Пленарное заседание Совета Федерации

12:24Силуанов: расходы на зарплаты в регионах выросли на 14 процентов

12:22Силуанов рассказал, куда направили более триллиона рублей, не израсходованных в 2020 году

12:05Артамонов: объём межбюджетных трансфертов в 2020 году вырос на 55%

В бюджет заложили деньги на капремонт школ и оздоровление реки Дон

В главном финансовом документе страны на 2022-2024 годы учли предложения Совета Федерации, говорит сенатор Анатолий Артамонов

05.10.2021 00:00

Автор: Валерий Филоненко

В бюджет заложили деньги на капремонт школ и оздоровление реки Дон
Анатолий Артамонов © Тимур Ханов/ПГ

Cофинансирование расходов регионов на капремонт автодорог, а также искусственных дорожных сооружений предложено вести за счёт акцизов на нефтепродукты, производимых в России. Также при формировании проекта бюджета кабмин принял в расчёт позицию палаты регионов по вопросам оздоровления и развития водохозяйственного комплекса реки Дон и расходам регионов на капремонт зданий общеобразовательных организаций. Все эти направления получат финансирование. Кроме того, что очень важно для регионов, по предложениям сенаторов закреплено увеличение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и объёмов межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности. Об этом в интервью «Парламентской газете» сообщил председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов накануне парламентских слушаний проекта бюджета в Совете Федерации, которые пройдут 5 октября.

- Анатолий Дмитриевич, можете выделить главный приоритет федерального бюджета 2022-2024 годы?

- Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Его главная направленность — решение задач роста благополучия граждан и повышение потенциала развития экономики.

- Параметры бюджета, утверждённые кабмином, вселяют оптимизм. Первые два года трёхлетки  профицитные. Мы действительно оправились от кризиса?

- Правительство в 2021 году продолжило реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и её последствиями, занималось также повышением устойчивости всей социально-экономической системы и восстановлением деловой активности. Это позволило к текущему моменту сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста. В 2021 году ожидается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) на 4,2 процента, а на период 2022-2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3 процента. В основе таких показателей прогноз по повышению внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. При этом наблюдается некоторое текущее усиление инфляционных процессов, но мы будем контролировать эту ситуацию, чтобы не свести на нет все достигнутые позитивные моменты.

- Появятся ли в бюджете новые источники дохода?

- Мы ожидаем роста поступлений внутренних налогов (налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций). Это связано с ожидаемым улучшением экономической динамики и мерами по совершенствованию налогового администрирования. Кроме того, увеличению доходов бюджета поспособствуют повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых, изменение условий налогообложения отдельных отраслей экономики и расширение перечня подакцизной продукции. Также достичь поставленных целей поможет повышение ставок таможенной пошлины на некоторые зерновые культуры и масло подсолнечника и другие.

- Какие рекомендации Совета Федерации учтены на стадии формирования проекта бюджета?

- В этом году, как и ранее, от сенаторов поступило много предложений по формированию федерального бюджета на предстоящие три года и часть из этих рекомендаций уже включена в проект. Так, выполнены рекомендации об изменении подхода к реализации госпрограмм, значительное внимание уделено дальнейшему реформированию системы управления ими, включая координацию госпрограмм регионов и федерального Центра.

- Какие из предложений палаты регионов, можно сказать, уже точно найдут место в бюджете следующей трёхлетки?

- В законопроекте учтено предложение сенаторов о создании механизма софинансирования расходов регионов по капремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за счёт доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории России. Так, проектом федерального бюджета на 2022-2024 годы предусмотрены субсидии регионам — 68,3 миллиарда рублей на 2022 год, 139,4 миллиарда рублей — на 2023 год и 214,6 миллиарда рублей — на 2024 год.

Также предусмотрено увеличение объёмов межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели в 2022 году предусмотрено 117,7 миллиарда рублей, в 2023 году — 197,6 миллиарда рублей и в 2024 году — 261,7 миллиарда.

Читайте также:

• В бюджет на 2022-2024 годы заложили дополнительные деньги для преподавателей колледжей • Льготную ипотеку предложили сделать адресной

Кроме того, что очень важно для регионов, по предложениям сенаторов заложено увеличение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ — в 2022 году на 5,6 процента к 2021 году (что выше уровня инфляции), в 2023 году — на 1,7 процента к 2022 году, в 2024 году — на 2,5 процента к 2023 году.

В проекте федерального бюджета учтены также предложения сенаторов по финансированию мероприятий по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон. Помимо этого, нашли отражение наши инициативы по софинансированию расходов регионов на капремонт зданий общеобразовательных организаций на 2022-2024 годы — по 66,9 миллиарда рублей ежегодно. А ещё планируется подготовка специальной программы капитального ремонта школ, рассчитанной на пять лет, с приоритетом в части сельских школ.

Сельская школа в Тверской области © Lori.ru

- Рекомендации сенаторов по дальнейшему совершенствованию налоговой системы также были приняты во внимание?

- Достаточно много рекомендаций находится в стадии выполнения. Это касается и поддержания уровня инфляции, обеспечивающего сохранение макроэкономической стабильности, и мер по донастройке российского законодательства о налогах и сборах в части дивидендной политики и налогового стимулирования инвестиционной деятельности.

Продолжается работа по компенсации из федерального бюджета снижения поступлений доходов регионов при применении инвестиционного налогового вычета. Идёт работа по реструктуризации бюджетных кредитов с направлением регионами высвобождающихся средств на бюджетные инвестиции в новые инвестпроекты. При этом субъектам предоставляется возможность списать кредиты за счёт увеличения поступлений доходов от таких проектов в федеральный бюджет.

Постоянно ведётся работа по совершенствованию методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Необходимость этой работы неоднократно отмечал Совет Федерации.

- В 2020 году была создана Комиссия Федерального Собрания по перераспределению бюджетных средств, в которую вошли по семь представителей от обеих палат. Что сделано этим контрольным органом на сегодня?

- Комиссия Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований ежедневно в оперативном режиме рассматривает предлагаемые Правительством документы. Среди них запросы на изменение паспортов федеральных проектов в составе нацпроектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Такие изменения предусматривают внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, проекты решений о выделении средств из правительственного Резервного фонда на неотложные нужды.

На рассмотрение комиссии также поступают проекты правил предоставления в текущем финансовом году межбюджетных трансфертов бюджетам регионов, в том числе за счёт средств Резервного фонда Правительства. Сюда же относятся и проекты распределения и оперативного перераспределения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов между регионами. Они необходимы для учёта возникающей дополнительной потребности и эффективного использования образующихся резервов.

Все эти документы имеют срочный характер, особую актуальность и направлены на социальную поддержку граждан, помощь регионам, в том числе пострадавшим в результате стихии. Также деньги распределяются на поддержание конкретных отраслей и производителей необходимой для населения и экономики продукции, а в целом — на достижение национальных целей развития.

- Ранее вы отмечали, что с Минфином была достигнута договорённость по стимулированию стремления регионов к самодостаточности. Работа в этом направлении продолжается?

- В очередной бюджетной трёхлетке прогнозируется существенное сокращение дефицита консолидированных бюджетов регионов к ВВП, в основном за счёт увеличения их годового объёма собственных доходов.

Для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов в этом году продолжалась работа по снижению долговой нагрузки путём реструктуризации бюджетных кредитов и замещения рыночных заимствований регионов.

При этом для формирования собственной ресурсной базы и активного развития региональных экономик необходимо продолжить работу по стимулированию регионов к развитию инфраструктуры, в том числе предоставление бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов. Также необходимо увеличить объём грантовой поддержки регионов за достижение показателей национальных целей развития.

Особую значимость приобретает наращивание объёмов инвестиционных расходов субъектов РФ.

В целом мы отмечаем необходимость комплексного подхода к разработке мер по созданию условий для повышения финансовой самодостаточности регионов и поощрению их стремления к дальнейшему наращиванию экономического потенциала своих территорий. Мы будем активно участвовать в подготовке этих мер.