Россия констатирует деградацию системы безопасности в Европе и в мире в целом и предлагает конкретные шаги по укреплению доверия со странами организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на конференции по безопасности в Вене, призвав создать в ОБСЕ антитеррористический комитет.
Форум «Политика безопасности ОБСЕ — взгляд со стороны женщин» в столице Австрии, который организовала Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, был призван показать женский взгляд на проблемы безопасности. Впрочем, несмотря на назревшие проблемы, приведшие к деградации глобальной системы безопасности, в России не ставят под сомнение необходимость ОБСЕ, политическую важность и практическую значимость ее деятельности. На это обратила внимание спикер Совета Федерации, член Совета Безопасности России Валентина Матвиенко, которая стала основным докладчиком на конференции в Вене.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ В.И. МАТВИЕНКО
НА КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБСЕ — ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ ЖЕНЩИН»
«ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОЙ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Вена 23 марта 2017 года
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемая госпожа Председатель!
Благодарю за организацию конференции по столь актуальной теме и приглашение принять в ней участие.
Глазами женщин многое действительно видится по-другому. Они острее чувствуют ответственность за безопасность своей семьи, будущее своих детей, чем иные брутальные мужчины-политики.
Сегодня мир переживает тектонические изменения. Взамен однополярного мироустройства рождается многополярная модель, появляются новые центры экономического и политического влияния. Как все мы видим, этот процесс идет болезненно, не способствует большей безопасности, наоборот, чреват новыми вызовами, в числе которых самым опасным является международный терроризм.
История, в том числе недавняя, говорит о том, что вопрос безопасности для Европы не праздный. Ведь именно здесь вспыхнули, разгорелись обе мировые войны, унесшие жизни миллионов людей.
Европа извлекла уроки из трагедии прошлого. Несмотря на атмосферу холодной войны, на континенте шел поиск новой архитектуры международных отношений, призванной обеспечить безопасность всех, без исключения, стран и народов региона. В этом процессе были приливы и отливы, успехи и неудачи. Но он шел и дал зримые результаты. Я имею в виду, прежде всего, Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, принятый на нем Заключительный акт, создание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
История, в том числе недавняя, говорит о том, что вопрос безопасности для Европы не праздный"
Эти события напоминают нам о том, что продвижение в решении проблем общеевропейской безопасности может стать реальностью даже в самых сложных условиях. Главное — добрая воля, равноправие, уважение законных интересов всех стран и народов Европы.
Сегодня, к сожалению, обстановка в Европе иная. Ее характеризуют дефицит доверия в отношениях государств, политическая напряженность, замораживание, а то и свертывание экономических связей, применение санкций, резко возросшая военная активность НАТО.
Мы, в России, считаем, что главная причина кризисного состояния безопасности в Европе — это политика, проводимая нашими западными партнерами после распада Советского Союза. Это событие было воспринято рядом государств как большая геополитическая удача, которая-де устраняет Россию из числа влиятельных держав, открывает перед Западом возможность строительства однополярного мира при игнорировании сложившихся десятилетиями норм международного права. Именно такой подход и открыл дорогу к постепенной деградации системы безопасности в Европе и в мире в целом.
А ведь существовала и другая перспектива. В ноябре 1990 года была принята знаменитая Парижская хартия для Новой Европы. В ней государства — члены ОБСЕ провозгласили: «Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных».
Об этом четко и решительно заявил Президент России В.В. Путин на Мюнхенской конференции по безопасности еще в 2007 году.
В 2008 году Россия выступила с инициативой заключения Договора о европейской безопасности. Мы предлагали, предлагаем и сейчас создать единое неделимое пространство безопасности в Евроатлантике. Это позволило бы, наконец, покончить с наследием холодной войны. Однако проект Договора фактически заморожен, и не по вине нашей страны.
Все это не могло не привести к ограничению активности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
И что мы сейчас в результате имеем? Европа остается регионом с четко выраженными разграничительными линиями. Вместо объединительных проектов — расширение НАТО, появление на Европейском континенте сегмента американской системы противоракетной обороны, фактическое аннулирование ДОВСЕ и начало гонки вооружений, никому в Европе не нужной. В итоге мы получили отсутствие четко выстроенной, эффективно работающей системы безопасности в Европе. Такое положение не отвечает интересам ни европейских государств, ни всего международного сообщества.
Еще хочу сказать несколько слов о войне информационной. О каком совместном создании будущей архитектуры безопасности в Европе может идти речь, если в европейских средствах массовой информации, во всем медийном пространстве идет демонизация России? Сколько-нибудь объективная информация о нашей стране на Западе полностью отсутствует. Посмотрите Интернет, поезжайте в Россию и увидите: существуют две абсолютно разные страны. Реальная Россия со своими успехами, проблемами, реформами, насыщенной внутриполитической жизнью. И Россия — полностью придуманная западными СМИ, обвиняемая во всех смертных грехах без каких-либо доказательств и фактов.
Вот вам последний пример. 20 марта в конгрессе США было заявлено, что американские спецслужбы не нашли доказательств российского вмешательства в выборы американского президента. А уже несколько месяцев об этом говорится как о непреложном факте, запущенная информационная машина продолжает фабриковать новые страшилки. Ну и как в такой атмосфере строить доверие?!
Скрытое и открытое противоборство в Европе, которое мы наблюдали последние 15 лет, закончилось в 2014 году тяжелейшим украинским кризисом — антиконституционным смещением законного президента Украины с использованием националистических вооруженных формирований.
Давайте честно ответим на вопросы:
-Почему после подписания в Киеве соглашения об урегулировании политического кризиса, гарантами которого выступили Франция, Польша и Германия, уже на следующий день произошел государственный переворот? Почему не сработали европейские механизмы? Ведь нужно было всего лишь через демократические процедуры избрать новую власть, и трагедии можно было бы избежать. При этом в ряде политических кругов Запада переворот на Украине был воспринят чуть ли не с восторгом. Еще бы! Дело идет к разрыву вековых связей между двумя исторически близкими народами и попыткам ослабить Россию.
-Почему до сих пор не дана оценка расстрела из снайперских винтовок безоружных полицейских и мирных граждан на майдане? Тем более что этому есть документальные подтверждения в виде фото- и видеосъемок. Почему не наказаны те, кто сжигал в Одессе мирных граждан?
-Почему Европа мирится с неонацистскими факельными шествиями в Киеве, других городах? Закрывает глаза на героизацию пособников Гитлера — Бандеру, Шухевича, уничтоживших десятки тысяч украинцев, русских, евреев, поляков?
-Почему вместо мирных переговоров с жителями собственной страны, Донецка и Луганска, их бомбят и обстреливают тяжелыми вооружениями? Вводят экономическую, энергетическую и транспортную блокаду. В Донецке и Луганске — настоящая гуманитарная катастрофа. Киев три года не платит своим гражданам, живущим в этих регионах, зарплаты и пенсии. А там в настоящее время проживает около четырех миллионов человек. Людей наказывают за то, что после госпереворота и ультиматума националистических вооруженных отрядов они потребовали большей автономии, возможности самим избирать местные органы власти и говорить на родном русском языке.
Разве есть такая цель, которая может оправдать тысячи убитых, раненых мирных граждан, женщин, детей, разрушенные дома, школы, больницы?
Пока мы вместе не дадим честные ответы на эти и другие вопросы, пока ОБСЕ (то есть мы все) не найдет реальный выход из создавшейся ситуации, не то чтобы строить, но даже говорить об архитектуре будущей безопасности в Европе крайне сложно. Но уже сейчас ясно: без принуждения Киева к выполнению Минских соглашений мы кровопролитие в центре Европы не остановим.
Сейчас на Украине действует самая большая за всю историю наблюдательная миссия ОБСЕ в Европе. Мы, в России, с надеждой смотрим на деятельность ОБСЕ по урегулированию украинского кризиса через механизмы Контактной группы и Специальной мониторинговой миссии. И рассчитываем на объективный анализ ситуации в зоне конфликта.
Такой же объективный взгляд необходим и в вопросе о Крыме. Россию обвиняют в оккупации полуострова. Это не соответствует действительности.
Не говоря об исторических аспектах — это всегда была часть России, там более двухсот лет находится российский Черноморский флот, там проживает более 75 процентов русских и русскоговорящих. Крымчане не приняли госпереворот, они не без оснований боялись националистических вооруженных отрядов, направлявшихся эшелонами на полуостров. Именно поэтому они провели референдум, на котором 97 процентов граждан проголосовали за воссоединение с исторической Родиной — Россией. Голосование было мирным и соответствовало международному праву. Это было зафиксировано десятками зарубежных наблюдателей и журналистов, приехавших в Крым по собственной инициативе.
В соответствии с Уставом и другими документами ООН все народы имеют право на самоопределение. Если бы этого не произошло, то последствия в Крыму были бы гораздо трагичнее, чем даже в Донбассе и Луганске. Роль России была лишь в обеспечении мирных, безопасных, без давления извне условий для свободного волеизъявления граждан. При этом не было ни одного выстрела, ни одной жертвы. Какая же это оккупация?
Косово, где даже не было референдума, Запад признал, а к России постоянно применяются двойные стандарты.
Несмотря на проблемы, накопившиеся в сфере европейской безопасности, Россия не считает, что международное сообщество зашло в тупик. Мы выступаем за возобновление активной работы по формированию архитектуры общеевропейской безопасности.
Возможные шаги здесь просматриваются отчетливо — собирается Совет Россия — НАТО, конференция ОБСЕ по безопасности. И давайте без пропаганды, без политизации посмотрим, какие силы у кого и где размещены. И все станет предельно ясно. Появится основа, на которой можно договариваться и строить будущую архитектуру безопасности, учитывающую интересы всех — от Атлантического до Тихого океанов.
Давайте вспомним. После распада СССР наши западные партнеры ни разу не предложили России сесть за стол переговоров и на равных обсудить подробно и комплексно стратегические рамки европейской безопасности. Не предложили начать разработку новой системы взаимных сдержек и противовесов взамен прежней, разрушенной вследствие распада Советского Союза. А тогда нам твердо обещали, что НАТО ни на метр не продвинется к нашим границам. Все обещания нарушены.
Фундамент для дальнейшей работы — международное право. Причем в основе должны лежать востребованные механизмы ООН и ОБСЕ. Площадка ОБСЕ в свое время именно для этого и создавалась.
Самое главное здесь — формирование системы международных координат, единой для всех, а не для обслуживания интересов лишь отдельных государств, которые, по Оруэллу, «равнее других».
В ряду безусловных приоритетов ОБСЕ находятся также борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и киберугрозами. Весомый вклад в эту деятельность вносит Парламентская ассамблея Организации. Россия считает, что ее работа может быть более эффективной. В числе наших инициатив — предложение о создании на базе Парламентской ассамблеи ОБСЕ комитета по противодействию терроризму. Его деятельность могла бы содействовать сближению подходов государств-участников в борьбе с террористической угрозой, координации их действий на данном направлении.
Вчера в Лондоне произошел террористический акт. Хочу выразить искренние соболезнования семьям погибших и пострадавших. Сколько еще нужно новых терактов, чтобы осознать необходимость объединения усилий в борьбе с этим всемирным злом? Россия постоянно к этому призывает и готова к сотрудничеству.
Полностью сохраняет свою актуальность формирование общего экономического и гуманитарного пространства. Без решения этой задачи проект единой и безопасной Европы нельзя считать полностью реализованным.
Вот почему, несмотря на расхождения, мы не намерены объявлять встречную холодную войну. Напротив, настроены на расширение всесторонних контактов, в том числе парламентских! За это время можно было убедиться, что свертывание экономических и гуманитарных связей с Россией ничего, кроме взаимного ущерба, не приносит. Не думают же всерьез в Брюсселе, что мы из-за санкций изменим нашу внешнюю политику вопреки национальным интересам и безопасности страны?
Считаем, что пора возвращать атмосферу взаимного доверия. Мы выступаем за гармонизацию интеграционных процессов, идущих в Европе. Для этого необходим диалог между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. Он был бы важен не только в экономическом, но и в политическом отношении. Сегодня этот проект становится все более актуальным.
Тем более что через два дня у Европейского союза — солидный юбилей. 60 лет со дня подписания (25 марта) Римского договора. Искренне желаем Европейскому союзу преодоления имеющихся трудностей и выхода на новые рубежи.
Без России выстроить эффективную систему европейской архитектуры безопасности невозможно!»
Говорить о назревших проблемах можно еще долго. Однако это не ставит под сомнение саму необходимость ОБСЕ, политическую важность и практическую значимость ее деятельности. Конференция дает нам возможность откровенно обсудить недостатки сложившейся системы безопасности, наметить пути их исправления, восстановления доверия. Необходимо двигаться к новой модели отношений, адекватной современным реалиям.
Россия к этому готова. Нравится это кому-то или нет, но без России — крупнейшей европейской страны — выстроить эффективную систему европейской архитектуры безопасности невозможно!
Совместными усилиями женщины разных стран способны добиться многого. ОБСЕ не является исключением. И сейчас женщины занимают в ней ответственные посты. Тем не менее, полагаю, меры по повышению роли женщин в деятельности организации не будут излишними.
Уважаемые коллеги! Полвека назад Уинстон Черчилль сказал: «Если бы Европа однажды объединилась и признала свое общее наследие, не было бы предела счастью, процветанию и славе ее жителей».
Не вижу ни в нашей истории, ни в нашем настоящем ничего, что делает эту мечту несбыточной.
Желаю успехов всем участникам конференции.
Благодарю за внимание.
Вена. Здание парламента Австрии, где проходила международная конференция по безопасности
Фото с сайта wikipedia.org