Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Информация на этикетке должна читаться

Шрифт на этикетке о продукте необходимо сделать доступным для людей с ослабленным зрением

15.02.2016 17:12

Известно, что прочитать информацию на упаковках продуктов питания без увеличительного стекла зачастую просто невозможно. Кто помоложе ещё пытается разглядеть состав и энергетическую ценность, а люди старшего поколения и срок годности не всегда могут увидеть. Это утомляет — тратить время и напрягаться, выискивая информацию, которая и так должна «сама идти в руки».

Но, возможно, ситуация скоро изменится и будут установлены единые стандарты шрифтового размера для нанесения информации на упаковки продукты. Законопроект об этом Госдума рассмотрит на пленарном заседании в пятницу, 19 февраля.

Носите с собой микроскоп, граждане!

Сегодня в статье 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», куда и планируется внести поправки, установлены требования к производителю и продавцу, касающиеся сведений о продукции. Так, маркировка товаров должна, в частности, содержать основные потребительские свойства, срок годности, адрес, наименование производителя, сведения об обязательном подтверждении соответствия. При этом в статье нет норм по допустимым минимальным размерам шрифта обязательных надписей. Предложенный к рассмотрению документ и восполняет существующий пробел. Планируется, что сведения о составе продуктов питания, весе, объёме, дате и месте изготовления будут печататься на этикетках шрифтом не менее двух миллиметров, чётко различаться и выделяться на любом фоне.

Кстати, в основном документе, содержащем требования к маркировке пищевых товаров, — техническом регламенте Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» также отсутствуют нормы по размеру шрифта. Так, в пункте 4.12 статьи 4, где закреплены требования к способам доведения маркировки, нет общих требований к размерам информационных надписей. Хотя даже если упаковка очень мала и на ней нет возможности читаемым шрифтом разместить информацию, то это можно сделать на листке-вкладыше, напечатанным отдельно, и выдавать по требованию покупателя. Основные носители маркировки для продуктов питания — это товар, упаковка, этикетка, контрольный лист, вкладыш, ценник.

В том, что законопроект о маркировке стране нужен и он даже запоздал, не сомневается глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Он рассказал «Парламентской газете», что и его организация не раз выходила с подобными предложениями. «В нашем законодательстве дана очень обтекаемая формулировка «Информация на этикетке и упаковке должна быть легкочитаема». Что это такое? Все трактуют по-разному. Недобросовестные предприниматели штампуют надписи так, что их только под микроскопом можно разглядеть», — сказал Аншаков. Он подчеркнул, что суды тоже не всегда встают на сторону потребителя, если что-то произошло по вине производителя, не так указавшего состав продукта или вовсе забывшего прописать всё, что было необходимо.

О необходимости нашим гражданам при походе в магазин иметь с собой микроскоп сказал и заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. Он заметил, что вроде бы производители выполняют требования стандартов, при этом самые «скользкие» данные печатают почти невидимым шрифтом. А вообще Арефьев высказал искреннее сожаление, что подобные вопросы вообще встают в современном российском обществе: «Раньше были нормы нравственности и было ясно, что информация на продукте должна читаться. А сейчас даже это надо прописывать в законе».

От цифр не уйти

А что говорят граждане? Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» в конце 2015 года провёл опрос во всех федеральных округах, читают ли россияне этикетки на продуктах питания. Выяснилось, что 70% читают, но даётся это им с огромным трудом. Почти 30% признались, что не могут до конца прочесть всю интересующую их информацию. Остальные высказали равнодушие к вопросу. Получается, что существующая маркировка продуктов не соответствует потребностям и интересам покупателей.

На что люди обращают внимание? Наибольшее внимание привлекает срок годности — за ним следят почти 90%. Второе место делят дата изготовления и состав продукта — 63%. Более трети потребителей обращают внимание на массу, объём и вес, чуть менее трети — на страну-изготовителя, торговую марку и соответствие ГОСТу. Энергетической и пищевой ценности продукта уделяют внимание более 10% опрошенных. И лишь 6% интересуются содержанием микро- и макроэлементов. А треть не доверяют написанному на этикетке, считая данные недостоверными. Опрошенным также было предложено оценить цветную маркировку типа «Светофор», предложенную НИЦ «Здоровое питание». Она создана по всем понятному принципу: красный — уровень опасного для здоровья ингредиента повышен, желтый — задумайся, стоит ли рисковать, зелёный — продукт не содержит ничего опасного.

Комментируя итоги этого опроса, руководитель центра «Здоровое питание» профессор Олег Медведев отметил, что первый и очевидный шаг — это именно увеличение шрифта маркировки. «Нужно, чтобы наше население имело возможность следить за составом продуктов, чтобы люди начали внимательнее относиться к питательной ценности, избегали повышенного содержания насыщенных жиров и обходили стороной трансжиры. Сейчас сделать это сложно — данных просто нет на этикетке. Новая маркировка позволяет ознакомить покупателя с питательным составом, указывает процент от суточной нормы потребления и позволяет с первого взгляда оценить полезность продукта благодаря цветовой шкале», — сказал Медведев.

У производителей выбор есть всегда

Информацию о товаре производитель может наносить разными способами. Во-первых, с помощью нанесения клейма или штампа. Клеймо обычно наносят на такие продукты, как мясо, яйца, сыр. Штамп также часто наносится непосредственно на упаковку товара, например, такие данные, как кодовый номер завода изготовителя, номер партии и дата изготовления, обычно выдавливаются на жестяных банках с мясными и рыбными консервами. Подобные штампы, только нанесённые краской, можно увидеть на упаковках молочной и масложировой продукции.

В ситуациях, когда упаковка не предусмотрена для нанесения информации, на неё наклеивается этикетка. Она содержит обязательную информацию о товаре, но её бумажная основа позволяет получить качественную маркировку с точки зрения печати, дизайна и цветового решения.

Другим носителем информации может быть вкладыш, который часто используется в кондитерской промышленности, например, его часто можно увидеть в коробках шоколадных конфет или упаковках печенья. И последний носитель информации для продуктов питания — это ценник. Большое значение сегодня приобретают такие маркировочные знаки, как торговая марка, штриховое кодирование, знаки, защищающие товар от подделки, экомаркировка и знаки престижа. К последним относятся формулировки «Лучший продукт на российском рынке», «Продукт года» и прочие знаки, подтверждающие успех продукта при участии на различных выставках и конкурсах. Эта маркировка как бы гарантирует покупателю качество продукта

Союз шрифта и цвета

В мире давно научились делать так, чтобы покупатель глаза не ломал и при этом получал максимально объёмную, а главное — достоверную информацию о продуктах. В первую очередь она пишется удобным шрифтом.

Одним из самых известных способов маркировки является уже упомянутый «Светофор». Это выделение состава цветом в зависимости от опасности для здоровья. Второй способ — GDA (Guideline Daily Amounts) — указание на содержание питательных веществ в продукте в процентах от суточного рациона. GDA — это когда рекомендуется норма суточного потребления. То есть если на упаковке указано: жиры — 52%, значит, съев этот продукт на завтрак, вы получите почти половину суточной нормы жиров. Достаточно удобная маркировка, позволяющая с лёгкостью подобрать рацион в соответствии с существующими нормами питания. Такая маркировка принята в США, большинстве стран Евросоюза.

Обе эти маркировки помогают людям делать осознанный выбор продуктов питания. И это действительно нужно, так как немаловажную роль в возникновении таких болезней, как ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, играет неправильное питание. Если человек будет отдавать предпочтение продуктам здорового питания, болезнь можно предотвратить. Кроме того, возможна обратная связь: спрос на здоровые продукты будет мотивировать производителей к изменению состава продукции в сторону полезного.

Сегодня в основном принято выделять процентное содержание энергетической ценности — калорийность, а также процентное содержание жиров, насыщенных жиров, сахара и соли. В некоторых странах принята комплексная маркировка продуктов питания, совмещающая обе системы, то есть процентное содержание вещества выделено определённым цветом. Опыт Великобритании, США, Канады, Дании, Эстонии, Финляндии и большинства стран Евросоюза показывает, что использование более наглядной и информативной маркировки положительно влияет на здоровье людей.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 12448