Слышать друг друга
«Круглый стол» «Вклад Казахстана и России в межрелигиозный диалог»
Известная аксиома о первичности материи и вторичности сознания невольно вспомнилась во время разговора на «круглом столе» «Вклад Казахстана и России в межрелигиозный диалог», который был приурочен к 10-летию проведения первого Съезда мировых и традиционных религий в Астане. Синонимом понятию «сознание», естественно, на сей раз стала «религия», о которой и шел разговор, а акценты, как легко было предположить, были в пользу духовного начала.
Оснований подискутировать о религии в современном обществе более чем достаточно. Причем ее значение в нашей жизни если даже не признают, то понимают практически все. Поэтому посыл депутата Госдумы Олега Савченко, возглавляющего группу по сотрудничеству с Мажилисом Казахстана, о том, что сегодня, с учетом вызовов времени, «вопрос духовности выходит на первый план», а в обществе «в первую очередь должна быть духовность» и лишь во вторую — экономика, социальные и прочие вопросы, практически никто не опровергал. Если будет иначе, убежден депутат, любое государство уподобится «колоссу на глиняных ногах».
К сожалению, два десятилетия назад мы были весьма близки к такому состоянию. Да и сегодня, признаемся, не так далеко отдвинулись от опасной черты. Будучи в мае прошлого года на четвертом Съезде мировых и традиционных религий в Астане, как едва ли не самую яркую его страницу вспоминаю глубокое и страстное выступление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
«Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительско-утилитарной системы ценностей, — отметил Патриарх. — Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого». По словам Кирилла, «сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность», есть только понятие «комфорт». «В этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели», — обращался к залу Патриарх. История минувшего столетия, напомнил он, показала, что «удалить религию из общества — значит удалить и мораль, и само сердце».
Выступления участников «круглого стола» убедительно подтверждали сказанное. По словам вице-президента Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновия Когана, «наше общество с большим трудом преодолевает последствия лихих 90-х годов». Многие и сегодня живут по нормам, где «царствуют жажда материального обогащения любым путем, агрессия, политический пофигизм, привычка не просто нарушать нравственные нормы, но и надсмехаться над ними». А член президиума Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России Фарид Асадуллин обратил внимание на тревожную тенденцию, когда «очень многие недобросовестные политики вбрасывают идеи, которые разделяют, сеют семена вражды между мусульманами и христианами».
К неутешительному выводу приходят и ученые. Заместитель директора актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Иван Сафранчук констатировал: «Сложился мир, в котором нарастает конфликтный потенциал, льется кровь и случаются очень серьезные кризисы, которые не удается быстро разрешить теми инструментами международного права, дипломатии, которые доступны современным государствам». Поэтому возрастает роль религиозных, духовных, общественных организаций, «которые работают с ценностями не материального, а духовного мира, обеспечивая мир в душах людей».
Словно иллюстрируя сказанное, на одной из стен пресс-центра «РИА Новости», где проходил «круглый стол», бегущая строка поминутно информировала: «Неизвестный угрожает сброситься с Эйфелевой башни», «Москва призывает Запад взвесить риски поставок оружия оппозиции в Сирии», «Омбудсмен Астахов сообщает о росте количества преступлений в отношении детей», «Государственная Дума одобрила во втором чтении законопроект о запрете международного усыновления однополыми парами». Что противопоставить этому ежеминутному сумасшествию?! Без нравственного возрождения обществу не выйти из тупика, будет мир в душе — будет он и на Земле, звучало в зале. Поэтому сегодня так важно иметь такую постоянную площадку для диалога, какую организовал десять лет назад Казахстан.
То, что инициатива проведения съездов мировых и традиционных религий с легкой руки Президента Нурсултана Назарбаева родилась в Казахстане, вполне закономерно. Как напомнил вице-спикер Сената Парламента Казахстана Александр Судьин, в стране проживает более 130 наций и этносов, свободно исповедующих ту или иную религию. Толерантность и уважение к религиозным чувствам своих граждан нашли яркое выражение в создании Ассамблеи народа Казахстана, в инфраструктуре которой 820 этнокультурных объединений. Ассамблея, по Конституции страны, имеет право делегировать на выборной основе девять депутатов в нижнюю палату Парламента — Мажилис.
А проведение с 2003 года съездов лидеров мировых и традиционных религий стало конкретным вкладом Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций, но уже в международном масштабе. Недаром на последнем съезде прозвучало сравнение форума с Организацией Объединенных Наций, но только религиозной направленности. И действительно, во Дворце мира и согласия, где проходил съезд, можно было наблюдать фантастическую картину — в залах и фойе общались лидеры самых различных религий и конфессий мира, принадлежность к которым можно было легко определить по их одеянию. Такой концентрации высших духовных лиц, признаюсь, еще нигде и никогда наблюдать не приходилось. Оно и понятно: за неполные десять лет число делегаций и представляемых ими на съездах стран выросло более чем в пять раз, приблизившись к ста.
Но широкое представительство — лишь часть полезного дела. Без последующих конкретных действий и результатов смысла в таких сборах нет. Заведующий отделом науки и культуры Института философии и политологии Академии наук Казахстана Анатолий Косиченко, говоря о необходимости трансформировать потенциал съездов в создание практических механизмов реализации его идей и решений, привел печальный пример: «В Москве в 2006 году собирался саммит религиозных лидеров. Было подготовлено обращение к лидерам «восьмерки», которая буквально через неделю заседала. Без всяких последствий это прошло, ничего не было воспринято».
Думается, астанинский форум избежит подобной участи. Уже сейчас его устроители и участники думают, как слово подкрепить делом. На последнем — четвертом — съезде прошло первое заседание Совета религиозных лидеров, созданного по инициативе Нурсултана Назарбаева, поддержанного представителями всех стран-участниц. Как пояснил Президент, Совет станет рабочим органом, осуществляющим свою деятельность в период между очередными съездами. Перед ним поставлены практические задачи, среди которых налаживание взаимодействия с другими международными структурами во имя толерантности, участие в мировом и региональном миротворчестве, мониторинг соблюдения прав и свобод верующих. По мнению специалистов, астанинский форум не только прошел успешное становление в качестве мировой дискуссионной площадки, но уже в состоянии содействовать решению конкретных вопросов. Например, профессор кафедры истории Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Шамиль Мунчаев высказал убеждение, что «форум как явление международного значения состоялся, он решает не только межрелигиозные, но и общечеловеческие, культурные проблемы».
Собственно, и сам «круглый стол» стал частью этой практической работы, подтверждая высказанную Чрезвычайным и Полномочным послом Казахстана в России Галымом Ораз-баковым уверенность в том, что он «также послужит сближению наших позиций». Именно на это были направлены конкретные предложения. Например, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) выступил с идеей создать совместно общую антологию мировых религиозных культур, а Зиновий Коган — учредить международный сетевой университет государств—участников СНГ, чтобы «слышать друг друга, обмениваться опытом», лучше осознавать, что «никто нас не спасет, кроме нас самих».
Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ