ОБСЕ в Донбассе: контролёры будут с кулаками?

Ввод в зону конфликта вооружённой миссии ОБСЕ уже не кажется фантастикой. Однако и скорым он не будет

ОБСЕ в Донбассе: контролёры будут с кулаками?

Фото Михаила Соколова, ТАСС

Телефонные переговоры лидеров стран «Нормандской четвёрки» (Россия, Украина, Германия, Франция) об урегулировании ситуации на юго-востоке Украины, состоявшиеся поздно вечером 23 мая, по-видимому, стали важной вехой в реализации идеи о вооружённой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако количество сложнейших вопросов, которые предстоит решить как в рамках этой организации, так и с противостоящими сторонами настолько велико, что очень трудно поручиться за сроки.

Во время «прямой  линии» 14 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин, касаясь ситуации в зоне конфликта, очень чётко сформулировал российскую позицию: «Исхожу из того, что никаких активных боевых действий не будет. Наоборот, у нас не так давно был разговор с Петром Алексеевичем Порошенко, он предложил усилить присутствие ОБСЕ, в том числе его предложение, чтобы сотрудники ОБСЕ были с оружием на линии разграничения, и добиться полного прекращения огня. Я считаю, что это правильное предложение, мы это поддерживаем. Но нужно теперь с западными партнёрами проработать, чтобы ОБСЕ приняло такое решение, значительно увеличило бы количество своих сотрудников и, если нужно, прописало бы в мандате возможное наличие у них огнестрельного оружия».

Действительно, с учётом более чем трёх сотен километров длины линии размежевания, площади территории неподконтрольных Киеву районов (около 17 тысяч квадратных километров), и примерно 3,5 миллионного населения численность эффективной миссии должна измеряться тысячами. А значит, мероприятие, с учётом технического и транспортного обеспечения — крайне затратное.

Права и обязанности

Совершенно очевидно, что возможная вооружённая миссия ОБСЕ будет иметь чётко очерченный круг полномочий. Украина уже заявила, что будет добиваться максимально широкого круга, не конкретизировав детали. Например, она хотела бы, чтобы сотрудники ОБСЕ имели право разоружать любые «незаконные» вооружённые формирования, включая подразделения, обеспечивающие безопасность непризнанных ДНР и ЛНР. При этом Украина придала легальный статус своим так называемым добровольческим  батальонам, со стороны которых наиболее часто фиксируются нарушения режима прекращения огня.

Можно предположить, что сама ОБСЕ с такой почётной миссией не согласится и ограничится наблюдением и контролем под силовым прикрытием.

География работы

Другой важнейший вопрос — география развёртывания вооружённой миссии ОБСЕ. Украинская сторона будет настаивать, чтобы миссия ограничилась неконтролируемыми ей районами Донецкой и Луганской областей и смежным с ними участком российско-украинской границы. С российской стороны вполне резонно настаивать, чтобы миссия работала и с противоположной стороны линии размежевания как минимум на глубину территории отвода тяжёлых вооружений (50 километров).

Действительно, если уж контролировать, то обе стороны и с обеих сторон. Тем более что сами отчёты действующей «гражданской» специальной мониторинговой миссии ОБСЕ показывают, что вооружённые формирования официального Киева отнюдь, мягко говоря, не безгрешны.

Пакетное решение

Сегодня непризнанные республики уже выступили против «присутствия дополнительных вооруженных формирований в Донбассе». Можно предположить, что эта позиция — стартовая точка для последующей «торговли».

Тем не менее перспектива комплексного военно-политического урегулирования в Донбассе сегодня представляется возможной в рамках пакетного решения. Об этом заявил сегодня, 24 мая, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. Содержание такого «пакета» он не изложил. Однако отметил: «К сожалению, украинская сторона, Киев по-прежнему избегает и отказывается от каких-либо контактов с представителями этих районов, а абстрагироваться от мнения этих представителей просто невозможно. Поэтому эту достаточно сложную задачу берет на себя Россия».

Очевидно, что такое пакетное решение должно включать синхронность и «параллельность» ряда процессов. Принятие и реализация специального закона о выборах на неподконтрольных Киеву территориях, широкую амнистию, развёртывание миссии ОБСЕ в пределах делегированных ей полномочий. Детализированный график этих действий, конечно же, не раз ещё станет предметом полемики участвующих в переговорном процессе сторон.  Однако без одновременного движения по всем этим направлениям прогресс в установлении прочного мира в Донбассе представляется недостижимым.


Просмотров 674

24.05.2016

Популярно в соцсетях