Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Неравные браки системы образования

Законодатели придумали, как заставить чиновников спрашивать мнение родителей при слиянии общеобразовательных школ

18.12.2015 10:40

Парламентарии хотят сделать так, чтобы ни одна реорганизация или ликвидация городской школы не проходила без учёта мнения общественности, а, проще говоря, родителей. Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит сегодня, 18 декабря, в первом чтении. Авторами инициативы выступили сенатор Совета Федерации Елена Афанасьева, депутат фракции ЛДПР Максим Щепинов и Надежда Шайденко из «Единой России».

А детей-то спросить забыли

Проект федерального закона предполагает изменения в статью 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дополняя его пунктом 16, в котором предусмотрена норма, устанавливающая право жителей городского округа выражать свое согласие или несогласие при реорганизации или ликвидации государственных образовательных организаций, расположенных в границах округа их проживания. Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уже на протяжении трёх лет идёт в Москве и других регионах нашей страны.

Как сказано в пояснительной записке к документу, государственные общеобразовательные учреждения в Российской Федерации представляют особую важность, как для общества, так и для отдельно взятых граждан, являются ключевым звеном в создании единой образовательной системы внутри страны: «Школы являются посредником между обществом и молодым индивидом. Их основным предназначением является подготовка подрастающего поколения для будущей жизни в социуме, обеспечение детей необходимыми навыками общения и взаимодействия друг с другом».

А потому объединять их бездумно нельзя. После вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ», в 2012 году, поступили предложения от 1567 учреждений о создании 482 крупных образовательных комплексов. Такие действия сразу приводят к тому, что объединяются более «слабые» школы с гимназиями, где и преподавательский состав, и уровень знаний учащихся значительно выше. «Это приводит не к улучшению ситуации в более слабой школе, а к ухудшению уровня знаний в гимназии» — уверены парламентарии. А предлагаемые ими изменения позволят всерьёз учитывать мнение граждан при осуществлении процедур ликвидации или реорганизации общеобразовательных учреждений.

Сегодня, например, в школах для инвалидов или девиантных детей тоже недовольны слияниями. Чиновники утверждают, что внедряют таким образом принятый на Западе инклюзивный подход, когда «особенные» дети учатся вместе с обычными. А получается, зачастую, не лучше, а хуже. В объединённых центрах нет ни инфраструктуры, ни дополнительных ставок для специалистов по работе с инвалидами.

Интересно, что в августе этого года столичные власти составили рейтинг лучших московских школ «Топ-300», который показал, что программа реорганизации и слияния школ только улучшила статистические показатели, а последние 5 лет происходит «мощнейший рост качества образования». В этом году в десятку лучших вошли школы №№1535, 1329, 57, 548, 962, а также СУНЦ МГУ, лицей №1501, «Вторая школа» и Курчатовская школа.

Основные параметры, которые учитывались в рейтинге — результаты экзаменов, количество призёров Олимпиад, а также дошкольных групп, перешедших в 1 класс той же школы. В этом году добавилось три дополнительных параметра: профилактика правонарушений, социокультурная работа и количество детей-инвалидов.

При такой картине странно, почему же сами реорганизованные школы  регулярно посещают протестные митинги, а родители и учителя говорят о снижении качества образования, сокращениях преподавательского состава и сокращении финансирования.

Новый закон только спутает карты

«Родителей спрашивать надо, причём под роспись — это понятно. А у детей спрашивать не нужно? Мне не понятно, почему все процессы реорганизации и слияния идут в обход их мнения, их желания», — такую точку зрения высказала завуч одной из объединённых недавно школ в центральном округе Москвы Инна Стрельцова. Преподаватель считает, что общественные слушания — обязательный элемент в таком процессе. В первую очередь, чтобы избежать подделки документов, которая, к сожалению, стала частым явлением в данных вопросах. Педагог отметила, что теперь образовательные учреждения на почве слияний и реорганизаций рассорились и «даже в гости друг к другу не ходят».В законе об образовании прописано, что объединение должно быть добровольным процессом, более того — проводиться только по инициативе родителей и администрации школ. Но до сих пор есть правовая неясность: сначала городские власти утверждали, что родительский совет может наложить  вето на слияние, потом — что их мнение лишь учитывается. Закон допускает обе трактовки. А сельскую школу вообще невозможно реорганизовать, не проведя общий сход граждан.

Об этом же сказал и первый зампред Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов: «Чиновники на практике плевать хотели на все сходы и советы. Они их никогда не остановят, если нужно провести очередную оптимизацию. Под ней, зачастую, подразумеваются следующие шаги: всё закрыть и всех уволить, а детей распихать по другим школам». Депутат считает, что принимать новый закон, если не работает действующий — глупо. На его взгляд, более важной является правоприменительная практика, то есть нужно заставить работать уже существующий закон. «Почему-то профильное ведомство, которому поручена вся система отечественного образования — Минобрнауки, этой правоприменительной практикой вообще не занимается. Всё отдали на откуп муниципалитетам — пусть в каждом регионе эти вопросы сами решаются. Но это подход близорукий. И мы, депутаты, сейчас забрали эти вопросы на свой уровень, создавая эту правоприменительную практику», — сказал первый зампред думского Комитета.

В пример он привёл ситуацию объединения двух столичных школ. Одна из них — для детей с тяжёлыми задержками в речевом развитии, а вторая — с углублённым изучением иностранных языков. В итоге после слияния логопедические дисциплины, которые так нужны детям с речевыми трудностями, пустили «под нож», специальные предметы вынесли на уровень дополнительных и платных, а классы укрупнили. «Я вмешался на уровне прокуратуры вместе с родительским комитетом. Мы остановили это процесс, а всех, кого нужно наказали. Как было с ситуацией, когда объединили математический лицей и школу для детей, отстающих в развитии. Мы пытались вмешаться, но не удалось переломить позицию органов управления образования».

Владимир Бурматов заявил, что, если бы местные депутаты вдумчиво занимались этими вопросами, всё было бы по-другому, но в идеале темой должны заняться чиновники Минобрнауки, «у которых, видимо, другие задачи и дети в школах, а также учителя и назойливые родители им только мешают».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3129