Все о пенсиях в России

вчераСтраховые пенсии в России с 1 января проиндексируют на 7,3%

вчераПенсии за работу на госслужбе в «Сириусе» хотят платить из бюджета территории

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

От Николая Второго до Владимира Путина

Открытие

До 8 марта включительно в московском парке Сокольники можно будет увидеть выставку уникальных автомобилей, которые обслуживали первых лиц  страны. Экспозиция приурочена к 95  годовщине создания Гаража особого назначения (ГОН) и 60-летию Почётного эскорта.

«Его величество Царь»

Автотранспортное обслуживание первых лиц Российского государства берет начало с осени 1905 года, когда Николаем II было принято решение о приобретении первых автомобилей для Двора. Одновременно был определен человек, отвечающий за комплектование Императорского гаража — флигель-адъютант полковник князь Владимир Николаевич Орлов. Первые автомобили появились в Александровском дворце Царского села в 1906 году. Были приобретены один фаэтон Делоне Бельвиль — Деллевиль (собственный автомобиль Императорской семьи) и четыре Мерседеса 16-40, которые обслуживали свиту и Дворцового коменданта.

«Уже через год, к 1907 году, штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму, — рассказал «Парламентской газете» официальный представитель Федеральной службы охраны (ФСО) России Сергей Девятов. — Министр Императорского двора Владимир  Фредерикс подготовил Николаю II записку по временной организации автомобильной части и 18 февраля 1907 г. зафиксировал на записке устное распоряжение царя: «Высочайше повелено исполнить». Именно этот документ, получивший высочайшее одобрение Николая II, стал точкой отсчета официального существования Собственного Его Императорского Величества гаража».  

Гараж особого назначения представляет свои автомобили уже в 3  раз, но нынешняя выставка — самая масштабная. Она занимает три зала, общая площадь экспозиции составляет 10 тысяч квадратных метров. Любителей старинных автомобилей встречает военный оркестр,  а для детей организован познавательный квест.

По словам Сергея Девятого эти автомобили — визитная карточка России.

Главное — безопасность

После Октябрьской революции перед большевиками помимо решения важнейших политических вопросов и удержания власти стояла задачи организации работы своего правительства. Одной из серьёзных проблем было на чем безопасно и быстро перевозить советских лидеров. 

«27 октября 1917 г. в 10.00 впервые был подан автомобиль Тюрка-Мери 1915 года выпуска В.И. Ленину. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая II, а затем министру-председателю Временного правительства Александру Керенскому, — рассказала «Парламентской газете» кандидат исторических наук, преподаватель исторического факультета МГУ Ольга Кайкова. — Интересно, что в декабре 1917 года лимузин Ильича прямо со двора Смольного украли контрабандисты. Машина была найдена сотрудниками ЧК в гараже пожарной части неподалёку от финской границы».

Вначале Ленин ездил на автомобилях Тюрка-Мери № 13 и Делоне-Бельвиль № 41. Чуть позже за ним закрепили две машины Делоне-Бельвиль № 2 и № 42, один Роллс-Ройс № 3. В Москве Ленин пересел на открытый Роллс-Ройс Силвер Гост 1914 года кабриолет из автопарка Михаила Романова (младшего брата императора Николая II), предназначенный для горных гонок.

«Как ни странно, но именно эта спортивная не самая комфортная и весьма прожорливая машина, возможно, спасла жизнь своему главному пассажиру. После покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому и, будь у Ильича не Роллс-Ройс, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля вождь пролетариата мог скончаться от кровопотери», — рассказал Сергей Девятов.

Сталин не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного «Воксхолл» императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась Сталину после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил роскошный 12-цилиндровый Паккард Твин Сикс. Вернувшись в столицу после Гражданской войны, Сталин сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард.

Сменивший Сталина Хрущев, побывав на Женевской конференции глав государств-победителей в 1955 году, удивился, насколько совершенен огромный открытый Крайслер Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное, и на сменившем имя автозаводе имени Лихачёва началась работа над новой машиной — ЗИЛ-111.

«По своей конструкции ЗИЛ-111 был не просто шагом вперёд в автомобилестроении, это был рывок, — считает автоэксперт Андрей Морзенко. — Впервые на серийный отечественный автомобиль была установлена двухступенчатая автоматическая коробка передач с кнопочным управлением. Семиместный лимузин имел карбюраторный восьмицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объёмом 6 литров, мощностью 200 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 170 километров в час».

В год прихода к власти Леонида  Брежнева была изготовлена модификация правительственного автомобиля с кузовом «кабриолет», названная ЗИЛ-111Д. Первая модель была собрана в июле 1964 года, а всего за время её производства до 1967 года было построено около 12 автомобилей, из них 8 чёрного и 4 серо-голубого цвета. ЗИЛ-111Д серо-голубого цвета неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов.

«22 января 1969 года в 14 часов 13 минут при въезде правительственного кортежа в Боровицкие ворота Московского Кремля террорист Виктор  Ильин произвёл 16 выстрелов из двух пистолетов по второй автомашине кортежа ЗИЛ-111Г, — вспоминает  генерал-майор ФСО в отставке Михаил Титков. — Террорист хотел совершить покушение на Леонида Брежнева. Стреляя по второму автомобилю, он полагал, что именно в нём едут руководители Советского правительства, но ошибся, обстреляв автомобиль, в котором находились космонавты СССР Береговой, Николаев, Николаева-Терешкова и Леонов. В результате 11 пуль попали в машину. При этом был смертельно ранен водитель автомобиля ГОНа Илья Жарков. Одна пуля задела и пассажира — Алексея  Леонова, пробив ему  шинель».

Однако даже неудавшееся покушение не заставило руководство страны пересесть на защищённые автомобили. И вновь создаваемый правительственный автомобиль опять не получил специальной защиты кузова.

После распада Советского Союза  о  создании каких-либо новых отечественных автомобилей представительского класса уже не могло быть и речи. С середины 1990-х годов ГОН вынужденно перешёл на комплектование преимущественно автомобилями иностранного производства. По решению президента России Бориса Ельцина для использования в качестве основных автомобилей были выбраны машины марки «Мерседес-Бенц».  Идея перехода на германские автомобили была вызвана скорее экономическими и техническими соображениями, нежели политическими. Закупки «Мерседесов» для ГОНа начались с модели 300SEL (V140). В 1992-1993 гг. было закуплено 11 таких автомобилей для использования в качестве основных автомашин объектов государственной охраны.

Как стать шофером ГОНа

«У первых лиц всегда несколько водителей. Это тяжелая специфика, люди работают, как правило, в очень напряженном режиме, и им необходимо восстановление»,  -  рассказал  Сергей Девятов.

По его словам,  кандидат в кремлёвские водители попадает в Федеральную службу охраны, трудится  в транспортном управлении достаточно долго, проходит профессиональную подготовку и целый комплекс медицинских и прочих исследований. «Дальше мощнейший блок профессиональной подготовки ежедневно проходит, и только после этого — попадает за руль», — пояснил представитель ФСО.

Так что быстро стать водителем президента не удастся. Кандидат  на работу в гараже особого назначения  должен сдать сложные экзамены: как на безупречное вождение автомобилем, так и на вождение в экстремальных и непредсказуемых условиях. «Так что среди водителей ГОНа не встретишь молодых ребят, ведь процесс подготовки длительный и сложный», — подчеркнул Девятов.

06.03.2016