Сергей Рябухин: За изготовление нелегальных акцизных марок нужно наказывать, как за подделку денег

Сергей Рябухин: За изготовление нелегальных акцизных марок нужно наказывать, как за подделку денег

Сергей Рябухин

За счёт усиления государственного контроля алкогольной отрасли бюджет может получить 240 миллиардов рублей дополнительных доходов. Часть этих денег можно отдать регионам. Им катастрофически не хватает средств, но дополнительные вливания проблему дефицита региональных бюджетов не решат, и поэтому государству нужно менять систему межбюджетных отношений федерального центра с территориями. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

- Сергей Николаевич, ещё три года назад суммарный долг региональных бюджетов был меньше одного триллиона рублей, а сейчас он уже достиг 2,45 триллиона рублей. Что предлагают сенаторы для решения проблемы долговой нагрузки?

- Финансовую помощь регионы от федерального центра уже получают, и она даже увеличивается. Например, последние два года территориям предоставляются большие средств на замещение коммерческих кредитов, обслуживание которых сегодня обходится очень дорого.

Приведу пример. Если, условно говоря, год назад ульяновский бюджет взял бы в банке один миллиард рублей, то на следующий год ему пришлось бы отдавать более 1,12 миллиарда. Проценты очень большие, и чтобы снизить финансовую нагрузку на регионы, мы вышли с инициативой предоставлять им бюджетные кредиты под символические 0,01 процента годовых. Кабинет министров и фракция «Единая Россия» в Государственной Думе нас в этом поддержали, и, благодаря совместным усилиям, регионы эту помощь получают уже не первый год.

- Но она не решает глобальных проблем. У регионов сегодня слишком много полномочий, денег на них в бюджетах не хватает даже при поддержке Минфина. Что делать? Откуда брать деньги?

- Для решения этой проблемы мы занялись разработкой новой концепции межбюджетных отношений. По нашей инициативе была создана рабочая группа. В нее вошли сенаторы, депутаты, эксперты, представители науки в области бюджетного устройства, а от Правительства ее возглавил вице-премьер Дмитрий Козак.

Погрузившись в проблему, мы поняли, что изменить методику предоставления межбюджетных трансфертов невозможно, не сделав глобальную инвентаризацию бюджетных расходов. Нужно создавать единый реестр расходов на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Далее — разработать классификатор с указанием, к какому бюджетному мандату относятся те или иные расходы. Ну, и третье — посчитать, сколько стоят те или иные полномочия федерального центра и регионов на здравоохранение, культуру, транспорт.

Если вспомнить историю, то последний раз такую инвентаризацию в нашей стране делали одиннадцать лет назад. Тогда в среднем у регионов было по пятьдесят полномочий. Сейчас — более ста, и теперь надо разобраться, кто их финансирует, а чтобы сделать этот «ценник», потребуется разработать нормативы финансирования стандартов в образовании, здравоохранении, экологии, на транспорте.

- Это работа на перспективу, но как можно повысить эффективность исполнения бюджета прямо сейчас?

- Резервов в бюджете много. Если почитать отчёт Счётной палаты, то мы, например, увидим, что Росфиннадзор выявил нарушений на сумму 1,2 триллиона рублей. В основном это нарушения валютного законодательства, и раз так, то будьте добры — взыщите с нарушителя. Только за счёт этих средств можно покрыть  половину дефицита.

Другой пример касается алкогольной промышленности. В Совете Федерации с июня прошлого года работает комиссия, которая занимается этой отраслью, и у неё уже есть неплохие результаты.

На наши заседания приглашались представители Росалкогольрегулирования, которым пришлось отвечать на сложные вопросы сенаторов. В ходе работы комиссии выяснилось, что шестьдесят процентов алкоголя в России является контрафактом. Это не какая-то там отрава, а заводская продукция третьей, неучтённой смены. Акцизные марки эти «производители» печатают в Турции или Китае, и никакой ответственности за это пока не существует. Ведь что получается. Если «предприниматель» напечатал мешок акцизных марок, то ему грозит штраф в 300-500 тысяч рублей. Да их легко заплатить, потому что прибыль от продажи нелегального алкоголя будет в сотни раз больше. Но проблему можно решить. Для этого изготовление федеральных акцизных марок надо приравнять к подделке денежных знаков, а это уже 10-15 лет лишения свободы вплоть до пожизненного срока.

А ещё благодаря новым законам у государства появилась возможность уничтожать заводы по изготовлению нелегальной водки. Раньше было непонятно, кто должен это делать, но теперь всё встало на свои места, и «под нож» пошли десятки предприятий. В целом за счёт усиления государственного контроля работы ликёроводочной отрасли государство может получить около 240 миллиардов рублей дополнительных доходов.

 

Беседовал Антон Валинский



Ещё материалы: Сергей Рябухин

Просмотров 1929

02.04.2016

Популярно в соцсетях