Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Вкладчикам проблемных банков обещали перемены

Поправки в закон о банкротстве предполагают больше прав для пострадавших граждан

28.05.2018 17:19

Автор: Валерий Филоненко

Вкладчикам проблемных банков обещали перемены

Фото: Мария Дмитриенко/ТАСС

На рассмотрение Госдумы в ближайшее время будет внесён законопроект, увеличивающий сумму обязательных страховых выплат по банковским вкладам и меняющий порядок удовлетворения требований вкладчиков банков-банкротов. Об этом в понедельник на «круглом столе», посвящённом проблемам защиты прав вкладчиков, сообщил зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг.

Больше прав, больше денег

За последние несколько лет около 400 российских банков были признаны банкротами. Из-за этого пострадали более 290 тысяч граждан и 116 тысяч юридических лиц. По данным ассоциации страхования вкладов, за 2015-2016 годы из 1,14 триллиона рублей задолженности банков-банкротов перед вкладчиками было выплачено всего 61,8 миллиарда рублей, или шесть процентов от общей суммы претензий. Наиболее яркий пример — банк «Югра», где более 35 тысяч вкладчиков потеряли сбережения на сумму 16,5 миллиарда рублей.

Проблемные банки получат дополнительный шанс

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Рашкина (КПРФ), при всей внешней пристойности и регулируемости Банком России процедуры возмещения ущерба вкладчикам лопнувших кредитных организаций, отчислений банков-участников в систему страхования вкладов уже давно не хватает.

«Когда в конкурсной массе банков-банкротов нет достаточного объёма средств, то суммы выплат фактически компенсируются Агентством страхования вкладов, то есть за счёт бюджетных средств. Но процедура не совершенна. За бортом остаются интересы тысяч граждан», — пояснил депутат. По его словам, исправить ситуацию могло бы расширение действия механизма страхования вкладов на юридических лиц, некоммерческих организаций и владельцев «металлических счетов».

Порядок конкурсного производства, регулируемый федеральным законом о банкротстве, по мнению парламентария, также малоэффективен. Возврат средств кредиторам первой очереди составляет в среднем чуть более 10 процентов от размера предъявляемых требований. Кредиторы третьей очереди практически во всех случаях не получают ничего.

Текущая схема банкротства предусматривает ряд последовательных действий. Сначала идёт процедура наблюдения, обеспечивающая сохранность имущества. По результатам наблюдения назначается или внешнее управление, или санация. Если этих мер оказывается недостаточно, начинается конкурсное производство с последующей распродажей имущества. Вырученные средства идут на удовлетворение требований вкладчиков.

2438 российских банков прекратили существование с 1991 года.

Рашкин считает, что при нынешней схеме банкротства конкурсный управляющий, как правило, обеспечивает возврат средств едва ли не в меньшем объёме, чем тратит на само конкурсное производство, «попросту съедая деньги кредиторов». По наблюдениям экспертов, в иных случаях траты на юристов на этапе конкурсного производства составляют 30 тысяч рублей в час. При этом смета расходов с кредиторами не согласовывается.

Владельцы банков должны отвечать тоже

По мнению Валерия Гартунга («Справедливая Россия»), вкладчики банков-банкротов нуждаются в дополнительной опеке. Поэтому в ближайшее время на рассмотрение Госдумы будут представлены поправки в закон о банкротстве, которыми предлагается увеличить сумму обязательных страховых выплат по банковским вкладам.

«Здесь важно определиться, во сколько раз нужно поднять порог — в два или три. Можно и в десять раз, но тогда это ляжет бременем на всех остальных заёмщиков. Здесь важно отыскать золотую середину», — уточнил он.

Второй по значимости поправкой парламентарий считает изменение порядка удовлетворения требований вкладчиков лопнувших банкротов. Первыми предлагается учитывать интересы физических лиц, а Агентство страховых вкладов, по его убеждению, нужно передвинуть в конец очереди.

Здесь важно определиться, во сколько раз нужно поднять порог — в два или три. Можно и в десять раз, но тогда это ляжет бременем на всех остальных заёмщиков.

Депутат также предложил включить в резолюцию «круглого стола» законодательную норму о субсидарной ответственности высшего руководства российских банков и их владельцев, а также занимающихся банковским надзором представителей госорганов, если будет доказана их вина в доведении кредитной организации до банкротства.

Отдельной строкой в итоговом документе Валерий Рашкин предложил вынести повышение ответственности сотрудников Центробанка за качество банковского надзора. Не лишней, по мнению участников «круглого стола», будет и норма, предусматривающая субсидарную ответственность Банка России в случае недостаточности средств для погашения задолженности ликвидируемой организации перед кредиторами.