Борис Шмелёв: Россия развернулась в сторону постсоветского пространства
- Мне кажется, что в уходящем 2013 году провалов во внешней политики России не наблюдалось. Можно отметить целый ряд позитивных характеристик российской дипломатии, которая сыграла решающую роль в урегулировании Сирийского кризиса — об этом все говорят, и это общепризнано. Также в актив российской внешней политики можно записать заметную роль в урегулировании кризиса вокруг иранской ядерной программы. Если говорить о политике России в других международных кризисах, то и тут Россия по возможности участвовала в их разрешении — это и Афганский кризис, и кризис вокруг ядерной программы в Северной Корее.
В этом году Россия активно участвовала во многих международных саммитах, во многих международных конференциях, и особенно заметна активизация роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что тоже можно отметить как позитивный элемент российской дипломатии.
Говоря о международных позициях России в целом, нужно отметить, что 2013 год характеризовался ростом напряжённости в отношениях с ЕС и США. Произошёл целый ряд событий: последний Вильнюсский саммит восточного партнёрства и драматические события на Украине привели к резкому обострению отношений между Россией и Евросоюзом, поскольку то, что сейчас происходит вокруг России, чётко демонстрирует геополитические устремления Запада. И как бы там, на Западе, от этого не открещивались — это факт.
Конечно, ухудшение и стагнация отношений с Западом очевидны. И говорить о том, что России удастся преодолеть эту стагнацию в ближайшем будущем, не приходится. Видимо, напряжённость и достаточный уровень недоверия будут сохраняться в ближайший год. Это не является следствием неудачной политики России, это не есть вина России, это следствие столкновения интересов России и Запада, стремления России проводить независимую внешнюю политику и позиционировать себя в мире как независимый центр силы.
Следует отметить активизацию политики России на постсоветском пространстве. В условиях давления со стороны Запада, обострения конкуренции в мире, Россия, естественно, ищет себе союзников на постсоветском пространстве, рассматривает его как зону обеспечения своих национальных интересов и безопасности. Отсюда повышенное внимание к деятельности Таможенного союза, к развитию сотрудничества с новыми независимыми государствами, в том числе, и более пристальное внимание к развитию российско-украинских отношений. Конечно, надо прямо сказать, что здесь достижения России не очень велики — есть масса сложностей. Удастся ли их преодолеть в недалеком будущем — большой вопрос. Речь идёт о создании Евразийского экономического союза, здесь тоже много вопросов, но, тем не менее, совершенно очевидно, что Россия развернулась в сторону постсоветского пространства и пытается наладить здесь интеграционные процессы, что само по себе можно только приветствовать.
Говоря о международном положении России, нужно иметь в виду, что определяет положение той или иной страны в мире её финансово-экономические достижения, успехи в области научно-технического прогресса. Какими бы ни были достижения российской дипломатии по тем или иным направлениям, какие бы интересные заявления, декларации не были приняты, а договорённости подписаны, без солидного экономического фундамента, без мощного научно-технического прогресса российская дипломатия будет лишена солидной основы для закрепления дальнейших успехов.
В области внутреннего экономического развития и достижений научно-технического прогресса Россия сильно отстаёт от передовых стран мира. Это подрывает ее конкурентоспособность в мире, это ослабляет её международное положение. Сейчас положение страны в мире определяет не количество танков и пушек, ракет и боеголовок, а её финансовый, интеллектуальный потенциал, технический задел.
В течение 2013 года много говорилось о необходимости использовать «инструмент мягкой силы» для укрепления международных позиций. Мягкая сила связана с авторитетом страны, с достижениями в области культуры, образования, науки, техники, экономики. Здесь наши позиции слабы, и поэтому говорить о каком-либо большом потенциале и «мягкой силе» пока не приходится. Россия должна больше внимания уделять решению своих внутренних проблем, особенно в условиях нарастающего глобального кризиса. Она должна создать эффективную систему управления, эффективную систему реализации научно-технических достижений в экономику, в производство, в промышленность. И тогда можно действительно говорить об авторитете, о способности влиять на международный процесс.
Можно найти определённые положительные черты в деятельности российской дипломатии 2013 года, но отсутствие прочной экономической подпорки, мощных сдвигов в области науки, культуры, образования в России, морального состояния общества, конечно, делает эти достижения не очень прочными, а международные позиции России — достаточно шаткими, поскольку сейчас очевидно, что давление на Россию будет возрастать. Противостоять этому давлению и сохранить себя в качестве самостоятельного центра политического влияния в мире, центра экономического развития, финансового центра Россия может только при решении своих внутренних задач.
Подготовила Дарья Бурда
Ещё материалы: Борис Шмелёв





