Взаимодействие экосистем и пользователей хотят урегулировать законодательно
Источник: Известия
Минэкономразвития совместно с ФАС и Минцифры разрабатывает законопроект, которым закрепят правила взаимодействия платформ с клиентами и партнёрами. Об этом сообщил директор департамента развития цифровой экономики министерства Анатолий Дюбанов газете «Известия».
По информации издания, бизнес неоднократно заявлял, что ряд цифровых платформ, в частности — крупных торговых площадок, где продаются товары от разных поставщиков, используют недобросовестные практики по отношению к партнёрам и потребителям. В связи с этим кабмин поручил Минэкономразвития совместно с заинтересованными органами проработать вопрос недискриминационного доступа предпринимателей к маркетплейсам.
По словам Дюбанова, инициатива коснётся не только тех платформ, которые уже имеют монопольное влияние на рынке, но и определит правила прозрачности и добросовестные практики для разных групп экосистем.
Ожидается, что регулирование будет различаться в зависимости от масштаба компании. Последние разделят на четыре категории: отдельные сервисы, цифровые платформы, крупные цифровые платформы и платформы-гиганты (экосистемы).
Кроме того, законопроект определит инструменты поддержки отечественных платформ и меры по выравниванию конкуренции с западными гигантами. Пока они не разработаны.
По словам Дюбанова, в целом регулирование получится мягким. Он также уточнил, что сейчас законопроект дорабатывается, на публичное обсуждение его планируют представить в начале февраля.
В ФАС изданию сообщили, что уже разработали принципы добросовестного поведения для маркетплейсов. В частности, к ним относятся открытость, нейтральное отношение к различным сторонам рынка, в том числе к конкурентам, отсутствие расширительных и двусмысленных формулировок в правилах работы, обеспечение прав пользователей, в том числе необходимость рассматривать их обращения и жалобы и давать полные ответы на них.
По мнению опрошенных газетой экспертов, в России экосистемы находятся на начальной стадии развития. При этом уже заметно, что на рынке доминирует ограниченное количество игроков, и это может привести к монополизации. Кроме того, сейчас маркетплейсы могут предоставлять недостоверную информацию о товаре или услуге, отказываться от каких-то обязательств или решать споры без опоры на действующее законодательство. Соответственно, все эти проблемы необходимо урегулировать.
Читайте также:
• Цифровое обучение становится заложником экосистем • Законопроект о регулировании рекомендательных сервисов внесут в Госдуму