Эксперт рассказал, могут ли другие российские авиакомпании стать жертвами хакерской атаки
До этого злоумышленникам удалось нанести большой ущерб «Аэрофлоту»
Масштабный сбой, порядка 50 отмененных рейсов, ущерб, по разным данным, вплоть до полной парализации — такими последствиями обернулась хакерская атака, устроенная несколькими объединенными группировками на компанию «Аэрофлот». «Парламентская газета» рассказывает, насколько сильно могла пострадать компания, сколько времени может занять ее восстановление и могут ли повториться подобные проблемы у других крупных игроков рынка.
«Хакеры очень часто привирают»
Достоверных сведений, позволяющих судить о масштабах инцидента, немного. Так, Генеральная прокуратура подтвердила сам факт хакерской атаки и заявила о возбуждении уголовного дела. Министерство транспорта отчиталось о проведении работы по пересадке части пассажиров «Аэрофлота» на рейсы «России» и «Победы», а также налаживании для пассажиров, столкнувшихся с задержками, круглосуточного информирования, бесплатной питьевой воды, комнат матери и ребенка и детских зон.
«Аэрофлот» произошедшее «хакерской атакой» не называет, используя вместо этого термин «сбой ИТ-инфраструктуры»:
«Уважаемые пассажиры, «Аэрофлот» продолжает свою операционную деятельность, но в условиях вынужденных ограничений из-за сбоя ИТ-инфраструктуры авиакомпании. Рейсы за 28 июля выполняются, но не в полном объеме суточного плана полетов», — говорится в официальном телеграм-канале компании.
По утверждению самих же хакерских группировок, им удалось уничтожить свыше семи тысяч серверов и рабочих станций, получить контроль над персональными компьютерами сотрудников (включая высшее руководство), скопировать 12 терабайт баз данных, 2 терабайта корпоративной почты и так далее. По их словам, подготовительные мероприятия длились почти год.
Вместе с тем эксперты отмечают, что относиться к бодрым рапортам хакерских группировок следует с изрядной долей скепсиса.
«Хакеры очень часто привирают, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой»
«У «Аэрофлота» есть достаточный запас прочности»
Также Герман Клименко отметил, что такая сложная операция была бы невозможна без социальной инженерии в том или ином ее проявлении.
«Сегодня любые хакерские атаки — это социальная инженерия, — подчеркнул эксперт. — Вопрос лишь в том, каким образом достучались до человека, как и о чем с ним разговаривали. Или не разговаривали вовсе: например, вирус мог проникнуть в систему через один из серверов, программное обеспечение на котором не успели или забыли обновить. Или кто-то решил на рабочем месте прочитать письмо, посмотреть присланное видео. Вариантов может быть множество».
Вместе с тем, по словам эксперта, подобные события вряд ли могут повториться у других авиакомпаний, по крайней мере, в ближайшее время.
«Само по себе программное обеспечение, скорее всего, везде почти одинаковое, — подчеркнул Герман Клименко. — Но методы борьбы с реальными угрозами отличаются. Поэтому я не думаю, что те методы, которые хакеры применили к «Аэрофлоту», применимы к кому-либо другому. Но это, конечно, не отменяет все ту же социальную инженерию, о которой мы говорили выше».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко в свою очередь отметил, что атака не случайно произошла именно летом.
«Сейчас идет период, когда транспортные магистрали — и воздушные в том числе — испытывают максимальную нагрузку, — подчеркнул парламентарий. — Поэтому действия наших недругов направлены на то, чтобы использовать это в своих интересах и причинить людям наибольшие неудобства. Сюда же стоит отнести, например, регулярные пролеты БПЛА в районе аэропортов, когда их закрывают на время опасности, атаки на железнодорожную инфраструктуру и так далее. В целом, я думаю, в период августа-сентября нам стоит готовиться еще к чему-то подобному».
Вместе с тем Александр Ющенко полностью исключил вероятность «падения» «Аэрофлота», на которую указывали как сами хакеры, так и ряд экспертов.
«Аэрофлот» — наша ведущая авиакомпания, имеющая хорошую репутацию и большой запас прочности, — подчеркнул депутат. — Поэтому я не думаю, что сбой, даже при всей его тяжести, окажется для нее критичным. Но в любом случае, конечно, потребуется тщательное разбирательство и выявление всех слабых мест, на которые воздействовали злоумышленники, чтобы в будущем скорректировать с их учетом глобальную стратегию информационной безопасности».
Ещё материалы: Александр Ющенко







