Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Сенатор Владимир Бочков: В госзакупках должно быть больше прозрачности и меньше «откатов»

28.10.2015 15:36

Почти четыре года работает официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (zakupki.gov.ru). Он должен обеспечивать прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по размещению заказов, однако, по оценкам экспертов,   ежегодно из бюджетных средств, выделяемых на госзакупки, похищаются огромные суммы.

Еще в 2012 году глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин оценивал объем воровства при госзакупках в 1трл рублей в год, что составляло 14-ю часть консолидированного бюджета страны, а президент В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию назвал госзакупки «настоящей «питательной зоной» для коррупции.

С тех пор антикоррупционное законодательство ужесточилось, в стране действуют утвержденный президентом Национальный план противодействия коррупции и закон 44-ФЗ о Федеральной контрактной системе, но, несмотря на принимаемые государством меры, сфера госзакупок по-прежнему считается в России самой коррупционной. И федеральные, и региональные СМИ пестрят сообщениями о руководителях крупных госкорпораций и муниципальных учреждений, главврачах больниц и чиновниках-мошенниках, незаконно отщипнувших кусок от бюджетного пирога и осужденных к реальным срокам лишения свободы.

О коррупционных рисках в системе государственных и муниципальных закупок и мерах по предупреждению и пресечению «откатов» мы беседуем с членом Совета Федерации от Ивановской области, членом экспертного совета при Управлении Президента РФ по противодействию коррупции Владимиром Бочковым.

- Владимир Михайлович, коррупция, как известно, многолика и может принимать разные формы, но присвоение денежного и материального богатства считается ее наиболее опасным воплощением. Почему?

- Под коррупцией, согласно российскому законодательству, понимается злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества для себя или для третьих лиц. Наиболее подверженными коррупции являются сфера строительных подрядов и государственных закупок. Негативные последствия преступлений,  связанных с хищением бюджетных средств должностными лицами государственных и муниципальных органов, лежат, как говорится, на поверхности. В первую очередь они подрывают авторитет государственной власти, приводят к усилению недовольства населения и оказывают отрицательное влияние на социально-экономическую обстановку в стране.

Такие преступления несут в себе угрозы развитию экономики и улучшению инвестиционного климата, устойчивости национальной финансовой системы, международной репутации государства, а также приводят к увеличению объемов денег в теневом обращении.

- Каковы реальные масштабы проблемы хищений, «распила» бюджетных средств?

- В январе прошлого года российское правительство фактически объявило войну «откатам» -  с 1 января 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), который затронул 500 тыс. компаний-поставщиков, 200 тыс. государственных заказчиков и контракты на сумму порядка 7 трлн рублей в год. Россия, по сути, начала реформу рынка госзаказа, а результатом реформы должны стать бОльшая эффективность расходования государственных средств, снижение коррупции и рост конкуренции, а также появление новых стимулов для развития бизнеса.

За 2014 год в Российской Федерации было заключено свыше 2,5 млн государственных и муниципальных контрактов, их общая сумма составила 5,3 трл рублей. При этом количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей выросло на 26 % — 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн рублей. Из которых 73% пришлось на федеральных заказчиков.

В ходе инициированной Счетной палатой РФ проверки в сфере муниципальных и государственных закупок 2014 года было выявлено около 500 нарушений, общая сумма которых составила 130 млрд рублей. Из них 16,3 млрд. рублей касались неправомерного размещения заказов и других нарушений контрактной системы, а 50 из всех 280 госконтрактов, заключенных с суммой более 1 млрд рублей, получили компании, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях.

Конечно же, такое положение недопустимо и надо продолжать работу по реализации закона о ФКС.

- В чем принципиальные отличия закона о ФКС от прежней системы госзакупок?

- Прежний закон о госзакупках охватывал лишь один этап — жестко регламентировал процедуру организации торгов. Закон о ФКС создает систему, охватывающую весь процесс: от планирования и обсуждения закупок до оценки результата. В соответствии с идеологией «полного цикла» заказчики должны заранее, на несколько лет вперед, объявлять о планах и обосновывать необходимость трат. Это позволяет компаниям заранее готовиться к тендерам и расширять свой бизнес, а государству и общественности — контролировать ведомства на этапе, когда расходы еще только планируются, а не когда деньги уже потрачены.

Например, в Москве полный цикл планирования и контроля бюджетных расходов внедряется с 2011 года, и это дает реальную экономию госсредств: к примеру, доля закупок у единственного поставщика сократилась очень значительно.

- Заказчикам и поставщикам закон о ФКС предоставляет больше преимуществ?

- Заказчики сегодня осваивают новые методы определения начальной цены товара, а в целом они получили большую свободу действий: право расторгать контракт, вводить антидемпинговые меры для поставщиков, выбирать из более широкого перечня торговых процедур.

Учреждениям культуры, к примеру, разрешено использовать конкурс с выставлением высоких требований к компании, что нужно, например, при реставрации объектов культурного наследия. Особый порядок введен при закупках инновационной продукции — появилась возможность заключать контракты «жизненного цикла», то есть на весь период реализации проекта.

Поставщикам новая система обеспечивает, прежде всего, более широкие возможности для сбыта. Доступная информация стала глубже, она охватывае все уровни госзаказа: от федерального — до регионального и муниципального.

- Что собой представляет информационная платформа закупок?

- Пока торги проходят на нескольких площадках, а в будущем, причем, не исключено, что с 1 января 2016 года она будет адаптирована для заказчиков и поставщиков в рамках единого экономического пространства. Система будет включать в себя планы закупок и графики торгов, информацию об исполнении контрактов, реестр банковских гарантий, реестр жалоб, результаты мониторинга и контроля в сфере закупок, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информацию о складывающихся на рынках ценах товаров и услуг и многое другое. Всего этого на официальном сайте zakupki.gov.ru раньше не было.

Благодаря информационной системе должна появиться возможность сравнивать цены, в перспективе — вплоть до зарубежных рынков. Это, например, позволит легко установить, что какое-нибудь западное патентованное лекарство реализуется в России на тендере в 5 раза дороже, чем «дома».

- Позволяет ли внедрение федеральной контрактной системы ликвидировать «откаты» в сфере госзакупок?

- Принцип гласности работает всегда, так что чем больше прозрачности, тем меньше откатов. ФКС предусматривает системные меры и сегодня у контролирующих органов и общественности есть возможность превентивно оценить эффективность заказов. К тому же созданы предпосылки для увеличения доли электронных торгов, которые проходят анонимно, лишая тем самым заказчика возможности «подыграть» своим.

Рост прозрачности — инструмент повышения конкуренции на рынке госзаказа. В последние годы примерно треть госзакупок осуществлялась у единого поставщика, то есть вне конкурентной среды.

В будущем запланировано внедрение системы нормирования, которая будет четко определять, что имеет право купить чиновник того или иного уровня, а что — нет.

- Неужели наступит тот день, когда чиновники не смогут за счет бюджета приобрести для себя, к примеру, дорогостоящую мебель или автомобиль представительского класса?

- Обязательно наступит. Не секрет, что, несмотря на работу закона 44-ФЗ и старания общественных активистов, чиновники все так же не обращают внимания на критику своих роскошных закупок. И, по сути, они правы — в существующем законе отсутствует регламент подобных трат бюджетных средств. Но в мае этого года правительство РФ издало два  постановления о нормировании госзакупок чиновников из органов власти, оба они вступят в силу 1 января 2016 года.

Первое постановление (№ 476) обязывает само правительство, регионы и муниципалитеты принять нормативные акты, определяющие требования к определенным видам работ, услуг и товаров, которые они закупают, а также нормативные затраты на нужды представителей власти и правила, по которым можно было бы определять такие затраты.

Во втором постановлении (№479) определены требования, которыми следует руководствоваться при принятии правовых актов, касающихся нормирования федеральных нужд. В актах должны быть представлены формулы и порядок расчета различных видов затрат, список заказчиков и предельные цены. После разработки проектов, регламентирующих нормативные затраты какого-либо ведомства, документы должны пройти семидневное общественное обсуждение на портале Единой информационной системы (ЕИС). И только после этого органы власти должны решить, стоит ли вносить изменения в проект или принять его в предложенном виде.

- На медиафоруме Общероссийского Народного Фронта в апреле этого года  отмечалось, что именно от внедрения института нормирования госзакупок зависит возможность выполнения поручения президента о сокращении бюджетных расходов на 5%.

- Да, сам президент поддерживает активистов в стремлении ускорить внедрение системы нормирования, что позволит, по его словам, «оградить бюджет от чрезмерных растрат».

- Какова, на Ваш взгляд, роль общественного контроля в борьбе с «откатами» в сфере госзакупок?

- Что касается 44-ФЗ, рост свободы действий заказчиков закон компенсирует радикальным расширением возможностей для общественного контроля. Пока еще не все заложенные в новом законе плюсы реализованы, требуется время на адаптацию и на принятие подзаконных актов. Но не сомневаюсь, что крупные контракты должны и будут в обязательном порядке выноситься на общественные слушания.

Общественные организации получат право задавать вопросы о ходе выполнения контрактов и жаловаться в суд, тогда как сейчас на это имеют право только участники торгов.

Минэкономразвития обещает обеспечить доступ к информации из единой информационной системы в открытом, машиночитаемом формате. Это позволит независимым разработчикам и аналитикам скачивать все необходимые им данные и вести анализ, выделять типологию наиболее распространенных отклонений на рынке госзаказа.

- В некоторых субъектах УФАС составляют и публикуют на своих официальных сайтах «черные списки» чиновников, попавшихся на нарушениях при госзакупках. Это, на Ваш взгляд, действенная мера?

- Безусловно. Насколько мне известно, идея составления и публикации в конце каждого года «черного списка» региональных чиновников, штрафовавшихся за нарушения на торгах, принадлежит прокуратуре, которая вправе проводить как плановые, так и дополнительные проверки на предмет причастности к нарушениям коррупционного порядка, а готовят такие списки антимонопольщики. Напротив имени и должности чиновника указывается, по какой статье он привлекался к ответственности, на какую сумму оштрафован и оплатил ли взыскание. Думаю, что это хорошее подспорье руководителям регионов и муниципалитетов для принятия кадровых решений и вряд ли рекордсмены «черного списка» по числу упоминаний могут рассчитывать на руководящие должности.

- Вы считаете, что кадровая политика в органах власти  способна влиять на сокращение коррупционных рисков?

- Не сомневаюсь в этом. Ведь кадровая политика — это столп, на котором держится любое предприятие, компания, учреждения, организация и, конечно же, органы власти. Кадровая политика не должна вершиться, как это часто бывает, по принципу «нравится — не нравится», «знакомый — не знакомый», «угодный — не угодный». Главными критериями при отборе кадров должны быть уровень образования и компетентность, профессионализм, а на руководящих должностях государственной и муниципальной службы также обязательны успешный опыт хозяйственной деятельности, порядочность, честность, управленческий и жизненный опыт.

Сегодня, к примеру, многие молодые люди имеют несколько дипломов о высшем образовании, но в органах власти уровень, характер и качество образования должны учитываться наряду с другими требованиями, предъявляемыми конкретной должностью, особенно руководящей.

Что мы видим сегодня в органах власти? Прорвавшись на самый верх, новоиспеченные руководители озабочены не порученным им делом, а поиском способов личного обогащения, отсюда и возросшее количество задержаний и уголовных дел по фактам мошенничества, «откатов».  Самое удивительное, что многие главы регионов не делают выводов и, несмотря на череду судебных решений в отношении высокопоставленных региональных чиновников, продолжают опрометчивые кадровые назначения, доверяя высокие посты плутоватым, нечистым на руку людям.

Лозунг «Кадры решают все» никто не отменял и вряд ли когда-то отменит, а сегодня он особенно актуален.

Подготовила Ирина Лазарева

МЕЖДУ ТЕМ…

Госдума на заседании 16 октября приняла в I чтении законопроект об административных штрафах за нарушения в сфере госзакупок

Предполагается, что ответственность будет установлена за нарушение заказчиком положений закона о контрактной системе в сфере госзакупок.

Согласно законопроекту, составление и утверждение плана закупок с нарушением требований законодательства влечет наложение штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Несоблюдение установленных порядка и формы обоснования закупок  — 10 тыс. рублей, нарушение порядка и сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупки — 30 тыс. рублей, неисполнение обязанности по проведению экспертизы поставленного товара и услуги — 20 тыс. рублей, размещение в информационной системе извещения об осуществлении закупок без включения их в план-график — 30 тыс. рублей.

Ответственным лицом за такие нарушения признается должностное лицо заказчика.

В пояснительной записке к документу говорится, что принятие законопроекта направлено на предотвращение нарушений заказчиком положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок на стадиях планирования и исполнения контракта и будет способствовать эффективному обеспечению государственных и муниципальных нужд.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3017

Ещё материалы: Владимир Бочков