Кто пользуется союзной собственностью?
Встреча Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко
«Депутаты Государственной Думы высоко оценивают уровень двусторонних межгосударственных, межпарламентских отношений. Мы нацелены на то, чтобы поддерживать высокий уровень интеграции как в рамках Союзного государства, так и в рамках большого Евразийского проекта… Мы, парламентарии, понимаем, что в таком огромном мегапроекте роль парламентского измерения не должна быть преуменьшена. Более того, она должна с каждым годом играть все большую и большую роль», — сказал Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на встрече с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. При этом высоко оценил вклад Белорусского государства и его главы в реализацию планов по созданию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза. Состоялась встреча во время рабочей поездки 12—13 июня в Минск большой парламентской делегации для участия в 44-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Кроме того, союзные депутаты провели «круглый стол» Международного форума «Евразийская экономическая перспектива», а также совместное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Нацсобрания РБ по международным делам и Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы ФС РФ.
Счастье надо искать у себя
«Мы открыто говорим, что создание Союзного государства способствовало быстрому продвижению других интеграционных проектов, особенно в рамках Таможенного союза, ЕЭП. К сожалению, здесь еще не достигли того уровня интеграции, который существует у нас с Россией в рамках Союза Беларуси и России, но думаю, это — будущее. И тот путь, который мы прошли, будет востребован не только в ЕЭП, будущем Евразийском союзе, но и в СНГ, — заявил, в свою очередь, Президент Беларуси Александр Лукашенко. — Я вижу очень серьезные подвижки на всех уровнях Содружества к более тесному сотрудничеству и интеграции. Все убедились в том, что нас особо нигде не ждут, счастье надо искать прежде всего у себя». Он отметил, что жизнь подбрасывает нам новые проблемы, которых мы не заслуживаем: от экономики до вопросов оборонных рубежей. И подчеркнул: «Надо отдать должное, что в последнее время на всех уровнях, особенно на парламентском, мы принимаем решения, способные достойно ответить на все вызовы. Мы действуем, исходя из общих интересов, никому жить не мешаем, заботимся, чтобы у нас экономика развивалась».
По его словам, Беларуси, а тем более России, чужие земли не нужны, но и своей земли отдавать не собираемся. «Все должны прекрасно понимать, что в этом отношении мы будем строить свою политику», — добавил Александр Лукашенко. При этом уточнил, что есть отдельные государства, которые весьма активно проводят национальные политики, ориентируясь на своих соседей, «особенно в Центральной Азии, Украине». Тем не менее, Президент Беларуси уверен: «Будущее все же за нашим постсоветским пространством, здесь интеграция будет более мощной и глубокой. Нам надо делать более решительные шаги в этом направлении, в том числе в парламентском измерении. Беларусь в рамках интеграции будет проводить очень активную политику, мы не отказывались от этого и не откажемся».
Уникальный элементобъединения
Тестом на совпадение у союзных политиков намерений с делами может стать исполнение бюджета Союзного государства за 2011 год. Сложившаяся практика, когда отчет Союзного Совета Министров об исполнении бюджета за 2011 год рассматривается в июне 2013 года, больше не устраивает депутатов. Открывая сессию, Сергей Нарышкин, а он одновременно является еще и Председателем Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, сообщил, что законодатели подготовили новую редакцию проекта формирования и исполнения бюджета Союзного государства. «Из года в год Парламентское Собрание получало отчет об исполнении бюджета Советом Министров с довольно существенной задержкой, — сказал он. — В проект постановления (об исполнении бюджета — Ред.) мы внесли требование в адрес Совета Министров впредь представлять отчет об исполнении бюджета к 1 ноября того года, который идет за отчетным». Это позволит в короткий срок утверждать отчет об исполнении союзного бюджета, а не через два года, как происходит нынче. Так что отчет по бюдже-ту-2012, судя по всему, будет заслушан уже в этом году.
И это лишь одно из нововведений, предложенных на состоявшей сессии. Напрямую связана с ним и подготовка новой редакции порядка разработки и реализации программ Союзного государства. Они сегодня являют собой уникальный элемент объединения, какого нет в иных интеграционных образованиях мира. Именно союзные программы создают экономическую базу для слияния во всех сферах взаимодействия государств. На их финансирование приходится основная часть — до 90 процентов расходов союзного бюджета. Однако существующий порядок подготовки и реализации программ вызывает нарекания у заказчиков и исполнителей. Прежде всего тем, что их разработка излишне затягивается во времени как минимум на два-три года, а то и на все четыре-пять.
«В итоге мы сталкиваемся с тем, что исчезает актуальность реализации некоторых программ», — уточнил Государственный секретарь Союза Беларуси и России Григорий Рапота. В настоящее время, отметил он, существует два вида программ. Одна группа нацелена на формирование дополнительной инфраструктуры двух государств, скажем, в сфере совместной деятельности пограничных войск или таможенных служб. Вторая — предусматривает проведение научно-исследовательских работ, направленных на создание новых передовых технологий и инновационных продуктов. Говоря о причинах нерасторопности, Госсекретарь пояснил: «Практически все союзные программы носят двухэтапный характер — сначала принимается концепция, а потом уже и сама программа. Мы предложили сразу принимать программы Союзного государства, не сосредотачиваясь на концепции, но для этого необходимо проанализировать законодательную основу».
Некоторые программы, прежде всего те, что дают значимые результаты, имеют свое продолжение. Но их финансирование возможно лишь после утверждения отчета о реализации всего первого периода программы. Это также нередко затягивается до полутора лет, в результате чего замедляется решение вопросов о продолжении той или иной программы. Подобное положение вещей, по мнению Григория Рапоты, недопустимо, так как большая часть союзных проектов связана с разработкой инновационных продуктов и технологий.
Законодатели внесли в Высший государственный совет Союзного государства ряд предложений, которые позволяют сократить сроки принятия союзных программ. Депутаты считают, что их в отдельных случаях нужно разрабатывать в один цикл без согласований в министерствах двух стран. Поднимают вопрос и о том, что необходимо разработать механизм проведения госзаказчиками экспертиз проектов программ, определив источники финансирования этих работ. Назрела необходимость, уверен председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, член Совета Федерации Виктор Косоуров, усилить контроль за выполнением программ на всех этапах их реализации как Постоянным комитетом Союзного государства, так и депутатским корпусом. Парламентарии, по его словам, в 2013 году намерены ужесточить контроль над эффективностью использования бюджетных средств, а также провести анализ эффективности использования результатов союзных программ после их исполнения.
А тут есть чем озаботиться. «Полученные новые технологии и образцы оборудования не всегда внедряются в серийное производство, — говорит Николай Казаровец, глава Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальным вопросам Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. — Размыта ответственность за конечный результат между заказчиками и исполнителями, а они должны сразу понимать, куда и как будут применять полученные результаты. В противном случае создается впечатление, что союзные программы разрабатываются лишь для того, чтобы освоить бюджетные деньги». Как считают парламентарии, системные недостатки с реализацией программ связаны с недостатками в правовой базе. Для их устранения и готовятся новая редакция порядка формирования и исполнения союзного бюджета, а также изменения в порядке разработки и реализации программ Союзного государства.
Без учета и контроля
Еще один болезненный вопрос, который мигрирует от сессии к сессии, касается союзной собственности. А она за годы совместной жизни двух государств накопилась немалая, но, как оказалось, не вся учтена. Если в Беларуси ее перечень имеется — на территории республики находится 176 тысяч объектов, возведенных на деньги Союзного государства, то в России даже нет, как уверяют парламентарии, достоверной информации по совместно нажитому имуществу. «На союзные деньги, например, построены центры радиологической безопасности в Гомеле и Подмосковье, где лечатся пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но если Гомельский учтен, то Подмосковный центр, который создан в результате программы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, нормативно не урегулирован, — сказала в комментарии для «РФ сегодня» Татьяна Москалькова, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. — Мы вместе с аудитором Счетной палаты Алексеем Алексеевичем Кузьмицким неоднократно поднимали вопрос об учете собственности, но пока без особых успехов. Союзное государство затратило большие средства на создание интеллектуальных или материализованных продуктов, и они должны приносить прибыль. К сожалению, ни в одной из двух союзных республик нет прозрачного механизма учета того, кто пользуется этой совместной собственностью, какие получает деньги, куда они идут, как расходуются?» Получается, что программа разработана на деньги двух государств, а используется непонятно кем.
В развитие ее слов обратимся, например, к предыдущей 43-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая состоялась в декабре 2012 года. «Счетная палата и Комитет госконтроля Беларуси, — напомнил в своем докладе аудитор Счетной палаты Алексей Кузьмицкий, — не один год выступают с предложением активизировать работу по учету имущества Союзного государства, определению органа управления союзной собственностью и формированию реестра. Более того, на сороковой сессии Парламентского Собрания в ноябре 2011 года были приняты соответствующие решения. Однако до настоящего времени не решена даже проблема инвентаризации и учета собственности, не создана правовая база для использования и распоряжения имуществом». Тогда решили подготовить пакет нужных документов к июлю нынешнего года.
И вот на 44-й Владислав Резник, глава Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, констатирует: «…Не завершена также работа по подготовке необходимых документов, связанных с учетом и использованием союзной собственности, а также новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. В связи с этим требуется качественное улучшение организации работы по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы в данных, принципиально значимых для развития бюджетного процесса в Союзном государстве направлениях». В настоящее время из десяти подготовленных нормативных актов по учету, оценке и управлению собственностью Союзного государства, предусмотренных планом мероприятий, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства в августе 2009 года, принято только три, вторит ему заместитель главы Комитета государственного контроля Республики Беларусь Раиса Саврицкая.
В очередной раз обсуждалась эта проблема и на заседании Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту в ходе нынешней сессии. Заместитель руководителя Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в Минске Анатолий Комиссарчук напомнил, что всю нормотворческую работу планировалось завершить к первому кварталу 2010 года, но «согласование документов оказалось намного сложнее, чем представлялось». В настоящее время ряд документов утверждены, но «оставшиеся семь так и не удалось согласовать». За время многочисленных консультаций по выработке документов они, по его словам, были «настолько выхолощены, что это привело к концептуальным противоречиям». Тем не менее, удалось подготовить Положение о вопросах собственности Союзного государства, в которое были включены пять нормативных актов, предусмотренных планом мероприятий.
«В 2012 году Положение было направлено на согласование, в том числе и руководству двух государств, с тем, чтобы они поспособствовали быстрейшему решению проблемных вопросов. К сожалению, и этот документ согласовать не удалось. По инициативе Постоянного комитета Союзного государства вопрос о совместной собственности был вынесен на рассмотрение Группы Высокого Уровня в феврале 2013 года. Она в свою очередь поручила вести эту работу Росимуществу и Госимуществу Беларуси. Хочу прямо сказать: ни одно, ни другое ведомство не горят желанием заниматься решением этой большой проблемы, — скорее жаловался, чем рассказывал чиновник. — Камнем преткновения является то, что до настоящего времени не удается определить подходы к формированию органа Союзного государства, который занимался бы выявлением и распоряжением союзного имущества. Ни финансовые, ни экономические министерства двух государств не могут прийти к согласованному решению в этом вопросе».
Причины, побуждающие к этому, могут быть самые разные. Но главная, все-таки, — несовершенство союзной законодательной системы, что нередко сдерживает интеграционные процессы. «К сожалению, модельное законотворчество не стало основой для унификации и гармонизации национальных законодательств. Но мы видим — отстает не разработка модельных законов, а их внедрение. Преодолеть этот барьер очень просто — внести в Регламенты парламентов России и Беларуси норму, строго предписывающую при принятии национальных законов в обязательном порядке учитывать модельные. Подготовленные же нами документы — это рекомендации, — расставила точки над «i» на заседании Комиссии Татьяна Москалькова. — Сегодня нам предстоит наработать механизм унификации национальных законодательств, и в этом плане требуется волевое решение».
Оно, судя по комментариям парламентариев, появилось. Так, реестр союзной собственности на территории
России будет составлен к началу предстоящей осени. «Мы видим все недостатки и будем усиливать контроль
Парламентского Собрания как при
формировании бюджета Союзного
государства, так и за его исполнением,
— подчеркнул, общаясь с журналистами по окончании сессии, Сергей Нарышкин. — Это соответствует общим
тенденциям в наших странах».