Литва несмотря ни на что будет требовать от России возмещения ущерба от «советской оккупации»
Председатель комитета Сейма Литвы по иностранным делам Бенедиктас Юодка дал ответ на высказывание посла России в Литве Владимира Чхиквадзе, который отверг требования республики о возмещении ущерба от «советской оккупации». Этот вопрос, считает литовский парламентарий, остаётся в повестке дня отношений с Россией.
Напомним: Литва приняла закон, обязывающий своё правительство начать переговоры с Россией по этому вопросу. Некоторые эксперты считают, будто Россия должна Литве 20 миллиардов долларов. Эта претензия отравила отношения двух стран.
В вильнюсской газете «Обзор» посол России Владимир Чхиквадзе дал развёрнутый ответ на вопрос о требованиях Литвы о выплате «оккупационного ущерба». «Мы уже неоднократно на различных уровнях комментировали эту тему. Отвечая на Ваш вопрос, могу лишь в очередной раз повторить позицию российского руководства: для нас вопрос о компенсационных требованиях к современной России закрыт раз и навсегда. Попытки сделать сегодняшние российско-литовские отношения заложниками различной интерпретации событий нашего общего прошлого, за которые современная Россия никакой ответственности не несет и нести не может, достойны лишь сожаления», - утверждает российский дипломат.
«Несомненно, каждая страна имеет право на собственную оценку исторических фактов, - говорится в ответе. - Самое главное при этом — не допустить вольную трактовку истории в угоду внутриполитической конъюнктуре, попыток манипулировать исторической памятью. А то, что при наличии доброй воли и желании с обеих сторон можно находить точки соприкосновения даже в самых сложных исторических перипетиях, свидетельствует успешный опыт работы cовместной российско-литовской комиссии историков, благодаря усилиям которой удалось издать двухтомный сборник документов из литовских и российских архивов «Россия и Литва в годы Второй мировой войны». Презентация второго тома «Литва в политике СССР и в международных отношениях «Август 1940-сентябрь 1945 гг.» недавно состоялась в МИД Литовской Республики».
«Убежден, - подчеркнул Владимир Чхиквадзе, - что выдвижение финансовых претензий и использование «оккупационной риторики» - не лучший способ достижения декларируемых руководством Литовской Республики целей по развитию взаимовыгодных отношений с Россией. Приведу только один исторический пример. В 1922 г. на конференции в Генуе, в которой впервые участвовал СССР, ему были предъявлены финансовые претензии, требования советской России выплатить царские долги, возместить убытки в связи с национализацией предприятий. В свою очередь Москва привезла свой план компенсации нанесённых ей убытков. Если начнём считать, кто, кому и сколько должен, то можем зайти слишком далеко. Так что дело это совершенно бесперспективное. С моей точки зрения, куда более перспективной является совместная работа по развитию торгово-экономического сотрудничества, взаимовыгодному привлечению инвестиций, росту туристических обменов и т.д. Главное, чтобы такая деятельность была направлена на повышение благосостояния людей, улучшение условий их жизни как в Литве, так и в России. Именно на это нацелены усилия российской дипломатии в Вашей замечательной стране».
Бенедиктас Юодка дал такой комментарий агентству BNS: «Я не вижу, чтобы посол сказал что-то новое. Мне кажется, что позиция Россия была похожей всегда. Как в отношении признания или непризнания оккупации, так и в отношении компенсации. Мне кажется, он повторил. Может быть, текст более подробный, но сама идея не нова. Позиция нашего государства тоже известна. Ведь мы подняли вопрос о компенсации, значит, этот вопрос не снят».
Заметим, что карьера литовского парламентария складывалась именно в годы «советской оккупации». В 1965-м он окончил химический факультет Московского университета. После аспирантуры там же защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата химических наук. В 1981 году в Московском университете защитил также докторскую диссертацию. С 1971 по 2002-й руководил кафедрой биохимии, биофизики и генетики Вильнюсского университета. В 1981-м стал профессором. В 1987-м — член-корреспондентом Академии наук Литовской ССР.