Сколько российская семья заплатит за коммуналку

Допустимую долю расходов семейного бюджета россиян на оплату жилья и коммунальных услуг предлагается понизить до 15 процентов

Сколько российская семья заплатит за коммуналку

ФотО: РИА Новости/ Илья Питалев

Снижение предельной планки расходов на услуги ЖКХ от общего дохода семьи станет эффективной мерой адресной защиты малообеспеченных граждан. Соответствующие поправки в статью 159 Жилищного кодекса были подготовлены и внесены в Госдуму группой депутатов во главе с руководителем парламентской фракции партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Эксперты и законодатели обсудили плюсы и минусы инициативы на «круглом столе», который состоялся в «Парламентской газете» 25 апреля.

Меняем стандарты, стимулируем энергоэффективность

Согласно действующему законодательству, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22 процентов. Этот показатель в дальнейшем используется для расчёта субсидий, которые предоставляются малоимущим гражданам из региональных бюджетов.Однако закон не ограничивает регионы в своих предпочтениях. В некоторых субъектах с высокими доходами предельно допустимая планка снижена где до 15 процентов, как в Якутии, или до 10 процентов, как в Москве.

Один из авторов законопроекта справедливороссов председатель думского Комитета по ЖКХ Галина Хованская считает, что это несправедливо, так как Конституция гарантирует равенство прав россиян независимо от места жительства. Законодатели предлагают зафиксировать федеральный стандарт на уровне 15 процентов.

Депутат напомнила, что Президент России Владимир Путин поручил Правительству разработать механизмы оказания социальной помощи населению, исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости. Самой же эффективной мерой адресной защиты, считает Хованская, является субсидия, предоставляемая семье на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. «Эта мера работает во всех регионах и успешно защищает беднейшие слои населения», — заявила парламентарий.

Между тем правовое управление Государственной Думы в своём заключении на проект закона предложило обратиться в Правительство за разъяснением финансовых вопросов. Ведь для реализации предложенной меры поддержки потребуется 35 миллиардов рублей.

Уточнить, за чей счёт будет расширен круг получателей субсидий, также предлагает исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

Александр Козлов. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

«Если речь идёт о федеральном бюджете, то, видимо, встанет вопрос о сокращении каких-то текущих расходных статей, — пояснил он. — По крайней мере, из пояснительной записки неясен источник финансирования, как нет и финансово-экономического обоснования. Непонятно, как рассчитывалась ёмкость потенциальных участников, которые будут получать субсидию».

При этом эксперт полагает, что ограничиваться адресными субсидиями не следует, а нужно идти дальше, стимулируя граждан на переход к энергоэффективному потреблению ресурсов. В том числе за счёт установки современных интеллектуальных систем учёта и контроля, которые помогут существенно сэкономить при оплате коммунальных услуг.

Регионы не должны остаться крайними

По расчётам экономистов, если субсидию получают 15 процентов населения страны, то она работает. Если показатель увеличивается, то наступает бюджетный коллапс. В России с этим пока всё в порядке. По данным Росстата, жилищные субсидии в прошлом году получали лишь 7,5 процента домохозяйств.

Исполнительный директор некоммерческого партнёрства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, как и авторы законопроекта, считает, что система адресных субсидий хорошо себя зарекомендовала, потому что она учитывает социальное положение семьи и стимулирует своевременную оплату коммунальных услуг. В противном случае субсидия не выплачивается.

В то же время эксперт убеждена, что существующая в России система льготирования нуждается в совершенствовании. «Сегодня в России федеральные и региональные льготы получают 25 процентов граждан, — напомнила Разворотнева. — На это ежегодно тратится 300 миллиардов рублей. При этом не все льготники действительно в них нуждаются. Очевидно, что назрела необходимость пересмотреть систему предоставления льгот».

Светлана Развортнева. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Что касается пересмотра федерального стандарта предельной планки расходов на услуги ЖКХ, то ведущий юрисконсульт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев уверен, что в этом случае регионы окажутся в непростой ситуации, так как ответственность за предоставление субсидий лежит на них. А источник финансирования пока не определён.

«При снижении уровня предельной нормы с 22 процентов до 15 в регионах расширится и количество получателей субсидий, а следовательно, и бюджетные расходы. Хорошо, если бюджет профицитный, а если дефицитный? Возникает закономерный вопрос: чем компенсировать расходы? Ведь регионы должны будут считаться с установленной на федеральном уровне нормой. Поэтому, прежде чем принимать такой закон, нужно точно рассчитать последствия», — резюмировал эксперт.

Дмитрий Гордеев. Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Ранее «Парламентская газета» сообщала, что Правительство России изменило порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Совокупная плата граждан за коммунальные услуги, в зависимости от которой устанавливаются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, будет также определяться с использованием предельного уровня цены на тепловую энергию. Это обусловлено внедрением новой модели ценообразования в сфере теплоснабжения — целевой модели рынка тепловой энергии.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 2551

26.04.2018 14:56

Загрузка...