День Победы в Великой Отечественной войне

00:33Матвиенко: Наш общий долг — хранить правду о Великой Отечественной войне

00:18Россия не пригласила на парад Победы недружественные страны

00:00Выплаты ко Дню Победы: на что имеют право ветераны

СОВЕТ ПО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Главная цель, с которой создается Совет – поддержание национальной безопасности Российской Федерации

13.06.2012 13:18

  – Чем должен, во Вашему мнению, Совет при Президенте по межнациональным отношениям заняться в первую очередь, каковы его первостепенные задачи?

– Если говорить о стратегии этого госоргана, то самая главная задача – это национальная безопасность Российской Федерации. На мой взгляд, очень серьезная угроза для России – это потенциальная возможность межнациональной нестабильности, как мы это уже проходили в 90-е годы. Все знают, к чему привела в 90-х ситуация в Югославии, где тоже была многонациональная страна, к чему привела ситуация в Советском Союзе. Поэтому, с моей точки зрения, главная цель, с которой создается этот орган – поддержание национальной безопасности Российской Федерации на должном уровне.

Если говорить о задачах, я бы выделил несколько задач. Первая – это, безусловно, дальнейшая стабилизация ситуации на Северном Кавказе. Вторая задача – это миграция. Во всем мире процессы миграции проходят непросто. Мы видим, что происходит во Франции, Германии, Брейвик в Норвегии – абсолютно во всем мире. Мир – это большое переселение народов. С одной стороны, экономически развитые страны не могут поддерживать темпы экономического развития без притока миграции. С другой стороны, приток миграции создает внутри страны определенную напряженность. Потому что, как правило, мигранты и коренное население – это различные религии, различные культурные традиции. Поэтому для Российской Федерации очень важно проводить в сфере миграции целенаправленную и эффективную политику.

Есть два вида миграции – миграция внешняя, которая, если смотреть по статистическим отчетам, в последнее время сокращается. Я имею в виду миграцию из Таджикистана, Узбекистана, Украины и т.д. Ее достаточно эффективно можно либо увеличивать, либо сдерживать с помощью принятия соответствующих подзаконных актов. Есть второй вид миграции – это внутренняя миграция. Это миграция, скажем, жителей Северного Кавказа в глубинку России или в крупные города. Вот здесь, мне кажется, есть над чем подумать, потому что, как правило, это разные культурные и религиозные традиции. Мне кажется, здесь есть проблемы. На этих проблемах наш Совет должен сконцентрироваться, чтобы выработать эффективную политику на будущее.

С одной стороны, нельзя прикрывать флагман миграции – кто будет выполнять некую работу, которую коренное население в больших городах не хочет делать. С другой стороны, каким образом отрегулировать миграцию, чтобы это не приводило к созданию «чайнатаунов» и к межнациональной напряженности? Потому что мигранты зачастую не вживаются в новую среду и некоторые из них неодобрительно относятся к этой среде. С другой стороны, коренное население, в особенности молодежь, видят существующие проблемы, и часто связывают их с мигрантами. То есть: первое направление – это Северный Кавказ, второе – миграция внешняя и в особенности миграция внутренняя. Над этими проблемами надо работать. Я не готов предлагать никакие конкретные варианты, здесь надо просто плотно работать с социологами, с людьми научного мира и думать, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.

Еще одно направление – это институт федеральной национальной культурной автономии. В 96-м году был принят соответствующий закон о национальной культурной автономии, и тем самым Российская Федерация очень четко и ясно заявила, что будущее народов Российской Федерации она видит не на основе формирования национальных государственных образований внутри страны, а на основе этнокультурного развития, создания условий для свободного культурного развития различных народов РФ. Был дан импульс народам: пожалуйста, культура – да, но создавать новые национальные территориальные образования государств – это не является актуальной задачей для России. Но создав такой институт, вместе с тем власти не позаботились о том, чтобы создать условия для его развития. Создался целый ряд федеральных национальных культурных автономий, есть десятки и сотни национальных культурных автономий в регионах, но нет программ поддержки института национальной культурной автономии. То есть в законе есть положение о том, что, если вы хотите развивать школы, культурные центры, творческие коллективы – развивайте. Но мы же понимаем, что культура народная, в отличие от поп-культуры, не в состоянии сама себя прокормить. Одно дело – Филипп Киркоров, другое – народный хор из глубинки, разные условия существования. Не созданы условия для развития народной культуры, прежде всего - финансовые.

Я сторонник того, что государство должно разработать и принять программу поддержки деятельности института национальных культурных автономий. Я подчеркиваю, именно деятельности. Я ни в коем случае не говорю не о бюрократии – оплата сотрудников, занимающихся этой работой, должна быть привязана к конкретным проектам, осуществляться через проекты.

Другая сторона вопроса, очень важная – это социальная ориентированность организации. Я до сих пор не понимаю, какой налог я должен платить в этом году. Как социально ориентированная организация, я должен платить 20 процентов, как обычная организация – 30 процентов. Это вопросы очень важные, потому что сейчас законодательство, подзаконные акты таковы, что мы не можем их понять.

На этих примерах я хочу показать, есть поле для совершенствования законодательства с целью поддержки и дальнейшего развития института национальных культурных автономий как очень важной составной части гражданского общества России.

Вот три направления, которые я могу обозначить, как приоритетные для работы. Но хочу подчеркнуть еще раз: главная задача созданного Совета – это не реализация каких-то проектов, а выработка политики в сфере межнациональных отношений, направленной на поддержание национальной безопасности России как многонационального государства. Это главный приоритет.

Вы сказали, что одной из главных угроз Вы видите угрозу межнациональной нестабильности. Откуда берется эта нестабильность, в чем первопричина?

– В любой многонациональной стране, особенно там, где очень разные, несхожие культуры, есть место для межнациональной розни. Посмотрите на Францию, там время от времени вспыхивает бунт или что-нибудь подобное. Поэтому потенциально у нас есть внутренние факторы для нестабильности. И задача государства, задача такого Совета как раз и состоит в том, чтобы эти факторы убирать, купировать возможные потенциальные взрывы в будущем. Создавать условия, чтобы не было таких факторов, чтобы они не превратились в сиюминутные текущие угрозы. Но с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что тот же исламский фундаментализм имеет очень серьезные корни и он проникает через границы, через Интернет, радио, телевидение. Поэтому вторая задача – уберечься от таких экстремистских идеологий, учений.

Кроме того, я думаю, что есть определенные государства, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе или на южной границе России. И они эти угрозы могут легко реализовать. Есть еще один мощный фактор: мы живем в очень нестабильном мире, и Российская Федерация до сих пор сильно зависит от цен на нефть, на газ, на первичные продукты. Любое падение цен на нефть и газ может приводить к негативным последствиям в социальной сфере. Тогда нужно продумывать, какие шаги необходимы в межнациональной сфере, чтобы социальная напряженность не переросла в напряженность межнациональную.

Продолжение интервью читайте на сайте «Парламентской газеты» 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 748