Я бы в риелторы пошел, пусть меня научат
Как нам обустроить работу посредников на рынке недвижимости
ЧЕГО БОИТСЯ СОБСТВЕННИК?
Наверное, поэтому авторы законопроекта заложили в основу документа главную идею: внедрение в сферу риелторской деятельности института саморегулирования. То есть по всей стране создаются саморегулируемые организации (СРО) числом не менее пятисот членов. Далее именно эти структуры будут контролировать деятельность риелторов. Государственным же регулированием в этой сфере, по замыслу авторов законопроекта, займется орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством России. Таким образом, создается официальный реестр профессиональных посредников на рынке недвижимости и только они получат право на проведение сделок после прохождения соответствующей аттестации.
Но эксперты Общественной палаты избрали несколько иной подход. Если правовое регулирование риелторской деятельности необходимо вводить прежде всего в интересах клиента, то речь должна идти о качестве услуги и о безопасности клиента с точки зрения законности проведенной сделки.
Об этом, в частности, говорила Лидия Михеева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Право собственности на жилое помещение, прежде всего, порождает вопросы о крепости этого права, о нерушимости тех документов, которые нам выдают в государственных органах, в нотариальных конторах. По мнению Михеевой, на рынке недвижимости фактически нет того, что в обиходе называют гарантиями права собственности. Никакой риелтор не может с уверенностью гарантировать своему клиенту, что сделка состоится, что переход будет зарегистрирован, или возникшие права собственности будут зарегистрированы, или, что самое главное, государственная регистрация не будет позже подвергнута сомнениям в суде. Такую гарантию не может дать и Росреестр, который на сегодняшний день фактически фиксирует переход прав собственности и не осуществляет правовую проверку сделки, считает Михеева.
Точно так же не может гарантировать качество сделки и нотариус. Да, в соответствии с действующим российским законодательством он обязан проверить документы на право собственности. Но куда нотариус обратится для получения необходимых сведений? Все в тот же Росреестр.
Вот почему проблема качества сделки на сегодняшний день для граждан России остается центральной. Если ее законность по большому счету не может никто гарантировать, то должен или может ли брать на себя такую ответственность риелтор и будет ли чувствовать себя защищенным его клиент? Вряд ли. Хотя, по мнению одного из авторов законопроекта Дмитрия Ушакова, уже один факт нахождения риелтора в официальном реестре должно успокоить клиента и дать ему какие-то гарантии безопасности. Но с этим трудно согласиться. Никакие красивые бумаги в виде лицензий, сертификатов, аттестатов и прочего клиента не успокоят. Ему важен конечный результат, чтобы сделка оказалась безопасной и не была впоследствии оспорена в суде.По мнению большинства экспертов Общественной палаты, базовый вопрос — качество услуг — законопроект не решает.
ЗАСЛОН ЧЕРНЫМ РИЕЛТОРАМ
4,5 миллиона сделок с недвижимостью совершается в среднем за год в России
3,5 миллиона сделок заключается с помощью риелторов
60% из них приходится на сегмент нелегальных риелторских услуг
1758 мошенничеств было совершено
|
Впрочем, так думают не все эксперты. Дмитрий Щегельский, председатель правления национальной палаты недвижимости, президент СРО НП «Объединение агентств недвижимости» и Санкт-Петербургская палата недвижимости, полагает, что достоинство законопроекта заключается в том, что его авторы четко уловили, где в посреднической сфере проходит водораздел качественной и недобросовестной услуги, порой с криминальным оттенком. Щегельский уверен, что проблема связана не с компаниями, которые легально действуют на рынке. Им терять репутацию в результате плохой работы крайне невыгодно. Все основные проблемы возникают с риелторами, которые работают нелегально.
С мнением Дмитрия Щегельско-го солидарна и Анна Лупашко, в прошлом сама работавшая в риелторском бизнесе, а ныне являющаяся членом Генерального совета «Деловой России». Появление обсуждаемого законопроекта в Государственной Думе, уже четвертого, кстати, по счету, свидетельствует об обеспокоенности общества проблемами, сложившимися на рынке недвижимости. Такой социально ответственный вид деятельности, как риелторский, должен найти свое законодательное регулирование, а вот в какой форме, это надо обсуждать, убеждена Лупашко.
ПОСРЕДНИК ОБЯЗАН…
И ведь действительно, как должен быть выстроен закон, на основании которого будет наведен порядок в сфере посреднических услуг на рынке недвижимости? Если брать за основу постулат о том, что его задача, прежде всего, защищать интересы клиента, то логично предположить, что в законе должны быть прописаны права и обязанности посредника, его ответственность вплоть до некоего материального обеспечения по заключенному договору. Ничего подобного главный консультант аппарата Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Екатерина Бадулина в законопроекте не увидела. Он в принципе этого не содержит. Есть неплохая задумка в части обязательного страхования ответственности при осуществлении риелторской деятельности. Но при этом страховым случаем предлагается считать нарушение риелтором требований профессиональных стандартов. Основным должно быть не нарушение стандартов, а риск утраты права собственности.
Здесь даже ничего нового вводить не нужно, потому что деятельность, осуществляемая риелтором на рынке недвижимости, укладывается в рамки уже существующего правового регулирования и тех видов договоров, которые предусматривает действующий Гражданский кодекс РФ, считает Бадулина.
Но вот чего точно не предусматривает Гражданский кодекс и чего также не увидели эксперты Общественной палаты в рассматриваемом законопроекте, так это пути разрешения возможных споров клиента и риелтора как раз из-за отсутствия определения обязанностей посредника.
Как убеждены эксперты, большинство споров, включая и судебные, происходят из-за того, что заказчики услуг убеждены: агенты свои обязанности не выполнили или выполнили недобросовестно. Зачастую клиенты ожидают от посредников нечто большее, выходящее за пределы их правовых полномочий и обязанностей. Например, требуют гарантий достоверности сведений, полученных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Риелторы же отбиваются от подобных претензий, заявляя, что таких обязательств они на себя не брали, ссылаясь на отсутствие у них не только полномочий на это, но и на установленные законом обязанности.
Этот замкнутый круг не будет разорван до тех пор, пока обязанности риелтора не будут четко прописаны в законодательстве.
ВСЮДУ ДЕНЬГИ
В пакете документов, сопровождающих любой законопроект, всегда есть справка под названием финансово-экономическое обоснование. И в ней из раза в раз повторяется — дополнительных средств из федерального бюджета не требуется. Вряд ли такое можно сказать об обсуждаемом законопроекте, ведь в нем предусмотрено создание государственного регулятора при Правительстве РФ, а его содержание будет стоить денег, и немалых. Однако и это еще не все.
Создание каждой СРО, содержание ее управляющих органов, расходы на вступление в эту организацию и постоянные членские взносы, проведение обязательной аттестации тоже обойдутся в круглую сумму. Ее придется оплатить посредникам, желающим попасть в официальный реестр. Понятно, что компенсирует такие расходы клиент, а это значит, что стоимость услуги, предоставляемой риелтором, сегодня и без того немалой, вырастет ровно на ту сумму, которая понадобится риелтору, чтобы легализоваться. Плюс стоимость обязательной страховки, которая, по замыслу авторов законопроекта, должна сопровождать каждый договор сделки по недвижимости. И это тоже порождает определенные проблемы.
Кроме того, помимо удорожания риелторской услуги, нетрудно представить себе, какой масштаб мошенничества вызовет обязательное страхование такой деятельности, как это было когда-то с введением обязательного страхования автогражданской ответственности. Только ценой огромных усилий государства и профессионального сообщества удалось отбиться от мошенников, которые составляли половину рынка. С учетом уже имеющегося негативного опыта для введения обязательного страхования риелторской деятельности нужен отдельный законодательный акт, в котором должно быть прописано, кто конкретно будет брать на себя финансовые риски.
СВОЙ РОССИЙСКИЙ ВЕЛОСИПЕД
Есть три модели того, как государство заботится о том, чтобы люди, покупающие недвижимость, получали должное возмещение в случае возникших проблем, рассказал юрист Роман Бевзенко, партнер Адвокатского бюро «Пепеляев Групп» и доцент кафедры Высшей школы экономики. Первая модель — обязательное нотариальное оформление сделки с недвижимостью, и если потом у покупателя она изымается, то нотариус отвечает через страховые фонды и своим личным имуществом. Такая модель принята в основном в Европе. При второй модели финансовую гарантию дает регистрационный орган, и если недвижимость забирают, то регистратор полностью компенсирует потери. У юристов это называется «безвиновная ответственность». Так устроено в Англии и в странах, ориентирующихся на британское правосудие. Оборотной стороной первой системы являются нотариальные сборы, второй — крайне высокая пошлина, которая выплачивается при обращении к регистратору. И есть третья, американская, модель — только страхование. Если покупатель при заключении сделок хочет себя обезопасить, он страхуется.
Ни в одной из трех моделей, подчеркнул Бевзенко, риелтор не несет финансовой ответственности. Потому что он фактический помощник при совершении сделки. Его функция по заказу клиента подыскать приемлемый вариант, и только. Ему не передаются функции юридического помощника, дальше за дело берутся нотариус, регистратор или страховая компания, которые проводят юридическое оформление сделки, за что и несут ответственность. В России ни одна из трех моделей не то что не прижилась, но даже не апробировалась. Взамен же мы пытаемся смешать две несовместимые функции — фактического и юридического помощника — в одном риелторе. В этом, считает эксперт, заключается главный порок законопроекта.
В выступлениях экспертов Общественной палаты не раз звучала мысль о том, что, несмотря на попытки ввести правила игры на рынке недвижимости, системного развития там не наблюдалось. Может быть, потому и не наблюдалось, что проверенный мировой опыт оказался в России невостребованным? Стоит ли в этой сфере изобретать свой российский велосипед, если все уже придумано до нас?
Фото Юрия Паршинцева