Владимир Васильев о смешанной системе выборов в Думу

«Госдума следующего созыва должна быть сложнее, многополярнее, продуктивнее»

- В 2005 году отказ от смешанных выборов в Госдуму был обусловлен объективными причинами: следовало закрыть путь в законодательный орган лицам с сомнительной репутацией, которые, используя «черные» пиар-технологии, а подчас и прямой подкуп избирателей, пытались получить мандат. В российском парламенте 90-х годов и начала этого века не были приняты законы о противодействии курению или о контроле за доходами-расходами высших чиновников и депутатов. Лоббисты интересов олигархических кланов не позволили бы подобным проектам стать законами. При этом лишение депутатской неприкосновенности было процедурой исключительной, как реакция на уголовное преступление — по одному случаю за созыв.

Переход на выборы по партийным спискам позволил запустить процессы принятия законов в интересах всего общества и «очищения» парламента. Появились такие механизмы как, например, комиссия по депутатской этике или комиссия по контролю за доходами депутатов. Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы», существовавший с 1994 года, заработал только в этом созыве, благодаря последовательной позиции фракции «Единая Россия» и поддержке других фракций. Нам удалось осуществить процедуру, когда равные среди равных выносят вердикт о лишении депутата мандата. Эта внесудебная практика не имеет аналогов в истории российского параментаризма.

Сегодня созданы условия, при которых новые одномандатники будут вряд ли стремиться в Госдуму ради получения иммунитета или решения своих бизнес-задач.  Мандат, за который заплачена дорогая цена, не станет гарантией или защитой, потому что в нижней палате создана атмосфера, когда главенствует контроль общества, прозрачность и публичность лишения полномочий. В этих условиях приобретение места в парламенте лицом, не соблюдающим закон и мораль, становится опасным для них самих.

Изменения в Госдуме идут параллельно с изменениями в обществе. Если раньше мы говорили о необходимости формирования гражданского общества, то теперь можно констатировать - этап становления пройден. Людям просто необходимо дать больше возможностей для участия в политических процессах. Россияне готовы не только выбирать из перечня политических партий, но и хотят отдать свой голос конкретному кандидату - которого знают, которому доверяют, который, например, является их земляком и не понаслышке знает о проблемах данного округа. И этим желаниям избирателей отвечает внесенный Президентом законопроект.

Госдума следующего созыва должна быть сложнее, многополярнее, продуктивнее. Вносимые в выборное законодательство изменения создают условия персональной ответственности: когда избиратель голосует за конкретного кандидата, а затем, используя существующие механизмы, контролирует соблюдения запретов и ограничений своим избранником. Увеличение числа партий, упрощение сбора подписей, снижение избирательного порога до 5%, возврат к одномандатным выборам — это важные инициативы главы государства в части усиления влияния общества на политические процессы. Своим законопроектом Президент открывает двери в политику создаваемым партиям и активным беспартийным гражданам — в качестве самовыдвиженцев.

Источник: Пресс-служба «Единой России»

Ещё материалы: Владимир Васильев

Просмотров 563

05.03.2013 12:41



Загрузка...

Популярно в соцсетях