Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

За что критикуют российскую игру «Смута»

В Институте развития интернета не видят поводов для трагедии в ситуации с нашумевшим проектом

11.04.2024 00:00

Автор: Николай Козин

За что критикуют российскую игру «Смута»
  © freepik.com

Вот уже неделю в интернете не утихает бурное обсуждение российской компьютерной игры «Смута». Проект, на который разработчики получили государственный грант в полмиллиарда рублей и на который многие смотрели как на надежду российского геймдева, по мнению ряда критиков и игроков, попросту провалился — критики считают, что «Смута» увидела свет кривой и недоработанной. Что будет с игрой дальше, доведут ли ее до ума и отобьются ли в конце концов вложенные государством деньги — разбиралась «Парламентская газета».

Мутная история о Смутном времени

Напомним: впервые об игре «Смута», посвященной событиям, как нетрудно догадаться, Смутного времени в России, заговорили в 2022 году, когда проект поддержал Институт развития интернета — некоммерческая организация, которая занимается распределением государственных грантов на создание и поддержку интернет-контента.

4 апреля 2024 года «Смута» вышла, но больших восторгов не снискала. Ряд критиков нашел ее откровенно неудачной: так, например, обозреватели сайта «Чемпионат.ком» Семен Кудряшов и Михаил Шевкун, попробовавшие новинку одними из первых, отмечали, что «путешествовать по миру скучно», «сражения лишены и капли увлекательности и хоть какого-то веселья», а игра в целом — «лишенный драматизма симулятор ходьбы». «Афиша Daily» назвала «Смуту» «симулятором скуки», а «Российская газета» сравнила с зарубежной игрой Assassins Creed 2007 года выпуска — и не в пользу отечественного проекта. Не в восторге остались и простые игроки: так, на одном из ведущих российских порталов, посвященном компьютерным развлечениям, Stopgame, пользовательский рейтинг «Смуты» на момент подготовки этого материала составлял всего 1,5 балла из пяти.  

Среди первых поигравших в «Смуту» оказался и, например, депутат Госдумы Виталий Милонов. Рассказывая «Парламентской газете» о своих впечатлениях, политик не смог сдержать эмоций:

«Видимо, польские интервенты какие-то на разработчиков повлияли, что они такое сделали. Криво ходящие герои, шейдеры, текстуры уровня 2000 года, — рассказал Милонов. — Вы поймите — я же не против, я очень даже за то, чтобы наш геймдев развивался. Я компьютерными играми увлекаюсь еще с восьмидесятых, когда большинства современных фанатов еще и в проекте-то не было. Но это… но нет. Можно простую параллель провести: вот недавно вышла игра от наших разработчиков, Atomic heart. Да, может, мы ее перехвалили в чем-то, как обычно. Но игра-то годная. Саундтреки крутые, сюжет, геймплей — но все парни смогли, со всем управились. И ни копейки бюджетных денег, попрошу заметить, не взяли. А тут… видимо, все-таки госфинансирование — не лучшее подспорье для создания компьютерных игр».

Виталий Милонов. © пресс-служба Госдумы

Парламентарий также раскритиковал тех, кто в оправдание «Смуты» заявлял, что бюджет в 500 миллионов — это очень мало, особенно по сравнению с бюджетами заграничных тайтлов, которые обычно исчисляются десятками миллионов долларов.

«Игра, попрошу заметить, не бесплатная, — заявил депутат. — Я лично за нее заплатил две тысячи рублей. Это, между прочим, ценник выше, чем у некоторых западных проектов. Это во-первых. Во-вторых — что значит «крошечный бюджет»? Другие вообще без бюджета игры делают, на чистом энтузиазме и любви к искусству. Ищут инвесторов, берут денег взаймы, отбивают их потом за счет продаж. Много путей. Так что сетовать на недостаток средств, да еще и с учетом того, что средства эти государственные, — ну, это просто непорядочно, другого слова я не подберу».

Зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин «Смуту» тоже сдержанно пожурил — в своем Telegram-канале парламентарий заявил, что разработчики «слишком увлеклись историзмом в ущерб геймплею».

Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов

«Личку закидали ссылками и скриншотами на критические отзывы о «Смуте», — написал Горелкин. — Я бы очень удивился, если бы их не было, ведь игра действительно получилась неидеальной. Чаще всего геймеры ругаются на боевую систему и однотипные квесты, но отмечают красивую графику и высокую проработку игрового мира. Стоит признать, что команда проекта слишком увлеклась историзмом в ущерб геймплею. Надеюсь, что этот баланс будет исправлен в ближайших обновлениях. Как правильно было сказано на презентации «Смуты», настоящая работа над игрой начинается в день ее релиза».

Антон Горелкин. © пресс-служба Госдумы

При этом депутат напомнил, что бюджет у «Смуты» был даже меньше бюджета первого «Ведьмака», вышедшего в 2007 году, и отметил, что «впервые наши государство и игроделы были в одной команде и выпустили совместный продукт».

«Хотя еще несколько лет назад никто из них не скрывал взаимной неприязни, что отчетливо проецировалось и на общество, и на бизнес, — подчеркнул парламентарий. — Я рассчитываю, что «Смута» поменяет отношение россиян к видеоиграм, в них перестанут выискивать деструктивные смыслы, а будут рассматривать как инструмент развития и кто-то наконец начнет в них инвестировать».

«Вероятность ошибки всегда высока»

В Институте развития интернета, который профинансировал «Смуту», к ситуации отнеслись сдержанно. Как рассказал «Парламентской газете» директор ИРИ Алексей Гореславский, доделывание крупных игровых проектов после релиза — нормальная и распространенная практика.

«Я бы не призывал судить об игре по каким-то конкретным впечатлениям на данном этапе, — пояснил Гореславский. — Работа над ней продолжается. Я думаю, еще год будут доводиться до ума какие-то вещи. Поэтому никаких поводов для сомнений или тем более для трагедии, на мой взгляд, нет».

Миссия НАТО на Украине: чем ответит Россия

500 миллионов рублей, отметил собеседник издания, выдавались «Сайберии Нова» на безвозвратной основе, заставлять их каким-то образом компенсировать разработчиков не будут. Но и какого бы то ни было дополнительного финансирования со стороны ИРИ дальнейшая работа над «Смутой» не предполагает — все правки и переделки разработчики будут оплачивать сами.

«Сам факт создания отечественного продукта уже является достижением, — подчеркнул Гореславский. — Во второй, третьей, я не знаю, тридцать пятой версии, но все те вещи, которых аудитории на момент релиза не хватило, обязательно появятся. Предварительно, до конца этого года запланировано внесение серьезных правок — причем не только в саму игру, но и в образовательные уровни, которые сейчас выпущены и активно скачиваются. Вот когда разработчики придут к какой-то новой версии — 2.0, 3.0, как угодно можно ее назвать, — тогда уже, возможно, и появится смысл рассуждать о каких-то дополнительных вложениях».

Как-либо менять подход к финансированию будущих проектов, отметил руководитель ИРИ, тоже не планируется.

«Я бы с огромным удовольствием принял на работу человека, который способен гарантировать создание продукта надлежащего качества, — отметил Алексей Гореславский. — Но, к сожалению, таких людей попросту не существует — ни у нас, ни на Западе, ни где бы то ни было еще. Поэтому каждый проект — это в какой-то степени венчур, инвестиция, шанс создать что-то новое, необычное. И вероятность неудач на этом пути довольно высока».

Не поддержал идею как-либо наказать разработчиков за провал, к слову, и Виталий Милонов. Однако, по его словам, текущая система распределения государственных денег требует очевидной доработки.

«Я против того, чтобы вот сейчас просто все взять и выкинуть на помойку и вообще все инициативы прикрыть, — подчеркнул депутат. — Надо просто оптимизировать существующие механизмы. Самое главное — организовать какой-то пул грамотных, компетентных экспертов, которые разбирались бы в играх и могли бы разработчиков, особенно новых, неопытных, направить в нужное русло, что-то им подсказать. Мы все готовы. Я честно могу сказать: будет со стороны разработчиков или ИРИ желания — и я лично, и мои коллеги, все подключимся. Более того — я уверен, у нас есть множество крутых специалистов, которые тоже с удовольствием окажут какую-то помощь. Просто чтобы сохранить престиж — наш престиж на мировой геймдизайнерской арене».

Читайте также:

• Эксперт рассказал, откуда в России пошла мода на игры по славянским сказкам • Сенатор Скаковская пояснила, почему школьники смогут использовать сюжеты видеоигр на ЕГЭ