Успеть за 10 минут: пересечь российскую границу станет проще
К 2030 году в 55 пунктах пропуска заработают системы с искусственным интеллектом
Пропускная способность на границе с Китаем через пять лет увеличится в три раза по сравнению с нынешними показателями, на границе с Монголией — почти в пять раз, на границе с Казахстаном и Азербайджаном — более чем в два раза. К тому же сроку в нормативное состояние приведут не менее 85 процентов всех пунктов пропуска, а 55 пунктов оснастят высокоинтеллектуальными системами контроля, что позволит сократить время прохождения их фурами до 10 минут. Перспективы развития транспортных коридоров страны парламентарии и представители ведомств обсудили на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 18 ноября в рамках Транспортной недели — 2025.
Нерешенные вопросы
Состояние и качество работы пунктов пропуска на границе влияют как на экономику, так и на уровень национальной безопасности нашей страны. В прошлом году через погранпереходы проехало более 24 миллионов машин, а за шесть месяцев этого года — более 12 миллионов, отметил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Показатели неплохие, но темпы можно ускорить, сократив время прохождения контрольных процедур и повысив пропускную способность пунктов пропуска, «выведя их работу на современный цифровой уровень», уточнил сенатор.
Работа в этом направлении идет, но вместе с тем появляются и вопросы. Например, количество контрольных функций, которые выполняются на территории пунктов пропуска, увеличивается. Хотя все должно быть ровно наоборот. Теперь таможня должна проверять, внес ли иностранный перевозчик плату за пользование российскими дорогами. Проблему можно решить, если большая часть контрольных процедур будет проводиться за пределами пункта пропуска, считает Андрей Кутепов.
«Уже введены электронные перевозочные документы, электронные таможенные декларации, сейчас тестируются интеллектуальные пункты пропуска, то есть мы видим, какой груз, кто и для кого везет, но нам необходимо сделать акцент на развитии прилегающих к погранпереходам территорий», — сказал он.
Ускорению процедуры прохождения пунктов пропуска должен был помочь разработанный сенаторами и депутатами закон об электронной очереди, но и здесь не все так гладко, обратил внимание первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев.
«Это всех проблем, к сожалению, не решило, — заметил депутат. — Очень большие вопросы по капстроительству и реконструкции: сдвижки вправо на два-три года. Это не просто. Мы откладываем повышение конкурентоспособности. Это прямое удорожание, подчас в разы. А можно дотянуть до того момента, когда согласованный проект перестанет соответствовать нормам. И тогда все сначала, и деньги на ветер — это в текущей экономической ситуации недопустимо».
Ключевые задачи
В Минтрансе понимают важность поставленной президентом задачи по увеличению пропускной способности на границе, и план ее исполнения готов. Как пояснил первый замминистра транспорта Константин Пашков, речь идет не только об обновлении инфраструктуры подъездных путей к пунктам пропуска, но и о создании там цифровой высокоинтеллектуальной системы.
По его словам, наша страна сегодня «самая быстрая, самая продвинутая в части процедур пропуска через государственную границу как граждан, так и грузов»: уже внедрены электронная очередь, инспекционно-досмотровое оборудование портального типа, автоматизированные системы паспортного контроля.
При этом замминистра транспорта Валентин Иванов уточнил, что ключевая задача Минтранса — увеличить к 2030 году в полтора раза объем перевозок по международным транспортным коридорам. А для этого к указанному сроку следует модернизировать 87 приоритетных пунктов пропуска. «Собственно говоря, эти приоритетные пункты пропуска обеспечивают практически 90 процентов нашего пассажира- и грузопотока из этих приоритетных пунктов пропуска», — подчеркнул замминистра.
В планах привести в нормативное состояние не менее 85 процентов всех пунктов пропуска, сократив к 2030 году время прохождения грузовиками 55 из них до 10 минут за счет внедрения интеллектуальных систем контроля.
Также к первостепенным задачам Министерство транспорта относит увеличение пропускной способности на границе с Китаем через пять лет в три раза по сравнению с нынешними показателями, на границе с Монголией — почти в пять раз, на границе с Казахстаном и Азербайджаном — более чем в два раза.
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Павел Федяев







