Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Слышать друг друга

«Круглый стол» «Вклад Казахстана и России в межрелигиозный диалог»

24.07.2013 15:56

Слышать друг друга
Современная Астана

Известная аксиома о первичности материи и вторичности сознания невольно вспомнилась во время разговора на «круглом столе» «Вклад Казахстана и России в межрелигиозный диалог», который был приурочен к 10-летию проведения первого Съезда мировых и традиционных религий в Астане. Синонимом понятию «сознание», естественно, на сей раз стала «религия», о которой и шел разговор, а акценты, как легко было предположить, были в пользу духовного начала.

Оснований подискутировать о рели­гии в современном обществе более чем достаточно. Причем ее значение в нашей жизни если даже не призна­ют, то понимают практически все. По­этому посыл депутата Госдумы Олега Савченко, возглавляющего группу по сотрудничеству с Мажилисом Казах­стана, о том, что сегодня, с учетом вы­зовов времени, «вопрос духовности выходит на первый план», а в обще­стве «в первую очередь должна быть духовность» и лишь во вторую — эко­номика, социальные и прочие вопро­сы, практически никто не опровергал. Если будет иначе, убежден депутат, любое государство уподобится «ко­лоссу на глиняных ногах».

К сожалению, два десятилетия назад мы были весьма близки к такому состо­янию. Да и сегодня, признаемся, не так далеко отдвинулись от опасной черты. Будучи в мае прошлого года на четвер­том Съезде мировых и традиционных религий в Астане, как едва ли не самую яркую его страницу вспоминаю глубо­кое и страстное выступление Патриар­ха Московского и Всея Руси Кирилла.

«Миллионы наших современни­ков, в основном молодые люди, стали участниками глобального экспери­мента по навязыванию потребительско-утилитарной системы ценностей, — отметил Патриарх. — Никогда в своей истории человечество не пере­живало такого системного навязыва­ния глобального стандарта — социаль­ного, культурного и мировоззренче­ского». По словам Кирилла, «сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность», есть толь­ко понятие «комфорт». «В этих усло­виях вера может помочь человеку рас­познать правильные и неправильные цели», — обращался к залу Патриарх. История минувшего столетия, напом­нил он, показала, что «удалить рели­гию из общества — значит удалить и мораль, и само сердце».

Выступления участников «кругло­го стола» убедительно подтверждали сказанное. По словам вице-президен­та Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновия Когана, «наше общество с большим трудом преодолевает последствия лихих 90-х годов». Многие и се­годня живут по нормам, где «царству­ют жажда материального обогащения любым путем, агрессия, политический пофигизм, привычка не просто нару­шать нравственные нормы, но и над­смехаться над ними». А член президи­ума Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России Фарид Асадуллин обратил вни­мание на тревожную тенденцию, ког­да «очень многие недобросовестные политики вбрасывают идеи, которые разделяют, сеют семена вражды между мусульманами и христианами».

К неутешительному выводу прихо­дят и ученые. Заместитель директора актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД Рос­сии Иван Сафранчук констатировал: «Сложился мир, в котором нарастает конфликтный потенциал, льется кровь и случаются очень серьезные кризисы, которые не удается быстро разрешить теми инструментами международного права, дипломатии, которые доступны современным государствам». Поэто­му возрастает роль религиозных, ду­ховных, общественных организаций, «которые работают с ценностями не материального, а духовного мира, обе­спечивая мир в душах людей».

Словно иллюстрируя сказанное, на одной из стен пресс-центра «РИА Но­вости», где проходил «круглый стол», бегущая строка поминутно информи­ровала: «Неизвестный угрожает сбро­ситься с Эйфелевой башни», «Москва призывает Запад взвесить риски по­ставок оружия оппозиции в Сирии», «Омбудсмен Астахов сообщает о росте количества преступлений в отношении детей», «Государственная Дума одо­брила во втором чтении законопро­ект о запрете международного усы­новления однополыми парами». Что противопоставить этому ежеминутно­му сумасшествию?! Без нравственного возрождения обществу не выйти из ту­пика, будет мир в душе — будет он и на Земле, звучало в зале. Поэтому сегод­ня так важно иметь такую постоянную площадку для диалога, какую органи­зовал десять лет назад Казахстан.

То, что инициатива проведения съездов мировых и традиционных ре­лигий с легкой руки Президента Нур­султана Назарбаева родилась в Ка­захстане, вполне закономерно. Как напомнил вице-спикер Сената Парла­мента Казахстана Александр Судьин, в стране проживает более 130 наций и этносов, свободно исповедующих ту или иную религию. Толерантность и уважение к религиозным чувствам своих граждан нашли яркое выраже­ние в создании Ассамблеи народа Ка­захстана, в инфраструктуре которой 820 этнокультурных объединений. Ас­самблея, по Конституции страны, име­ет право делегировать на выборной основе девять депутатов в нижнюю па­лату Парламента — Мажилис.

А проведение с 2003 года съездов лидеров мировых и традиционных ре­лигий стало конкретным вкладом Ка­захстана в развитие диалога культур и цивилизаций, но уже в международ­ном масштабе. Недаром на последнем съезде прозвучало сравнение форума с Организацией Объединенных Наций, но только религиозной направленно­сти. И действительно, во Дворце мира и согласия, где проходил съезд, мож­но было наблюдать фантастическую картину — в залах и фойе общались лидеры самых различных религий и конфессий мира, принадлежность к которым можно было легко опреде­лить по их одеянию. Такой концентра­ции высших духовных лиц, призна­юсь, еще нигде и никогда наблюдать не приходилось. Оно и понятно: за не­полные десять лет число делегаций и представляемых ими на съездах стран выросло более чем в пять раз, прибли­зившись к ста.

Но широкое представительство — лишь часть полезного дела. Без по­следующих конкретных действий и результатов смысла в таких сборах нет. Заведующий отделом науки и культуры Института философии и по­литологии Академии наук Казахстана Анатолий Косиченко, говоря о необ­ходимости трансформировать потен­циал съездов в создание практических механизмов реализации его идей и решений, привел печальный при­мер: «В Москве в 2006 году собирался саммит религиозных лидеров. Было подготовлено обращение к лидерам «восьмерки», которая буквально че­рез неделю заседала. Без всяких по­следствий это прошло, ничего не было воспринято».

Думается, астанинский форум избе­жит подобной участи. Уже сейчас его устроители и участники думают, как слово подкрепить делом. На последнем — четвертом — съезде прошло первое заседание Совета религиозных лиде­ров, созданного по инициативе Нур­султана Назарбаева, поддержанного представителями всех стран-участниц. Как пояснил Президент, Совет станет рабочим органом, осуществляющим свою деятельность в период между очередными съездами. Перед ним по­ставлены практические задачи, среди которых налаживание взаимодействия с другими международными структу­рами во имя толерантности, участие в мировом и региональном миротворче­стве, мониторинг соблюдения прав и свобод верующих. По мнению специ­алистов, астанинский форум не только прошел успешное становление в каче­стве мировой дискуссионной площад­ки, но уже в состоянии содействовать решению конкретных вопросов. На­пример, профессор кафедры истории Российского экономического универ­ситета имени Г.В. Плеханова Шамиль Мунчаев высказал убеждение, что «форум как явление международно­го значения состоялся, он решает не только межрелигиозные, но и обще­человеческие, культурные проблемы».

Собственно, и сам «круглый стол» стал частью этой практической рабо­ты, подтверждая высказанную Чрез­вычайным и Полномочным послом Казахстана в России Галымом Ораз-баковым уверенность в том, что он «также послужит сближению наших позиций». Именно на это были на­правлены конкретные предложения. Например, ректор Российского право­славного университета игумен Петр (Еремеев) выступил с идеей создать совместно общую антологию мировых религиозных культур, а Зиновий Коган — учредить международный сетевой университет государств—участников СНГ, чтобы «слышать друг друга, об­мениваться опытом», лучше осозна­вать, что «никто нас не спасет, кроме нас самих».

 Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5148