Оксана Дмитриева: России грозит «стагфляция», то есть застой и инфляция в одном флаконе
— Картина с законопроектом «О бюджете» ясна и прозрачна, мы все говорим об одном и том же, но выводы делаем разные. Нынешний бюджет нельзя назвать бюджетом дефолта. Он — плачевный бюджет многих дефолтов. В течение последних 10 лет они случались неоднократно.
Вкладывая деньги в Резервный фонд и чужую экономику, мы тормозим российскую экономику. Неоднократно обсуждалось, что нельзя вкладывать деньги под низкие проценты в чужую экономику и при этом заимствовать средства под высокие проценты. Таким образом, за последний год госдолг с 3,2 триллионов рублей вырос до 6,5 триллионов. Расходы на обеспечение внешнего долга сравнялись с расходами на здравоохранение.
С 2002 года мы говорили, что пенсионная реформа создаст дефицит и провалится. Так и случилось. Вот характеристика нынешней экономики России: инфляция издержек, связывается с ростом тарифов. Низкая эффективность всех госрычагов. Нефтегазовые доходы занижены, Однако со временем нефтегазовые доходы будут выше, а доходы от несырьевого сектора экономики станут снижаться.
По добыче нефти и газа мы сейчас находимся на уровне конца советского периода. Никакого мирового кризиса и падения цены на нефть в 2013 году не случилось, мировая экономика росла темпом около 3%, зато Россия продемонстрировала темпы в два раза ниже прогнозных — не 3%, а в лучшем случае 1,5%. При этом цена на нефть была не 97 долларов за баррель, исходя из которых, был посчитан бюджет 2013 года, а 108-110 долларов. То есть, хотя 2013 был годом относительно благоприятной мировой конъюнктуры, у нас имел место фактически нулевой рост. Это даже хуже, чем кризис, — это стагфляция, то есть застой с инфляцией в одном флаконе. И если в федеральном бюджете прописана компенсация за счёт цен на нефть, то у регионов этой компенсации нет, и образуется дыра в 400 миллиардов рублей.
Кормление негосударственных пенсионных фондов, согласно бюджету, — менее важная задача для страны, чем финансирование образования и здравоохранения. Сэкономленные средства надо не резервировать, а направить на социальные расходы. Идёт сокращение расходов на образование, культуру, ЖКХ. Также не ясно, как согласно нынешнему документу, обеспечить зарплату бюджетникам. С самого начала полным рублем заложено большое увеличение финансирования федеральным гражданским служащим. Новые расходные обязательства планируются также преимущественно на оплату труда госслужащих — в скромном варианте для этого предполагается выделение 45 миллиардов рублей ежегодно, начиная с 2014 года, то есть всего 135 миллиардов рублей. А увеличение расходов на выполнение Указов Президента на повышение зарплаты бюджетникам в области здравоохранения и образования запланировано лишь в 2016 году и всего на 60 миллиардов рублей.
Часть вопросов в бюджете еще не согласована, не решены проблемы финансирования научно-педагогических кадров, научно-технологического комплекса, инновационные расходы. Решать их предлагается за счет экономии средств бюджета, а экономить планируется на следующем. Предлагается сократить межбюджетные трансферты Пенсионному фонду, Соцстраху и Медстраху на 470 миллиардов рублей.
Подготовила Ксения Редичкина

Ещё материалы: Оксана Дмитриева