«Нужно устранять причины, которые сделали из ребёнка малолетнего преступника»

«Нужно устранять причины, которые сделали из ребёнка малолетнего преступника»

И чем больше в обществе подростков и детей, тем больше жестокости, преступлений и правонарушений ими совершается. Что можно сделать в данном случае? Возможность применения специфических уголовно-правовых санкций направлена на то, чтобы дать им второй шанс в жизни, вырвать из той среды, которая сформировала в них мотивацию к преступному поведению. Это не означает, что всех поголовно нужно отправлять в какие-то спецучреждения, хотя и это тоже может применяться. Нужно, прежде всего, применить к трудным подросткам такие меры социального, педагогического и воспитательного характера, которые позволили бы каким-то образом скорректировать их поведение, мировоззрение, если это возможно.

Потому что зачастую, к сожалению, несовершеннолетние преступники 15-17 лет, которые практически сформировались как личность, по сути уже неисправимы, они встали на преступную стезю. Что касается снижения агрессии у подростков, здесь речь идёт о некоей альтернативе, способной дать им возможность выплеснуть избыток энергии через занятия спортом, туризмом, трудовую деятельность в каникулы. То есть, нужно занимать их свободное время. Вместо того, чтобы идти на улицу совершать агрессивные действия, они должны, скажем, находиться в спортзале. 

Очень часто агрессивные подростки – это дети из неблагополучных семей, где ими вообще никто не занимается, и родители утратили над ними контроль. Вне всякого сомнения, без школы здесь не обойтись. Но это не значит, что мы перекладываем всю ответственность за воспитание ребёнка на школу. Это не так. Родители как были, так и остаются ответственными за воспитание детей. Но, к сожалению, мы видим, что институт семьи во всём мире, в Европе, в частности, разрушается и обесценивается. Воспитание, в основном, идёт или через СМИ или через некие сообщества, в которые дети и подростки попадают через Интернет или улицу. Государство с обществом должны взять на себя часть функций по воспитанию, перевоспитанию, исправлению таких детей, чтобы у них были какие-то ценности помимо грубой физической силы и денег. Хотим мы или не хотим, это придется сделать.

Один из инструментов – это снижение возраста привлечения к уголовной ответственности. Там, где государство ради общественных интересов и интересов самого ребенка уже вправе вмешаться, применить принуждение и определить, что дальше оно будет определять его судьбу. В обязательном порядке нужна изоляция ребенка от той среды, которая очевидно сформировала в нём преступное поведение, устранение и купирование тех причин, которые сделали из ребёнка малолетнего преступника. Надо дать возможность этому ребёнку увидеть другую жизнь, альтернативу. Если ребёнок уже способен трудиться, он должен трудиться и, конечно же, учиться. Потому что очень часто такие дети не учатся. Отчасти эти функции выполняют различные специализированные учебные заведения. Но не всегда это приносит какую-то пользу.

Проблема трудных детей и подростков была, есть и останется всегда. Невозможно думать, что мы полностью уберем подростковую преступность. Нет, конечно, это все утопия. Растущие дети, особенно те, которые вступили в период пубертатного возраста, когда у них «гормон играет», всегда более агрессивные. И они более охотно сбиваются в стаи, группы, шайки, банды, они хотят быть как все окружающие. Так нужно дать им возможность выплеснуть эту энергию, стремление к объединению. Но так, чтобы это не было связано с агрессией, которая выплескивается с насилием. Да, это тоже задача государства. 

Родители часто уже не могут ухватить ситуацию «за хвост», они уже её не контролируют. Где-то помогает армия, зачастую таких молодых людей в возрасте 18 лет родители чуть ли не за руку ведут в военкоматы и говорят – «Заберите его, сделайте из него нормального человека!». Это тоже как вариант. По Челябинской области, которую я представляю, накоплен очень интересный опыт в городских и сельских школах. Там много внимания уделяется допризывной подготовке, походам, прыжкам с парашютом и так далее. Трудных подростков, детей из неблагополучных семей вовлекают в поисковые экспедиции, например, на Синявинские высоты или под Ржев. Участие в поиске захоронений погибших воинов очень часто меняло мировоззрение и отношение к жизни. И это в самых обычных школах, а не в спецшколах для малолетних преступников.

 

Напоминаем, 21 февраля в Общественной палате обсуждалась инициатива по снижению возраста уголовного преследования с 14 до 12 лет. Для разработки законопроекта создана рабочая группа из депутатов, представителей деловых ведомств и Генпрокуратуры. Законопроекта пока нет, рабочая группа только изучает материалы.

Подготовила Анна Ткач

 


Просмотров 5

20.04.2012

Популярно в соцсетях