Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

«Молодца» заменит «Баргузин»

Ответом на размещение средств ПРО США в Европе станет воссоздание легендарных ракетных ядерных поездов

12.05.2016 19:10

«Молодца» заменит «Баргузин»
Фото Александра Бабенко/ТАСС

Все ведомства, отвечающие за оборону России, осведомлены о планах развертывания ПРО НАТО, соответствующие меры со стороны Москвы принимаются, сообщил сегодня, 12 мая пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. Одновременно с этим в СМИ появилась информация о воссоздании боевого железнодорожного ракетного комплекса  (БЖРК).

«Конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет», — цитирует ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

О начале опытно-конструкторских работ по воссозданию российских БЖРК тогдашний заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил еще в апреле  2013 года. А годом ранее, после доклада руководства Минобороны верховному главнокомандующему, оборонному комплексу была поставлена задача провести в рамках госпрограммы вооружений и гособоронзаказа эскизное проектирование БЖРК. Работы по техническим проектам были поручены Московскому институту теплотехники.

Решение о воссоздании БРЖК было принято еще несколько лет назад, подтверждает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

— Государственная программа вооружений предусматривает поступление в состав РВСН качественно новых БЖРК, — пояснил эксперт «Парламентской газете». — Помимо данного комплекса будет воссоздана и соответствующая инфраструктура базирования в виде позиционного района, где будут курсировать эти новые поезда. Вооружен он будет российскими твердотопливными ракетами. Новые БЖРК станут дополнительным элементом группировки «ответного удара», который сформирован в РВСН на базе, прежде всего, мобильных пусковых установок. Потенциальный противник не сможет отслеживать передвижение передвижных ракетных поездов, поскольку никаких внешних отличий от обычных грузовых железнодорожных составов не существует. Это повышает гибкость и многовариантность стратегических ядерных сил России и тем самым страхует нас от вовлечения нас в масштабный ядерный конфликт.

Хорошо не забытое старое

К 1992 году по СССР курсировало 12 боевых железнодорожных ракетных комплексов, которые имели название «Молодец», а в западной классификации — «Скальпель». БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Только специалист  мог увидеть отличие: «рефрижераторные» вагоны БЖРК имели по восемь колёсных пар вместо стандартных четырех. Это было необходимо, поскольку вес «изделия» составлял 104 тонны. Три вагона имели маскировку под пассажирские вагоны остальные — «рефрижераторы». Единственное, чем отличался такой ядерный поезд от обычного — тремя тепловозами. Каждый поезд нёс на борту 30 ядерных зарядов (три ракеты).

Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток. Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска был следующим: состав останавливался, специальное устройство отводило в контактную сеть, пусковой контейнер принимал вертикальное положение.

Одной ракет, содержащей 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить среднее европейское государство. Поезда могли преодолевать свыше 1000 километров в сутки.

Адекватные меры противодействия

С 1992 года по настойчивым «советам» наших западных «друзей» Россия поставила свои БЖРК в места постоянной дислокации, затем — в 1993 году, обязалась, согласно договору СНВ-2, в течение 10 лет должна была уничтожить все ракеты. И хотя этот договор, фактически, так и не вступил в законную силу, в 2003-2005 году все российские БЖРК были сняты с боевого дежурства и утилизированы. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Договор СНВ-3 не запрещает создание подобного вооружения. Подписывая договор, американцы посчитали,  что, поскольку советские БЖРК делались на Украине, восстановить производство уже невозможно.

По сообщениям источников из оборонно-промышленного комплекса, новый БЖРК может носить название «Баргузин». По предварительным данным, один состав сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет, и, возможно, будет приравниваться к полку. В дивизионный комплект «Баргузина», должны входить пять полков. Предполагается, что  ясность по срокам ввода комплекта в строй наступит в 2018 году.

По мнению первого председателя  Комитета Государственной Думы по обороне Сергея Жигарева, такое оружие не имеет аналогов в мире. В начале 1960 годов США также разрабатывали подобный комплекс. Предполагалось, что первые мобильные комплексы поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для базирования баллистических ракет были сочтены более эффективным решением. Летом 1961 года проект был закрыт. Впоследствии в США предполагались попытки его возобновить, и в 1990 году прототипный состав, названный «железнодорожным гарнизоном с ракетами «Миротворец» прошел испытания, однако в 1991 году программа опять была отменена.

— По протяжённости железных дорог мы самая большая страна на земном шаре, наша наземная территория огромна и поэтому эти поезда успешно использовались для  размещения баллистических ракет еще в советское время, — сказал Сергей Жигарев нашему изданию. —  Поэтому, когда Горбачёв подписывал договор СНВ-2, то американцы главными пунктами называли — поставить на якорь наши титановые подводные лодки, которым до сих пор нет аналогов, хотя прошло 30 лет, а также уничтожение БЖРК. Однако с учётом того, что американцы вышли из договора по ПРО, размещают системы противоракетной обороны вплотную к нашим границам, то воссоздание БЖРК — адекватный и очень своевременный ответ на американские вызовы. Россия всегда говорила, что она будет искать средства и возможности преодоления системы ПРО в Европе, в том числе, оглядываясь на своё недавнее прошлое».

— Воссоздание БЖРК усиливает наш оборонный потенциал, делает нас практически неуязвимыми, — убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — Не зря ведь американцы его очень боялись и понятно, по каким причинам, в свое время, они вынудили нас отказаться от этого вида вооружений. Это одна из важных составляющих, подчеркну — не единственная, которую мы можем дать в ответ на размещение ПРО.

Справка

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты межконтинентального класса, а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Владимир Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. Алексей Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца.

По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. В СССР  ракеты для БЖРК производили на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»).

Испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985—1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 000 километров). Испытания проводились в различных климатических зонах (от тундры до пустынь). К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооружённых БЖРК.

Tактико-технические характеристики БЖРК:

Дальность стрельбы, км — 10100                                     

Мощность заряда, Мт -10 х (0.3-0.55)

Вес головной части, кг — 4050

Длина ракеты, м — 23,3

Максимальный диаметр корпуса ракеты, м — 2,4

Стартовый вес, т — 104,50

Читайте нас в Дзен
Просмотров 12659