Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Селу нужны автобусы и деньги на них

Почти половина деревень не обеспечена регулярным сообщением общественного транспорта

05.06.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Селу нужны автобусы и деньги на них
  © ИТАР-ТАСС/ Александр Колбасов

Так как стройматериалы подорожали, максимальный размер господдержки, которую предоставляют на осуществление одного сельского проекта благоустройства, предлагают повысить с двух до трех миллионов рублей. Такое нововведение содержится в подготовленном Министерством сельского хозяйства проекте постановления Правительства, размещенном на портале проектов нормативных правовых актов 1 июня. В Госдуме и Совфеде поддерживают инициативу, но считают, что программу можно улучшить. Например, включить в нее развитие транспортного сообщения, а именно закупку автобусов для деревень.

Чтобы жизнь кипела

На ежегодной встрече с тружениками социальной сферы села 16 мая председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что благодаря национальным проектам и программе комплексного развития сельских территорий облик наших сел постепенно меняется. Так, за прошлый год отремонтировано и построено более 300 домов культуры, свыше 700 фельдшерско-акушерских пунктов, появилось больше 200 спортивных и детских площадок.

«Это, безусловно, хорошие результаты, — сказала Матвиенко. — Но если мы посмотрим на официальную статистику, то увидим, что темпы социально-экономического развития сельских территорий недостаточно высоки. Так, на селе, к большому сожалению, показатели рождаемости ниже, чем в городе, а уровень смертности, наоборот, выше».

Чтобы с этими тенденциями бороться, считает она, «нужно, чтобы жизнь кипела в каждой деревне или поселке, а ее качество не уступало городским стандартам».

Валентина Матвиенко © пресс-служба Совета Федерации

На той встрече был и глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, который поддержал мнение спикера палаты регионов. Результатом, хотя, наверное, и промежуточным, можно считать подготовленные министерством изменения в программу комплексного развития сельских территорий. Так, согласно документу, размер господдержки, предоставляемой на реализацию одного проекта благоустройства, предлагают повысить с двух до трех миллионов рублей.

Сам же перечень проектов хотят расширить, включив в него создание и обустройство остановок общественного транспорта, общественных пространств и пространств для проведения общественных мероприятий. Минсельхоз решил внести в список закупку техники для механизированной уборки и содержания территории, создание объектов муниципальной социальной сферы, предоставление доступа к интернету по Wi-Fi.

Читайте также:

• В Госдуме предложили принимать сельскую молодежь в колледжи вне конкурса

Без транспорта никак

Глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин напомнил «Парламентской газете», что паспорт программы комплексного развития сельских территорий утвердили несколько лет назад, и «за эти годы недофинансирование составило более 800 миллиардов рублей».

«Я сегодня на итоговой коллегии Министерства сельского хозяйства говорил о том, что деревня начинает попадать под бульдозер, как и в те времена, когда ее стали считать неперспективной. Мы потеряли огромное количество территорий. Сокращение финансирования сегодня — явление тоже опасное. Посмотрите внимательно на черноземную зону. Многие территории от Смоленска до Тверской области — эта земля всегда была нашей берегиней — сократили поголовье крупного рогатого скота. Сократили землю в обороте, производят продукции в 4,5—5 раз меньше, чем было в 90-е годы», — отметил Кашин.

Владимир Кашин © Игорь Самохвалов/ПГ

Для скорейшего исправления ситуации с оттоком населения из глубинки у депутата есть рецепт: «Каждое из существующих ныне 2400 муниципальных образований ежегодно должно обустраивать хотя бы по одной деревне. Так, чтобы туда могли приехать люди и остаться. Чтобы там было жилье, соцкультбыт, рабочие места, дороги». Положительные примеры уже есть, например, в Адыгее после приведения села в порядок туда потянулся народ. «Но основная масса-то пока из села убегает, и идет обезлюдение деревни», — сказал глава комитета.

Развитие транспортного сообщения на селе поддерживают и в Совете Федерации. Об этом, в частности, шла речь на дискуссионной площадке «Новые подходы к развитию сельских территорий» 16 мая. По мнению первого зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, транспортное сообщение на селе — одна из насущных проблем, требующих незамедлительного решения. «Из 153 тысяч сельских населенных пунктов 71 тысяча не имеет регулярного автобусного сообщения», — привел цифры сенатор.

Сергей Митин © пресс-служба Совета Федерации

По итогам майского совещания Правительству направили рекомендации выделить субсидии на закупку транспортных средств по госпрограмме комплексного развития сельских территорий, напомнил «Парламентской газете» Сергей Митин. Если инициативу сенаторов одобрят, на ее реализацию потребуются деньги. Поэтому Владимир Кашин считает необходимым повышать финансирование госпрограммы: «Минсельхоз и мы бьемся, чтобы было финансирование, и нас в этом плане поддерживают территории».

По словам депутата, в 2022 году на комплексную программу предусмотрено 65 миллиардов рублей. «Но у нас в соответствии с планом и с исходником на этот год планировалось более 200 миллиардов рублей», — пояснил депутат.

В то же время Сергей Митин не склонен сгущать краски по поводу недофинансирования: на программу в этом году выделили денег больше. При этом в сельское хозяйство из бюджета по разным программам Минобразования, Минздрава, Минтранса и других ведомств планируют направить в общей сложности 190 миллиардов рублей и еще 220 миллиардов — из внебюджетных источников. Это больше, чем в прошлом году, уточнил сенатор.