СОВЕТ ПО МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
Главная цель, с которой создается Совет – поддержание национальной безопасности Российской Федерации
– Чем должен, во Вашему мнению, Совет при Президенте по межнациональным отношениям заняться в первую очередь, каковы его первостепенные задачи?
– Если говорить о стратегии этого госоргана, то самая главная задача – это национальная безопасность Российской Федерации. На мой взгляд, очень серьезная угроза для России – это потенциальная возможность межнациональной нестабильности, как мы это уже проходили в 90-е годы. Все знают, к чему привела в 90-х ситуация в Югославии, где тоже была многонациональная страна, к чему привела ситуация в Советском Союзе. Поэтому, с моей точки зрения, главная цель, с которой создается этот орган – поддержание национальной безопасности Российской Федерации на должном уровне.
Если говорить о задачах, я бы выделил несколько задач. Первая – это, безусловно, дальнейшая стабилизация ситуации на Северном Кавказе. Вторая задача – это миграция. Во всем мире процессы миграции проходят непросто. Мы видим, что происходит во Франции, Германии, Брейвик в Норвегии – абсолютно во всем мире. Мир – это большое переселение народов. С одной стороны, экономически развитые страны не могут поддерживать темпы экономического развития без притока миграции. С другой стороны, приток миграции создает внутри страны определенную напряженность. Потому что, как правило, мигранты и коренное население – это различные религии, различные культурные традиции. Поэтому для Российской Федерации очень важно проводить в сфере миграции целенаправленную и эффективную политику.
Есть два вида миграции – миграция внешняя, которая, если смотреть по статистическим отчетам, в последнее время сокращается. Я имею в виду миграцию из Таджикистана, Узбекистана, Украины и т.д. Ее достаточно эффективно можно либо увеличивать, либо сдерживать с помощью принятия соответствующих подзаконных актов. Есть второй вид миграции – это внутренняя миграция. Это миграция, скажем, жителей Северного Кавказа в глубинку России или в крупные города. Вот здесь, мне кажется, есть над чем подумать, потому что, как правило, это разные культурные и религиозные традиции. Мне кажется, здесь есть проблемы. На этих проблемах наш Совет должен сконцентрироваться, чтобы выработать эффективную политику на будущее.
С одной стороны, нельзя прикрывать флагман миграции – кто будет выполнять некую работу, которую коренное население в больших городах не хочет делать. С другой стороны, каким образом отрегулировать миграцию, чтобы это не приводило к созданию «чайнатаунов» и к межнациональной напряженности? Потому что мигранты зачастую не вживаются в новую среду и некоторые из них неодобрительно относятся к этой среде. С другой стороны, коренное население, в особенности молодежь, видят существующие проблемы, и часто связывают их с мигрантами. То есть: первое направление – это Северный Кавказ, второе – миграция внешняя и в особенности миграция внутренняя. Над этими проблемами надо работать. Я не готов предлагать никакие конкретные варианты, здесь надо просто плотно работать с социологами, с людьми научного мира и думать, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.
Еще одно направление – это институт федеральной национальной культурной автономии. В 96-м году был принят соответствующий закон о национальной культурной автономии, и тем самым Российская Федерация очень четко и ясно заявила, что будущее народов Российской Федерации она видит не на основе формирования национальных государственных образований внутри страны, а на основе этнокультурного развития, создания условий для свободного культурного развития различных народов РФ. Был дан импульс народам: пожалуйста, культура – да, но создавать новые национальные территориальные образования государств – это не является актуальной задачей для России. Но создав такой институт, вместе с тем власти не позаботились о том, чтобы создать условия для его развития. Создался целый ряд федеральных национальных культурных автономий, есть десятки и сотни национальных культурных автономий в регионах, но нет программ поддержки института национальной культурной автономии. То есть в законе есть положение о том, что, если вы хотите развивать школы, культурные центры, творческие коллективы – развивайте. Но мы же понимаем, что культура народная, в отличие от поп-культуры, не в состоянии сама себя прокормить. Одно дело – Филипп Киркоров, другое – народный хор из глубинки, разные условия существования. Не созданы условия для развития народной культуры, прежде всего - финансовые.
Я сторонник того, что государство должно разработать и принять программу поддержки деятельности института национальных культурных автономий. Я подчеркиваю, именно деятельности. Я ни в коем случае не говорю не о бюрократии – оплата сотрудников, занимающихся этой работой, должна быть привязана к конкретным проектам, осуществляться через проекты.
Другая сторона вопроса, очень важная – это социальная ориентированность организации. Я до сих пор не понимаю, какой налог я должен платить в этом году. Как социально ориентированная организация, я должен платить 20 процентов, как обычная организация – 30 процентов. Это вопросы очень важные, потому что сейчас законодательство, подзаконные акты таковы, что мы не можем их понять.
На этих примерах я хочу показать, есть поле для совершенствования законодательства с целью поддержки и дальнейшего развития института национальных культурных автономий как очень важной составной части гражданского общества России.
Вот три направления, которые я могу обозначить, как приоритетные для работы. Но хочу подчеркнуть еще раз: главная задача созданного Совета – это не реализация каких-то проектов, а выработка политики в сфере межнациональных отношений, направленной на поддержание национальной безопасности России как многонационального государства. Это главный приоритет.
– Вы сказали, что одной из главных угроз Вы видите угрозу межнациональной нестабильности. Откуда берется эта нестабильность, в чем первопричина?
– В любой многонациональной стране, особенно там, где очень разные, несхожие культуры, есть место для межнациональной розни. Посмотрите на Францию, там время от времени вспыхивает бунт или что-нибудь подобное. Поэтому потенциально у нас есть внутренние факторы для нестабильности. И задача государства, задача такого Совета как раз и состоит в том, чтобы эти факторы убирать, купировать возможные потенциальные взрывы в будущем. Создавать условия, чтобы не было таких факторов, чтобы они не превратились в сиюминутные текущие угрозы. Но с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что тот же исламский фундаментализм имеет очень серьезные корни и он проникает через границы, через Интернет, радио, телевидение. Поэтому вторая задача – уберечься от таких экстремистских идеологий, учений.
Кроме того, я думаю, что есть определенные государства, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе или на южной границе России. И они эти угрозы могут легко реализовать. Есть еще один мощный фактор: мы живем в очень нестабильном мире, и Российская Федерация до сих пор сильно зависит от цен на нефть, на газ, на первичные продукты. Любое падение цен на нефть и газ может приводить к негативным последствиям в социальной сфере. Тогда нужно продумывать, какие шаги необходимы в межнациональной сфере, чтобы социальная напряженность не переросла в напряженность межнациональную.
Продолжение интервью читайте на сайте «Парламентской газеты»