Любовь Глебова: Единый государственный экзамен используют не по назначению

Борьба идёт за баллы, а не за знания

18.03.2014 17:44

750 тысяч российских школьников в этом году будут сдавать ЕГЭ. Экзаменационное волнение подогревается сообщениями о беспрецедентных мерах контроля за проведением итоговой аттестации. Задания будут доставлять в регионах спецтранспортом как особо секретный груз, а классы оснастят видеокамерами, которые использовались на выборах… О том, какие меры помогут провести ЕГЭ честно и объективно, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова.

- Любовь Николаевна, будущих выпускников и их родителей сейчас беспокоит, не возникнет ли дефицита мест в вузах из-за того, что Министерство образования и науки пообещало принимать крымских школьников в российские университеты без экзаменов?

- Контрольная цифра приёма в вузы просчитывается Министерством образования и науки и устанавливается Правительством каждый год в соответствии с нормами закона, учитывается количество потенциальных абитуриентов в возрасте от 17 до 28 лет. Так что бюджетных мест, как и всегда, будет не больше и не меньше, а столько, сколько нужно. Распределение по направлениям подготовки - другой вопрос. На сегодняшний день у нас переизбыток подготовленных кадров в области экономики и юриспруденции и дефицит инженерных и технических специальностей, в зависимости от этого изменяется  число мест на те или иные факультеты. В этом году впервые после перехода на двухуровневую систему образования в нашей стране выпускаются бакалавры, поэтому на сто процентов увеличилось число бюджетных мест в магистратуре. По факту выпускников в 2014 году меньше, чем в прошлом году на 3,5 процента, а контрольная цифра приёма ниже всего на полтора.

- В СМИ всё чаще появляются страшилки об особом ужесточении контроля за проведением ЕГЭ в этом году, что же на самом деле ждёт школьников?

- Само словосочетание «Единый государственный экзамен» реанимации в общественном сознании уже не подлежит. Назови по-другому, и острота тут же снимется. Пока же статьи о предстоящем ЕГЭ напоминают мне сводки военных действий, постоянно что-то происходит и меняется. На самом деле уже несколько лет действует правило, в своё время установленное на заседании комиссии при Президенте по усовершенствованию вопросов Единого государственного экзамена, согласно которому все изменения должны быть приняты и обнародованы до 1 сентября нового учебного года. Те «новшества», которыми сегодня пугают выпускников и их родителей, по сути, не являются особенностью именно этого года, они прописаны в законе «Об образовании» как составные части ЕГЭ ещё в 2007 году. Государственная итоговая аттестация входит в полномочия региональной власти. Субъекты сами принимают решение, использовать, например, видеокамеры или нет. Если принудить регионы в обязательном порядке оснащать классы камерами наблюдения, то встанет вопрос о финансировании, так как затраты на итоговую аттестацию несут региональные бюджеты. Задания и раньше отличались по четырем часовым зонам. А изменении способа доставки контрольно-измерительных материалов в регионы самого ребёнка не касаются. В целом же механизм усиления контроля и мер наказания, на мой взгляд, сегодня перезакручен. Одними угрозами эффекта не достичь. Объективная оценка собственных знаний должна стать внутренней потребностью человека.

 

- Пока складывается впечатление, что это оценка деятельности педагогов и директоров школ…

- Больше того, ЕГЭ становится мерилом и губернаторской деятельности. Составляются всероссийские рейтинги  школ по среднему баллу Единого госэкзамена! Это всё равно что рейтинг больниц по общей температуре. ЕГЭ по тому и критикуем, что его используют не по назначению, а применить его надо искоючительно для измерения знаний выпускника. А что уж с этими знаниями делать -  второй вопрос. Если принимать в вуз, то надо чем-то компенсировать, чтобы поступление зависело не только от результатов ЕГЭ. К сожалению, идея с портфолио (сборник внеучебных достижений ученика, включающий участие в научных мероприятиях, творческой деятельности, спорте. - Ред.) всё ещё находится на стадии обсуждения. Но понятно, почему. Как измерить талант или иные качества ребёнка, к примеру, его хорошее отношение к животным, в случае поступления на ветеринарный факультет?

- А наличие золотой медали?

- Совет Федерации направил соответствующее обращение в Министерство образования и науки с предложением учитывать вес золотой медали, её наличие должно давать определённые преференции при поступлении в вуз, правда, со следующего года. Но главное, нужно прекратить мотивировать участников образовательного процесса на нечестную сдачу Единого государственного экзамена через соревновательные моменты.

- Как же тогда определять качество преподавания в школах и уровень профессионализма педагогов?

- Я по образованию учитель, поэтому хорошо понимаю, что тройка одного ученика - трудовой подвиг педагога, а пятерка другого - к преподавателю никакого отношения не имеет, он хорошо учится, потому что более способен. Любая оценка - абсолютная величина. 60 баллов по ЕГЭ - это хорошо или плохо? Для одного - провал, для другого - успех. Оценку работы педагога по среднему баллу ЕГЭ в классе нужно забыть как страшный сон. Это вредно для детей, так как идёт борьба за результат любой ценой, а не за знания. И получается, что в списывании заинтересованы все - и те кто списывает, и те, кто закрывает на это глаза.

- Как же вырваться из порочного круга?

- Никакая аттестация не будет до конца объективной, если она организована силами той же системы, которая проводит подготовку. Нужно создавать независимые центры по приёму ЕГЭ. В идеале одиннадцатиклассник должен получить возможность сдавать экзамен в течение года в любое время - когда готов, тогда и сдаёт. Борьба с выкладыванием заданий и ответов на них в Интернете кажется мне несколько надуманным действием. В день экзамена ведь не закрываются все книжные магазины? К тому же ответы часто неверные, и школьники об этом осведомлены. Максимальное количество баллов, которое можно получить, полностью скопировав ответы из Интернета, 41…

Беседовала Надежда Арабкина

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1690

Ещё материалы: Любовь Глебова