Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Трагедия в Ростове-на-Дону: была ли ошибка пилота

Траур по погибшим в авиакатастрофе закончился, вопросы — остались

21.03.2016 18:17

19 марта 2016 года станет одной из самых чёрных дат в истории Ростова-на-Дону. Когда шёл четвёртый час утра, метрах в 250 от взлётно-посадочной полосы городского аэропорта разбился лайнер Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, совершавший рейс FZ-981 «Дубай-Ростов». Его пассажирами были, в основном, ростовчане, возвращавшиеся с отдыха в ОАЭ. Шансов уцелеть у них не было: самолёт практически вертикально на огромной скорости врезался в землю. Взрыв разорвал лайнер на мелкие кусочки. Погибли все, кто находился на борту: 55 пассажиров и 7 членов экипажа. 20 марта в Ростовской области был объявлен траур.

Сесть любой ценой

До сих пор не верится, что в коридорах Заксобрания Ростовской области я не встречу Игоря Олеговича Пакуса — депутата ЗС, главврача Областной клинической больницы. Он возвращался из короткого отпуска вместе со своей женой Галиной Владимировной. Вместе с ним в салоне находилось немало и других известных на Дону людей. Сейчас их портреты стоят рядом с морем цветов у входа в аэропорт. К стихийно выросшему мемориалу всё продолжают подходить люди — и пассажиры, и просто ростовчане. Они приносят к этому месту цветы и игрушки (на борту было четверо детей), зажигают свечи. 

И все они продолжают задавать себе один и тот же вопрос: как это вообще могло случиться? Та информация, что уже стала достоянием общественности, до конца ничего не проясняет. Пока что можно с полной определённостью говорить о следующем. В районе аэропорта Ростова в тот день были сложные метеорологические условия. Город уже сутки как трепал сильный ветер. Для заходящих на посадку бортов он, к несчастью, являлся боковым. Пилот из Дубая до этого не сажал борты в Ростове и, скорее всего, сильно нервничал. Тем более что с первого захода посадка у него не получилась. После неё самолёт более двух часов кружил вокруг города — очевидно, выжидая затишье. Не получилась и вторая попытка. Как раз, пытаясь выйти из снижения на новый разворот, в момент набора высоты, и случилось нечто такое, что заставило самолёт потерять управляемость и рухнуть на землю.

Что это было? Технические неполадки? Ошибки, допущенные при пилотировании? Почему пилот решил любой ценой приземляться в Ростове в столь сложных условиях? Ведь ростовские диспетчеры настоятельно рекомендовали «Дубаю» лететь на посадку в тот же соседний Краснодар (всего-то 15-20 минут лёту до него!), где погода была вполне сносной? Вопросы, вопросы…

Метеоусловия сложные, но не фатальные

Конечно, окончательные ответы может дать лишь официальное расследование катастрофы, когда будут расшифрованы и проанализированы записи, сделанные бортовыми самописцами (т.н. «чёрными ящиками»), изучены осколки лайнера, собранные на месте крушения. Однако предварительные выводы специалисты в области авиации могут сделать уже сейчас.

С одним из них мне удалось поговорить в Ростове-на-Дону. Это Александр Келин, почти 60 лет отдавший авиации, из них 38 лет — за штурвалом самолёта. До недавних пор он работал сменным заместителем гендиректора ОАО «Ростовский аэропорт», а до этого — начальником инспекции Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Участвовал во многих расследованиях авиационных происшествий.

- Из того, что я читал и видел, у меня сложилось однозначное мнение: пытаясь набрать высоту после того, как очередной заход на посадку не получился, пилот «Боинга» слишком сильно взял штурвал на себя и задрал нос самолёта. Угол тангажа оказался слишком большим. В результате скорость самолёта снизилась до критической, и он начал сваливаться в штопор. В общем, я вижу здесь, прежде всего, ошибку, допущенную при пилотировании, — говорит Александр Келин. — Думаю, если бы была выбрана более пологая траектория подъёма, все могло бы быть иначе. Погодные условия были сложными, но далеко не фатальными. Наши лётчики сажали самолёты и в более сложных условиях.

По мнению ветерана советской и российской авиации, можно только вспомнить добрым словом практику советских времён. В подобных ситуациях, если у пилота не заладилась посадка, диспетчеры сразу же «угоняли» его на запасной аэродром. Однако сейчас у нас в стране действуют общемировые правила, по которым последнее слово в сложных воздушных ситуациях остаётся за пилотом. Диспетчер ему не указ.

Нельзя не сказать и о другом. Городской аэропорт находится буквально в центре Ростова. И лишь по счастливой случайности самолёт не упал на жилые кварталы. Тогда жертв оказалось бы куда больше. С учётом этого варианта кажется ещё более дальновидным решение о строительстве — оно уже идёт — нового крупного аэропортового комплекса в 20 километрах от Ростова. После его ввода в эксплуатацию в 2018 году старый аэропорт планируется закрыть.

Утром 21 марта — после восстановления взлётно-посадочной полосы, получившей незначительные повреждения — аэропорт Ростова вновь заработал. 

 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2334