День Победы в Великой Отечественной войне

18:48Посольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

Выборы в Донбассе — будут! Но когда, пока никто не знает

Кто не выполняет минские соглашения?

Тема: Новости Украины

21.01.2016 16:08

Очередное заседание контактной группы по урегулированию в Донбассе 20 января вновь продемонстрировало разницу точек зрения сторон на миротворческий процесс. Представители непризнанных республик - ДНР и ЛНР - продолжили весьма острую полемику с представителями Украины «под присмотром» делегаций России и ОБСЕ.

Все ли «пленные» - пленные?

Одним из главных вопросов был обмен пленными. Впрочем, само это определение, как подчёркивали участники заседания, не совсем корректно. Ведь среди насильственно удерживаемых обеими сторонами конфликта есть не только украинские военные и донецко-луганские ополченцы, но и, как выразился представитель ДНР Денис Пушилин, «политзаключённые». Имеются в виду люди, которых захватывали не в ходе боевых действий, а уже после них просто за политические взгляды.

Дискуссию вызвала и методика обмена. Представители непризнанных республик настаивали на том, что лучше его производить «на месте», без посредников, даже таких, как международный Комитет Красного Креста, и просто вести эту работу, как это многократно делалось ранее, не загружая списками контактную группу. Представитель Киева в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко при этом почему-то обвинила представителя ДНР в шантаже. Преодолеть разницу позиций пока так и не удалось. Возможно, причина в том, что украинская сторона насильственно удерживает в разном статусе значительно больше людей, чем республики. И потому обмен в пропорции 1 к 1 не позволит решить вопрос с освобождением сотен людей.

Как проводить выборы?

Политическая подгруппа, хотя подробности её работы детально не оглашены, с начала января значительно продвинулась в работе. Она обсуждала варианты проведения выборов в отдельных районах Луганской и Донецкой областей.

Чтобы понять сложность процесса организации выборов, достаточно перечислить только некоторые связанные с ними вопросы. Кто и как должен формировать избирательные комиссии, как обеспечить участие в этом ЦИК Украины? Кто и где при наличии на Украине и в России сотен тысяч беженцев должен голосовать? Как обеспечить участие в выборах в ДНР и ЛНР не действующие там украинские политические партии? Если выборы проводить только по одномандатным округам, то кто, где и как должен выдвигать кандидатов? Как это смогут делать «прописанные» на территориях беженцы? Как провести взаимную амнистию для участников выборов, обеспечить их безопасность? Кто будет охранять избирательные участки? Кто делегирует наблюдателей? Одно перечисление этих вопросов и частных «подвопросов» может потянуть на небольшую брошюру. Ответы пока не обнародованы.

Кто первый открыл огонь?

По каждому из инцидентов с обстрелами стороны по-прежнему обвиняют друг друга. Разговор о методике фиксации источника обстрелов идёт на каждом заседании контактной группы и подгруппы по безопасности уже месяцами. Понятно, что у контактной группы нет прямых рычагов воздействия на тысячи вооружённых людей на линии соприкосновения. Тем не менее отсутствие перестрелок является важнейшим условием для всего остального: и для разминирования объектов инфраструктуры и жизнедеятельности, и для восстановления хозяйственной жизни, и просто для движения людей и транспорта через линию соприкосновения. В этом стороны согласны, однако периоды затишья продолжают сменяться периодами эскалации. Представители ДНР и ЛНР не утверждают, что на их позициях никогда не стреляют. Но подчёркивают, что проблема не столько с вооружёнными силами Украины, сколько в присутствии на линии соприкосновения украинских полунеформальных вооружённых формирований со слабой дисциплиной, со стороны которых чаще всего и начинаются обстрелы. Напрашивается вывод, что контролёрам от ОБСЕ стоит поставить вопрос о целесообразности нахождения там этих формирований (что несложно проверять). Возможно, этот вопрос встанет на ближайших заседаниях контактной группы во весь рост.

Последовательность ясна не всем?

Впрочем, есть у минского миротворческого процесса и ещё одна фундаментальная проблема, и в очередной раз она проявилась после Контактной группы 20 января. К сожалению, некоторые комментаторы с украинской стороны как бы забыли текст Минских соглашений.

Так, глава украинских представителей в Контактной группе Л.Кучма, после заседания контактной группы утверждал (и это опубликовано многими украинскими и российскими СМИ), что нельзя проводить ни конституционную реформу в Украине, ни выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей до установления полного контроля украинским государством над границей. Что же говорит нам честное прочтение Минских соглашений?

«…

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года. …»

 

Очевидно, что «дорожная карта» — последовательность событий — должна быть утверждена в ходе КГ.  Да, фразы соглашений немного длинноваты и местами запутаны. Но последовательность в минских соглашениях просматривается абсолютно чётко: согласованный закон о выборах — амнистия —  выборы — начало восстановления украинского контроля границы — правленая конституция и закон об особом статусе — полный контроль. Логически понятно почему: пограничники не могут висеть над линией границы в воздухе, или базироваться на российской территории, они должны дислоцироваться в сотрудничестве с некими местными властями. А восстановление пограничного контроля не должно стать инструментом репрессий.

Задача: договориться об алгоритме

Сегодня ясно, что без общей «дорожной карты» как последовательности действий и их результатов продвижение вперёд по основным вопросам работы контактной группы проблематично. Понятно, что, например, обмен пленными, разминирование, подготовка к выборам могут происходить и параллельно. Пока такого документа с временными ориентирами нет, а он представляется необходимым. И уже после можно назвать это как угодно: хоть «Минск-3», хоть «Минск-2.01», хоть «Новая Нормандия». Главное, чтобы мир и безопасность пришли на землю Донбасса.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1965