Желающим перебраться на Дальний Восток могут выделить по миллиону рублей

Чем ещё следует дополнить национальную программу развития Дальневосточного региона?

Желающим перебраться на Дальний Восток могут выделить по миллиону рублей

Поселок Головино на южной окраине острова Кунашир Большой Курильской гряды. Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Несмотря на отдельные меры поддержки жителей и экономики Хабаровского края, Магаданской области, Чукотки и других дальневосточных регионов, пока не решены вопросы их транспортной доступности и привлекательности для предпринимателей. О том, как наладить жизнь на Дальнем Востоке с помощью новой национальной программы, парламентарии и эксперты рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 октября.

Дороги Дальнему Востоку обходятся дороже

Первое, что нужно учесть при разработке нацпрограммы, - это немалую стоимость доставки в регионы Дальнего Востока продуктов и стройматериалов, поскольку в основном это делается с помощью авиаперевозок. Но подходы к финансированию пока остаются такими же, как и для других субъектов России, отметила зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.

«Например, на ремонт сельских дорог выделяется столько же денег, сколько и для центральных районов страны, хотя стоимость строительства увеличивается за счёт доставки материалов в три раза», — рассказала она.

Оксана Бондарь. Фото: ПГ / Юрий Инякин

По её словам, сейчас Минвостокразвития совместно с Минтрансом пытаются решить этот вопрос, но пока принимаются точечные меры. Например, дальневосточные регионы включили в госпрограмму безопасных дорог, тогда как раньше это нельзя было сделать из-за недостаточной численности населения ряда городов. Планируют привести в порядок и региональные дороги. Они будут отремонтированы на условиях софинансирования — 50 процентов из федерального бюджета, 50 — из регионального.

Но чтобы глобально повлиять на развитие инфраструктуры регионов, строить дороги, школы, больницы, нужны более радикальные меры, считает сенатор от Амурской области Иван Абрамов. Он предлагает изменить условия выделения бюджетных денег. По его мнению, регионы Дальнего Востока не способны софинансировать многие программы и надо сделать так, чтобы основные суммы выделялись из федерального бюджета.

Иван Абрамов. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Субсидированные билеты будут положены многодетным

В 2018 году субсидии на перелёты с Дальнего Востока в другие регионы страны выделялись на период с 1 апреля по 1 декабря. По поручению президента субсидии будут выделяться на весь 2019 год, напомнила Оксана Бондарь. К тому же льготы будут положены многодетным семьям. Но хватит ли на это денег? 

«Дополнительно из резервного фонда выделено девять миллиардов рублей на 2019 год, но эти деньги пойдут и на внутрирегиональные перелёты и на перелёты в центральные районы страны», — пояснила Бондарь.

Конечно, полностью транспортную проблему это не решит. Субсидированные билеты заканчиваются обычно быстро, а цены на обычные билеты, например до Москвы и обратно, в сезон отпусков подскакивают до 70 тысяч рублей. «Давайте сделаем Дальневосточную авиакомпанию-лоукостер, закупив семь бортов для семи регионов, чтобы не приходилось каждый год бегать за субсидированными билетами», — предложил Иван Абрамов.

«Подъёмные» для выпускников

Сегодня действует 27 госпрограмм, в которых есть разделы по Дальнему Востоку. Но эффективность у них низкая - финансирования явно недостаточно, чтобы вывести дальневосточные регионы на среднероссийский уровень по развитию объектов инфраструктуры, культуры, спорта и здравоохранения, подчеркнула Бондарь.

Правительство между тем строит амбициозные планы. По концепции демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, к этому сроку там должно жить 6,5 миллиона человек и созданы условия для увеличения населения до семи миллионов. Как этого добиться?

Одно из самых эффективных решений — создать материальные стимулы для переезжающих на Дальний Восток, уверена депутат. Сегодня есть программа трудовой мобильности, которая позволяет предприятиям привлекать специалистов, оплачивая дорогу и адаптацию на новом месте на государственные субсидии. В рамках программы на это выделяется 225 тысяч рублей на человека. Президент Владимир Путин на встрече с полпредом Дальнего Востока Юрием Трутневым дал поручение увеличить эту сумму до миллиона рублей, и Минтруд уже вынес на обсуждение соответствующее постановление Правительства.

Оксана Бондарь предложила доработать систему ещё одним законопроектом, охватив «подъёмными» выпускников вузов, которые отучились в центральных районах страны по востребованным в регионе профессиям и хотят вернуться работать домой.

«А то получается так, что едут наши студенты учиться в центральные районы страны и остаются там, потому что у них нет стимулов возвращаться. Мы предлагаем сделать так, чтобы эти подъёмные, которые, возможно, составят миллион рублей, можно было выплачивать специалистам по тем профессиям, которые востребованы на Дальнем Востоке», — сказала она.

Но предпринимателя не привлечёт даже миллион из-за «драконовских» условий для бизнеса, добавил председатель Экспертного совета по экономике и предпринимательству Молодёжного парламента при Госдуме Алексей Мостовщиков. Например, работодателям в северных регионах Дальнего Востока приходится раз в два года оплачивать сотрудникам дорогу до места отдыха и обратно и ежегодно предоставлять дополнительный отпуск. Издержки закладываются в стоимость товаров и услуг, и предприниматели становятся неконкурентоспособными по сравнению с производителями из других регионов или того же Китая, пояснил эксперт, который сам начинал свой бизнес на Дальнем Востоке.

Алексей Мостовщиков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

По мнению Мостовщикова, чтобы поддержать дальневосточное предпринимательство, нужно ввести систему квотирования в госзакупках, то есть определить перечень товаров, которые могут производить только местные предприниматели.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 859

16.10.2018 13:15

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...