Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Виталий Милонов: Телефонное мошенничество — госпрограмма завуалированного терроризма украинского правительства

Депутат прокомментировал идею запретить выдавать кредиты россиянам без их личного присутствия

12.09.2022 19:20

Автор: Николай Козин

Виталий Милонов: Телефонное мошенничество — госпрограмма завуалированного терроризма украинского правительства
  © Сергей Петров/TACC

Депутат Госдумы Виталий Милонов выступил с предложением не давать гражданам кредиты без личного присутствия в банке или, по крайней мере, без нотариально оформленной доверенности. Соответствующий запрос парламентарий направил на имя министра финансов Антона Силуанова. В интервью «Парламентской газете» Виталий Милонов рассказал, почему больше нельзя не обращать внимания на проблему «дистанционных кредитов», при чем тут украинское правительство и можно ли привязать банковские займы к биометрическим данным россиян.

Защита людей от них самих

- Виталий Валентинович, что вы имеете в виду под «дистанционным кредитованием» и почему его, на ваш взгляд, необходимо ограничить?

- Дело в том, что сейчас и банки и менее, скажем так, крупные и ответственные финансовые структуры все чаще предлагают людям заводить виртуальные личные кабинеты и через эти кабинеты получать кредиты. Причем иной раз на достаточно крупные суммы. И с этим связан целый ряд проблем.

Во-первых, поскольку подобное решение не требует от человека, по сути, никакой активности и минимум времени, оно зачастую принимается импульсивно. Или же когда человек находится в нетрезвом состоянии. Во-вторых, те же мошенники, завладев доступом в личный кабинет, могут оформить на человека кредит и скрыться без следа, а ему потом придется разгребать неприятности. И хорошо, если на самом деле удастся доказать, что он к этому кредиту не имеет никакого отношения.

- Другими словами, это не только способ защиты граждан от мошенников, но и способ защиты граждан от них же самих?

- Кредит, как вы понимаете, шаг достаточно ответственный. Взаймы у банка или иной кредитной организации берется не рубль и не два. А обязательства, которые возникают в процессе, могут иметь тяжелые последствия в случае их неисполнения. Поэтому лучше, чтобы у гражданина было дополнительное время подумать, во время похода в банк, например, и уже окончательно и четко определиться, нужен ему этот кредит или нет. Кроме того, таким образом мы помогаем и самим банкам. Поскольку если люди начнут подходить к вопросам займов более ответственно, невозвратных займов станет меньше.

Читайте также:

• Как клиенту банка обезопасить себя от мошенников

Обман за пару кликов мышкой

- Почему именно сейчас эта проблема стала актуальной?

- Я основываюсь на собственном опыте работы с избирателями и той динамике, которую наблюдаю на протяжении нескольких последних месяцев. У меня нет, к сожалению, конкретных цифр, какой-то четкой статистики, но я могу с уверенностью сказать, что количество обращений, когда люди просят помочь им с финансовой проблемой, возникшей в силу того, что они не совсем осознанно решили взять кредит, заметно увеличилось. Очень многие этим серьезно обеспокоены.

- Что изменилось за эти последние несколько месяцев?

- Во-первых, спецоперация наглядно продемонстрировала, что программа телефонного мошенничества является государственной программой завуалированного терроризма на Украине. Вряд ли можно предположить, что многочисленные украинские кол-ценры, из которых ведется планомерный обзвон наших граждан, существуют сами по себе, без финансовой поддержки государства — не те масштабы. К тому же очень активно развиваются технические средства. Раньше та же подмена номера была процедурой, скажем так, эксклюзивной и дорогостоящей, требующей к тому же денежных вложений со стороны самих мошенников. Сейчас же это делается буквально в пару кликов мышкой.

- В России активно развивается Единая биометрическая система, а биометрию эксперты по IT-технологиям называют «паролем, который нельзя потерять или подделать». Возможно, стоит привязать выдачу кредита к ней и тем самым все же избавить граждан от походов в банк и оформления бумажек?

- Дело в том, что средства биометрии пока еще не гарантируют пользователям абсолютную безопасность при их использовании не в сертифицированных терминалах. Банкомат в банковском отделении является таким терминалом, он надежно защищен от утечки данных. А вот смартфон не является. К тому же смартфон можно потерять, им могут завладеть мошенники, и в эти случаях биометрический контроль уже не будет являться хорошим средством защиты.

Бесконтрольный сбор биометрических данных призвали остановить

- Есть ли какой-либо ответ на ваше обращение?

- Запрос был отправлен вчера, на сегодняшний день ответа по нему, конечно же, нет. Но я думаю, в ближайшее время уже можно ожидать какой-либо реакции.

Справка «Парламентской газеты»

По данным Центробанка, во II квартале 2022 года было совершено более 37 тысяч преступлений, связанных с дистанционным банковским обслуживанием физических лиц. Для сравнения: за аналогичный период 2021 года их количество составило 48 882. А вот объемы похищенного в 2022 году, наоборот, выросли: мошенники нанесли гражданам ущерб более чем на миллиард 800 миллионов рублей против миллиарда 200 ллионов за  II квартал 2021 года. При этом вернуть удалось лишь 0,9 процента от этой суммы, в то время как в прошлом году этот показатель составил 1,3 процента.