Все о пенсиях в России

09:15Многодетным матерям предложили дать право уходить на пенсию досрочно

17.05.2024Семьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

17.05.2024Полицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

Почему замедлилась евразийская интеграция?

Куда идти дальше, ка­кие ставить перед собой задачи и стра­тегические перспективы, как должен в будущем развиваться Евразийский со­юз, что нужно уже сейчас делать для его упрочения?

22.05.2013 15:56

Почему замедлилась евразийская интеграция?
Президенты России, Беларуси и Казахстана / Фото РИА НОВОСТИ

Через год, 1 мая 2014 года, Президенты России, Беларуси и Казахстана должны получить от правительственной и Евразийской экономической комиссий проект договора о создании нового международного объединения — Евразийского экономического союза. Предполагается, что по итогам его рассмотрения главы государств подпишут документ, и у национальных парламентов будет полгода для обсуждения и принятия договора, который вступит в действие 1 января 2015 года.

А в эти дни и главы государств, и поли­тики, и эксперты трех стран обсуждают предложения по дальнейшему разви­тию интеграции: куда идти дальше, ка­кие ставить перед собой задачи и стра­тегические перспективы, как должен в будущем развиваться Евразийский со­юз, что нужно уже сейчас делать для его упрочения? В поисках ответов на эти во­просы Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел парламентские слушания «О ходе евра­зийской интеграции». Разговор состо­ялся сколь честный, столь и жесткий — некоторые участники состоявшей­ся дискуссии считают, что намеченное объединение в последнее время затор­мозилось и дает сбои. Причины того видят в бюрократии. Участников слуша­ний было так много, что их пришлось проводить в Большом зале пленарных заседаний Государственной Думы.

«Интеграционные процессы на ев­разийском пространстве развиваются в разных форматах и с разной скоростью — от зоны свободной торговли до Тамо­женного союза, Единого экономическо­го пространства и Союзного государства России и Беларуси. Причем каждая стра­на самостоятельно решает вопросы о форме своего интеграционного участия. Это ее суверенное право, к чему все пар­тнеры относятся с большим уважени­ем», — сказал в своем выступлении Пред­седатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. И отметил, что объем тор­говли между странами, формирующими Единое экономическое пространство, растет. Качественно меняется и структу­ра товарооборота — в нем доля машин, станков, оборудования почти в 10 раз выше, чем в товарообороте с другими странами. Тем не менее, думский лидер призвал участников слушаний «проана­лизировать проблемы, которые суще­ствуют при формировании экономиче­ских свобод в сферах передвижения то­варов, услуг, капиталов, рабочей силы, а также в других смежных сферах на Ев­разийском пространстве. Это поможет парламентариям вырабатывать реко­мендации по углублению и ускорению интеграционных процессов».

Его позицию поддержал и развил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Хри­стенко, сообщив, что Единое эконо­мическое пространство предполагает разворачивание 17 базовых рамочных соглашений. Для этого необходимо принять 52 документа, «призванных обеспечить четыре свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы». Если проанализировать пакет предполагаемых документов, ко­торые должны покрыть правовыми нормами Евразийский экономический союз и реализовать все эти четыре сво­боды, то сдвижка по срокам их подго­товки составляет где-то от трех до семи месяцев, сказал он, напомнив, что до 1 января 2015 года осталось не так мно­го времени. «Это не может не настора­живать и требует активизации работы в первую очередь всех национальных правительств, поскольку появляются новые международные договоры», — заявил Виктор Христенко.

Содержательные проблемы евра­зийской интеграции, по его мнению, ле­жат и в чувствительных плоскостях на­циональных правительств, поскольку затрагивают элементы национальных политик. Отсутствие согласованных подходов в промышленной и аграрной политике, в сфере транспорта и энер­гетики приведет к существенным поте­рям, изъятиям и невозможности функ­ционирования единого рынка, конста­тировал глава первого наднациональ­ного органа трех государств. Вступив на интеграционное поле, надо доходить до определенного предела, который обе­спечивает хотя бы те цели, которые по­ставлены. Без всяких забеганий вперед, но и без остановок в тылу неурегулиро­ванных моментов, что сегодня, к сожа­лению, наблюдаем, отметил он.

Облик мира последнего десятилетия в значительной степени определялся двумя процессами — глобализации и ре­гионализации, поделился Виктор Хри­стенко своим видением планетарных тенденций. Первая волна глобального финансового кризиса 2008 года послу­жила катализатором для существенной активизации региональных проектов. И подтолкнула к поиску ответов, адек­ватных вызовам, которые несут неуре­гулированные позиции в глобальной экономике. Принятый в этой связи бес­прецедентный по темпам и объемам па­кет документов дал старт Таможенному союзу, устранив все внутренние прегра­ды для движения товаров. И дал воз­можность 1 января 2012 года запустить проект по формированию Единого эко­номического пространства России, Бе­ларуси, Казахстана.

«То, что сейчас называют второй волной глобального финансового кри­зиса, это, скорее всего, уже не глобаль­ный финансовый кризис, а в явном виде кризис глобализации. И ответ на него, и выход из него лежат в плоскости эф­фективно построенных интегрирован­ных групповых структур, которые опре­делят облик мира на ближайшие пять­десят, сто лет. От того, насколько эф­фективно удастся сформировать такого рода объединения, насколько эффек­тивна будет коммуникация между ни­ми, зависят и успех таких группировок, и определение тех целей, к которым бу­дет двигаться мир. Евразийский проект — часть этого большого процесса. Он должен позиционировать себя имен­но так, брать на себя такую амбицию, поскольку борьба с прошлым или не­удачами в прошлом бессмысленна», — убежденно подчеркнул глава Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Государственный секретарь Союз­ного государства Беларуси и России Григорий Рапота считает, что Союз­ное государство сыграло роль испыта­тельного полигона формирующегося Евразийского экономического союза. Он сообщил, что товарооборот между двумя союзными государствами в этом году достиг почти 45 миллиардов дол­ларов США. Урегулирован вопрос с газотранспортной системой. Строится Белорусская атомная электростанция. Полностью исполнены 53 совместные программы, сейчас на стадии реали­зации еще 11. Из их общего числа бо­лее половины направлены на создание инновационного продукта. Налажено сотрудничество в военной и право­охранительных сферах, создана Реги­ональная группировка войск, единая региональная система ПВО. С 2005 го­да успешно работает Пограничный ко­митет Союзного государства, регулярно проводятся совместные заседания кол­легий правоохранительных органов, реализуются программы по развитию их инфраструктуры, осуществляются совместные мероприятия по борьбе с преступностью.

Решены важные социальные и гуманитарные вопросы, такие, как свободное передвижение граждан двух стран по территории Союзного государства, равные права на выбор ими места жительства и работы, на медицинское обеспечение и образование. Решающим фактором при достижении этих целей явилось упразднение в 1996 году пограничного контроля на российско-белорусской границе. Это было волевое решение, у которого оказалось много противников, напомнил Григорий Рапота, но оно явилось благом для народов и России, и Беларуси.

Дальнейшее развитие Союзного государства видится в создании объединенных транспортных и энергетических систем, в гармонизации законодательств в налоговой и бюджетной ценовой политике, в согласовании научно-технической и промышленной политики, в решении вопроса с регистрацией и управлением союзной собственностью, в создании транснациональных предприятий для повышения конкурентоспособности союзной продукции на мировом рынке.

Государственный секретарь сообщил о некоторых переменах в органах управления Союзного государства: «К работе приступил новый рабочий орган — Группа высокого уровня, созданная вместо прежней межправительственной комиссии. Это не формальное преобразование. Проблема межправительственных комиссий заключается в том, что у них нет постоянно действующего органа, который ежедневно участвовал бы в реализации принятых решений, контролировал их исполнение». Создание группы высокого уровня, по его словам, позволило еще и соединить два искусственно разделенных между собой процесса — Союзное государство и российско-белорусские отношения. Сейчас работа по этим направлениям ведется под началом группы высокого уровня и направлена на создание благоприятных условий для развития интеграционных возможностей и структур.

Нормативно-правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества сейчас составляют примерно 250 очень сложных и разносторонних документов, принятых в разное время и между собой не полностью взаимодействующих, отметила член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики Татьяна Валовая.

«Сейчас эту нормативно-правовую базу предстоит кодифицировать, составляя единый универсальный документ, который определит пути дальнейшей интеграции по всем направлениям, — сказала она. — И по этому поводу во всех наших трех странах активно идут оживленные дискуссии. Немало тех, кто призывает остановиться на достигнутом уровне интеграции, пожить при нем, осмотреться и уже потом, понимая ситуацию, перейти к согласованию и проведению единой экономической политики. Практический опыт, в том числе и Европейского союза, показывает: между различными стадиями интеграции нет железной стены. Да, нельзя перескакивать вперед, но и застаиваться на той стадии интеграции, которая уже не удовлетворяет соответствующим условиям, невозможно. Интеграционный процесс требует постоянной динамики. И если мы не движемся вперед, то это не значит, что стоим на месте. Это, к сожалению, означает, что мы неизбежно откатываемся назад. Даже Таможенный союз мы никогда бы не создали, если бы одновременно не договорились о ныне действующем пакете документов, который, по сути дела, уже относится к стадии Единого экономического пространства. Без единой политики в таких ключевых отраслях, как торговая, таможенно-тарифная, техническое регулирование, антимонопольное законодательство, формирование Единого экономического пространства, пойдет на перекос».

Как считает министр, надо решительно перейти к созданию интегрированного масштабного рынка: «Он уже сейчас занимает 170 миллионов потребителей и вызывает инвестиционную привлекательность. Вкладывая средства, допустим, в автомобилестроение в Казахстане или в Беларуси, иностранные инвесторы понимают: они выходят на весь единый емкий рынок»

Ее поддержала председатель Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского Собрания Союзного государства Беларуси и России, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотече­ственниками Татьяна Москалькова, проанализировав правовые основы ев­разийской экономической интеграции. «Гармонизация и унификация законо­дательства, выполнение соглашений международного характера, принятых и ратифицированных ЕврАзЭс, во всех трех государствах идет очень несистем­но, фрагментарно. И, к сожалению, не имеет плановой основы и внутренней нормативной базы, которая обязывала бы парламенты проводить экспертизу национальных законов на предмет их соответствия принятым соглашениям и рекомендациям, — отметила она. — Надо ли доказывать: если у нас не будет системы контроля и ответственности за невыполнение этих положений, то за­конотворческая работа будет осущест­вляться не на государственном, а на каком-то кустарном уровне».

В качестве примера такой неради­вости она напомнила участникам слу­шаний о том, что до сих пор не реали­зованы принятые рекомендации по приведению национального законода­тельства России, Беларуси, Казахстана в соответствие с соглашением о торгов­ле услугами и инвестициями в государ­ствах-членах ЕЭП от 9 декабря 2010 года. Не реализован и не используется в работе типовой проект законодатель­ного акта о внешнеторговой деятельно­сти. Такое необязательное отношение к международным актам в рамках Тамо­женного союза и Единого экономиче­ского пространства породило снижение уровня ответственности за те рекомен­дации, которые вырабатываются пар­ламентариями, констатировала депу­тат. И предложила внести в рекоменда­ции слушаний пункт, который обязыва­ет проводить экспертизу национальных нормативных правовых актов на их соответствие соглашениям по регули­рованию деятельности Таможенного союза и Единого экономического про­странства. «Только в таком случае мы сможем сформировать фундаменталь­ную правовую базу и построить евра­зийское интеграционное сообщество», —подчеркнула Татьяна Москалькова.

Член Коллегии Евразийской эконо­мической комиссии, министр по эко­номике и финансовой политике Тимур Сулейменов поднял вопрос о необходи­мости создания наднационального регу­лятора финансовых рынков и выработке единой стратегии их развития. С этой целью подготовлено два соглашения. Одно определяет единые подходы к по­рядку выдачи, приостановления, отзыва лицензии, а также квалификационные требования к руководящему составу фи­нансовых организаций. Второе создает единую информационную систему фи­нансовых регуляторов и обеспечивает на пространстве «тройки» возможность обмена не только доступной информаци­ей, но и конфиденциальной, в том числе лицензионной и надзорной. Для защиты интеллектуальной собственности подго­товлен договор о «товарном знаке», ко­торый предусматривает его охрану и рас­пространение на территории всех трех стран союза. Имеются и другие интерес­ные наработки, отметил министр, но их развитию мешает «большое количество административных барьеров».

Заострил внимание на проблемах и советник Президента России по разви­тию евразийской интеграции Сергей Глазьев. Завершается первая пятилет­ка практической работы по формиро­ванию Единого экономического про­странства, сказал он. И отметил: за это время полномасштабно заработал Та­моженный союз, создана Единая систе­ма тарифного и нетарифного регулиро­вания внешней торговли, таможенного регулирования, санитарно-ветеринар­ного, фитосанитарного контроля, тех­нического регулирования.

«Однако за последние два года тем­пы евразийской интеграции замедли­лись, — констатировал политик. — Пе­ренесены сроки подготовки более пяти­десяти соглашений по формированию Единого экономического пространства. Медленнее, чем планировалось, идет присоединение Киргизии. Но самое тревожное заключается в том, что у нас начинается падение взаимной торгов­ли. То, ради чего мы создавали Единое экономическое пространство и Тамо­женный союз — для расширения това­рооборота, для сочетания националь­ных конкурентных преимуществ, для повышения экономической активно­сти, — сегодня оказывается под вопро­сом. Если в первый год работы единой таможенной территории мы имели рост взаимной торговли на треть, то в про­шлом году этот темп сократился в четы­ре раза, но самое неприятное — падение продолжается. В четвертом квартале взаимная торговля практически пере­стала расти, а в январе нынешнего года началось абсолютное снижение ее объ­емов. Причина этого кроется не только в общем замедлении темпов экономи­ческого роста, который происходит, но и в пробуксовывании общей стратегии экономического развития, общей про­мышленной, сельскохозяйственной и внешнеторговой политики… »

На этом фоне, по его словам, вы­годно отличается Беларусь, где рост взаимной торговли составил в четвер­том квартале более 20 процентов, что троекратно превосходит ее вес общей экономической активности на Едином экономическом пространстве. Это пря­мой результат того, что здесь действует осмысленная стратегия развития эко­номики, четко ставятся приоритеты повышения конкурентоспособности. Это результат конкуренции не столько условий хозяйственной деятельности, сколько государственных политик.

«Прозвучала достаточно серьезная и конструктивная критика по соглашени­ям Единого экономического простран­ства. Она в самое ближайшее время будет рассмотрена и проанализирована законодателями» — подчеркнул, под­водя итоги парламентских слушаний, председатель Комитета Госдумы по де­лам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. Он уверен: страны, формирующие Единое экономическое пространство, преодолеют возникшие проблемы и успешно создадут Евра­зийский экономический союз, точкой невозврата чего станет 1 января 2015 года. «Нашу интеграцию уже не оста­новить, ибо она востребована не только учеными или чиновниками, а народами наших стран, — подчеркнул депутат, на­помнив, что, по социологическим опро­сам, от 60 до 70 процентов граждан всех республик СНГ поддерживают объ­единительный процесс. — Евразийская интеграция сегодня является проектом гражданских обществ наших государств. И задача избранных парламентариев — своевременно и полноценно воплотить в жизнь их идеи и требования».

Павел АНОХИН
 
Читайте нас в Дзен
Просмотров 11895