Счётной палаты было много «ангажированных» запросов. Отдельные деятели хотели использовать Счётную палату как инструмент в своих «играх». Это создавало большие проблемы с точки зрения объективности работы контрольного ведомства. После моего обращения к тогдашнему председателю Госдумы Борису Грызлову и непосредственно к депутатам на одном из пленарных заседаний ситуация существенно изменилась. Ну и, конечно, все наши ключевые проверки внимательно и профессионально рассматривались на заседаниях комитетов и комиссий. Высказывались порой жёсткие замечания в адрес Правительства. Одним словом, результативная была работа.

- Каково основное предназначение Счётной палаты?

- Во-первых, палата - конституционный орган. Во-вторых, подобного рода организации существуют во всех странах мира. И в-третьих, являясь независимой от исполнительных органов, Счётная палата даёт возможность гражданам-налогоплательщикам получать объективную информацию: куда, как, зачем и насколько эффективно расходуются бюджетные средства.

К тому же Счётная палата - орган, подотчётный Федеральному Собранию. Используя материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, парламентарии получают возможность более качественно и профессионально вникать в бюджетный процесс на этапе утверждения бюджета и тем более при рассмотрении его исполнения. Кроме того, парламентарии, безусловно, опираются на результаты проверок Счётной палаты при обсуждении и принятии других законопроектов. В ходе парламентских слушаний сенаторы и депутаты заслушивают информацию руководителей соответствующих министерств, ведомств и других проверяемых организаций о принятых мерах по результатам проверок Счётной палаты и устранению выявленных нарушений и недостатков.

Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив Счётной палаты с 20-летним юбилеем и пожелать работать профессионально и честно.

Подготовила Ксения Редичкина, фото пресс-службы Государственной Думы, РИА «Новости», с сайта www.wikipedia.org

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1822

Ещё материалы: Сергей Нарышкин