«Заплати налоги и спи спокойно»: вопросы налогообложения криптовалюты

В настоящее время криптовалюта приобретает все большую популярность, что вызывает обеспокоенность регуляторов многих стран в вопросе налогового регулирования этого нового экономико-правового явления. Очевидно, что в условиях трансграничности виртуальной валюты требуются правовые стандарты на уровне международной организации (например, Базельского комитета по банковскому надзору, ВТО, ОЭСР и пр.). Однако пока принимаемые в разных юрисдикциях подходы к квалификации для налоговых целей операций с криптовалютами далеки от согласованности. В Российской Федерации также отсутствует ясность в этой сфере.

Почему государству сложно решить вопрос налогообложения криптовалюты?

Фактически есть три основные причины, почему нет единого понимания того, как облагать налогами криптовалюту. Это:

1) децентрализованность новых платежных средств, т.е. отсутствие органа, который смог бы контролировать выпуск и оборот криптовалюты. В связи с этим в полной мере не ясны объем данного рынка и правовая природа криптовалютного дохода как налоговой базы; 

2) анонимность пользователей, что делает сложной процедуру сбора налогов и информации о держателях криптовалюты;

3) общепринятое мнение об отсутствии влияния виртуальных валют на системные риски для экономики.

Можно согласится с мнением Мостовщикова Алексея, Председателя экспертного совета по экономике и предпринимательству Молодежного Парламента при Государственной Думе Российской Федерации, что в настоящее время размер виртуальной экономики относительно мал, в связи с этим не представляет реальной угрозы для стабильности финансового рынка, однако криптовалюты в будущем получат широкое распространение за счет более эффективного выполнения функции платежного средства. В связи с этим уже сейчас вопрос налогообложения дохода от оборота нового вида финансового актива стоит достаточно остро.

Как решен вопрос за рубежом?

Мое авторское исследование налогового регулирования оборота криптовалюты за рубежом показывает, что в настоящее время в этой сфере уже сложились определенные тенденции. Среди них:

1) установление налогообложения дохода от криптовалюты в случае, если она используется в качестве инвестиционного средства. Такой подход характерен для Австралии, Великобритании, Европейского союза, Мексики, Канады, Сингапура, Эстонии, Южной Кореи, Японии. Эти страны устанавливают налог на доход/прибыль или налог на прирост капитала. Как правило, в данном случае криптовалюта делится на два вида: как инвестиция и как «персональный ресурс». В первом случае держатель виртуальной валюты указывает в налоговой декларации доход, полученный после ее продажи. Доход определяется как курсовая разница между начальной и конечной (продажной) ценой актива. Во втором случае налог может не уплачиваться. 

Иной подход сложился в США: в 2014 г. для целей налогообложения страна признала виртуальную валюту собственностью/имуществом. В связи с этим покупка криптовалюты облагается налогом на имущество. Такой же подход характерен и для Швейцарии.

2) обложение оборота криптовалюты налогом на добавленную стоимость (НДС). Например, в Сингапуре при «бартнерных сделках» с криптовалютой налогоплательщик должен уплатить НДС. Однако если криптовалютные транзакции проводятся через зарубежную биржу, то они не подлежат налогообложению. Такой подход также характерен для Великобритании, Израиля.

3) установление налоговых льгот, освобождений от налогов. Например, в Австралии с 2017 г. не требуется уплачивать НДС с так называемых «бартерных сделок»: в случае, если за криптовалюту покупается товар/услуга, то НДС не начисляется. Кроме того, если лицо реализует цифровую валюту нерезидентам, то данные продажи также не будут облагаться НДС.

Операции с криптовалютой также не облагаются НДС в Беларусии, Японии. В ноябре 2015 г. Европейский суд (European Court of Justice) вынес решение, где указал, что в соответствии с 135(1)(d) Директивы 2006/112/EC операции по обороту криптовалюты им не облагаются. Соответственно, оборот криптовалюты во всех странах-членах Европейского союза не облагается НДС.

История вопроса в России

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) 3 октября 2016 года опубликовала письмо №OA-18-17/1027, основным выводом которого является то, что в российском законодательстве нет прямого запрета на проведение гражданами операций с использованием криптовалюты. В данном случае ФНС РФ классифицирует операции по приобретению и реализации криптовалют как валютные операции.

Противоречащим данной позиции является Письмо Министерства Финансов Российской Федерации (Минфин РФ) от 9 февраля 2018 г. №03-06/1/8061, в котором указывается, что криптовалюта не является валютой и платежным средством. Однако регулятор напоминает, что в соответствии со ст. 41 НК РФ, доходом признается любая экономическая выгода в денежной или натуральной форме. В связи с этим для целей налогообложение доход, полученный от оборота криптовалюты, признан Минфином РФ в качестве налогооблагаемой базы. 

Несмотря на имеющиеся противоречащие друг другу разъяснения, в связи с отсутствием правового статуса виртуальных валют не представляется возможным в должной степени определить, как должен облагаться доход от их оборота. Тем не менее, на основе имеющегося зарубежного опыта можно разработать «идеальный сценарий» налогового регулирования в России.

Вариант «идеального» налогового регулирования

Безусловно, с целью поддержки благоприятного инвестиционного климата в России криптовалюта должна быть признана имуществом. Исходя из данной концепции, идеальным вариантом является установление льготы по уплате НДС (например, как при реализации программ электронно-вычислительных машин) и прямых налогов.

Если рассматривать криптовалюту в качестве традиционного объекта налогообложени, то в этом случае позиция Минфина РФ является верной. Для ее реализации на практике требуются разъяснения налогового и финансового регулятора в части: 1) определения цены криптовалюты на момент совершения операции с ней; 2) порядка исчисления и уплаты НДС; 3) ведения учета криптовалюты и отражения ее в бухгалтерской отчетности.

В любом случае, действующее российское налоговое законодательство позволяет этот вопрос решить эффективно и взаимовыгодно для государства и бизнеса.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Ещё материалы: Венера Шайдуллина

Просмотров 4161

28.06.2018 12:55

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...